Взыскать полмиллиона рублей за детскую шапку: блогер Влад Бумага подал на нас в суд — и вот что было дальше

Кто бы мог подумать, что за продажу детской шапки за 650 рублей на маркетплейсе можно получить иск на полмиллиона…

Вот и нам довелось столкнуться с такой историей. Мы прошли это дело до конца и теперь я готов рассказать подробности, которые точно стоит знать заранее каждому предпринимателю.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей».

Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

История началась с того, что один блогер решил, мол, картинка на детских шапках копирует его логотип.

Посмотрите сами, как на ваш взгляд — это тоже самое или нет?

Слева — детская шапка с Вайлдберрис за 650 рублей. Справа — блогер Влад Бумага и его логотип «А4».
Слева — детская шапка с Вайлдберрис за 650 рублей. Справа — блогер Влад Бумага и его логотип «А4».
Как думаете, тут есть нарушение?
Да
Нет

Интересы блогера взялись представлять крутые московские юристы. То ли сам Влад, то ли эти юристы, решили, что цена такому нарушению ни много ни мало — 418 640 рублей.

Вот такое «письмо счастья» прилетело нам от юристов блогера:

Взыскать полмиллиона рублей за детскую шапку: блогер Влад Бумага подал на нас в суд — и вот что было дальше

Казалось бы, известный блогер и крутая московская юрфирма с одной стороны, а с другой стороны обычный маленький ИП. Хоть бери и тут же сдавайся.

Но что, если попробовать побороться?

Давайте расскажу, как шло это дело, и поделюсь выводами, которые будут полезны нам с вами.

Что интересного было в суде

Позиция юристов Влада А4 была такой:
— у компании Влада зарегистрирован свой товарный знак в Роспатенте

— права на дизайн одежды принадлежат его компании

— мы продавали шапки с их логотипом, а значит должны заплатить им компенсацию

В начале казалось, что ситуация безвыходная. Но я как юрист по интеллектуальной собственности обратил внимание на вот эти интересные нюансы.

1. Истец не доказал, что у него вообще есть авторские права на дизайн одежды

Юристы блогера принесли в суд некий договор.

По этому договору компания Влада ООО «ЧЕТЫРЕАЧЕТЫРЕ» приобрела права на дизайн одежды с его лого у другой компании — ООО «МЕДИА КУБ НЕТВОРК».

Рассмотреть сложно, но так выглядел дизайн шапок, на которые передавались права в договоре
Рассмотреть сложно, но так выглядел дизайн шапок, на которые передавались права в договоре

Но откуда взялись права у этого «Медиа Куба»? Таких документов мы не увидели. А вопрос на самом деле не праздный.

По нашим законам авторское право изначально возникает у автора произведения — конкретного человека. Скажем, если вы нарисовали картинку, то все права на нее изначально возникают лично у вас.

Перейти к какой-то компании эти права могут только по специальному договору.

Даже если компания заплатила деньги дизайнеру, но договора не было — значит права остались у дизайнера. Компании эти права не перешли, и защищать ей нечего.

Так и в нашей ситуации: договор между компаниями был, а между компанией и дизайнером — нет. Может права так и остались у дизайнера?

Кто его знает. Истец это так и не доказал.

Совет: если заказываете работу у дизайнера, разработчика или какого-то еще автора — всегда заключайте договор.
Из вашего договора и акта должно четко следовать, что права перешли вам. Иначе вы эти права не получаете.

2. Дизайн одежды не был запатентован как промышленный образец

Авторские права это хорошо, но есть кое-что покруче — патентные права.

Наверняка вы слышали про патенты на изобретения, которые защищают технические решения. Но у нас в стране есть еще один вид патентов — патенты на промышленные образцы.

Проще говоря, промобразец — это патент на дизайн. Такой патент защищает внешний вид изделия. Если я хочу получить права на дизайн и сделать так, чтобы никто кроме меня такой дизайн не использовал, и даже похожий не мог — мне нужно получить патент на промобразец.
Я уже как-то рассказывал про такие патенты в отдельном посте.

Компания блогера не патентовала на себя никакой дизайн. Могли бы, но не сделали.

Мы подняли этот вопрос в суде, и суд согласился — получается, истец не предпринял меры по защите своего дизайна.

Совет: если у вас есть какой-то дизайн и вам важно, чтобы права на него принадлежали только вам — патентуйте этот дизайн на себя как промышленный образец.

3. Само по себе название «А4» не было зарегистрировано как товарный знак

Есть у нас в Роспатенте такая штука — товарный знак. Как товарный знак регистрируют названия и логотипы компаний, их товаров, домены, имена и чего только не.

У Влада Бумаги действительно были свои товарные знаки в Роспатенте. На момент подачи иска их было два:

Как видите, юристы блогера не зарегистрировали ему само по себе сочетание букв «А4» — зарегистрировали имя+А4.

Причем в регистрации было прямо указано, что символы «А4» являются неохраняемыми элементами товарного знака.

Взыскать полмиллиона рублей за детскую шапку: блогер Влад Бумага подал на нас в суд — и вот что было дальше

Получается, права на сами по себе эти две буквы ему не принадлежали.

Совет: если когда-нибудь соберетесь регистрировать свой бренд, регистрируйте именно само по себе название. Не нужно лепить к нему дополнительные слова, картинки, слоганы и версии на других языках. Именно такая регистрация даст больше всего прав.

И всегда обращайте внимание на то, какие элементы знака выделяют как неохраняемые.

4. Дизайн логотипа и самих шапок был разный

Сравните логотипы на этих шапках. На ваш взгляд — они одинаковые или разные? При условии, что сами по себе буквы «А4» не защищаются.

Взыскать полмиллиона рублей за детскую шапку: блогер Влад Бумага подал на нас в суд — и вот что было дальше

В суде мы смогли доказать, что эти логотипы разные.

А что касаемо самих шапок — ну так они все технически примерно одинаково сделаны. Почти у всех шапок есть отворот, и картинки на этот отворот обычно и лепят.

Взыскать полмиллиона рублей за детскую шапку: блогер Влад Бумага подал на нас в суд — и вот что было дальше

Суд в итоге так и сказал — наши шапки имеют типичное для шапок устройство и их форма обусловлена конструкцией, а не дизайнерским замыслом.

Совет: если нужно защищать логотип не только от копирования, но и от использования похожих лого — стоит зарегистрировать его как товарный знак. Авторские права тут особо не помогут.

Чем в итоге закончился суд и что было дальше

Блогеру и его крутым московским юристам отказали полностью. С нас никто компенсацию в итоге не взыскал — ни рубля.

Взыскать полмиллиона рублей за детскую шапку: блогер Влад Бумага подал на нас в суд — и вот что было дальше

Суд согласился с нашими доводами. И про то, что авторские права, и про патенты, и про товарные знаки. Все это суд так и написал в своем решении.

Конечно, юристы блогера на этом не успокоились и пошли оспаривать решение в вышестоящий суд. Там было еще несколько заседаний, но в итоге решение осталось таким же.

Ссылка на дело в реестре арбитражных судов, кому интересны детали: А40-259918/2022

Выводы из этой истории для нас с вами

Даже если вам пришел большой и грозный иск, не спешите платить. Я видел сотни самых разных ситуаций. Вплоть до историй с мошенниками-юристами и поддельными доверенностями.

Были даже патентные тролли, которые сначала требовали с нас 200 000 рублей, а потом целых 5 000 000 — я рассказывал про это дело в прошлом посте.

С другой стороны, если затеваете какое-то свое дело или уже работаете — ради бога, проверяйте хотя бы свои названия и логотипы вместе с толковым юристом.

Название компании, товаров и все остальное — столько людей на этом обжигаются, вы бы знали. Десятки тысяч дел каждый год по всей стране.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если в принципе тема брендов и технологий «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

75
18
4
1
1
129 комментариев