«Спёр чужой дизайн? Миллион-два потерял»: как на самом деле работают дизайн-патенты

Вы слышали про патенты на изобретения? Да естественно. А вот про патенты на дизайн мало кто знает.
А зря. С помощью патента на промобразец можно защититься от нечестных конкурентов, наказать их и получить своё. Давайте расскажу несколько интересных историй из практики и посмотрим, зачем вообще нужны такие патенты.

«Промышленный образец» — звучит сложно, а суть простая. Это патент на дизайн.
«Промышленный образец» — звучит сложно, а суть простая. Это патент на дизайн.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Защититься от взыскания компенсации

Помню, как-то раз пришла к нашему производству одна американская компания с претензией за нарушение прав на дизайн.

Мол, наши краскопульты до боли похожи на их краскопульты. А боль такая неуемная, что успокоить ее могут лишь 15 миллионов компенсации, желательно здесь и сейчас.

<i>Как в детских журналах — «Найди пять отличий»</i>
Как в детских журналах — «Найди пять отличий»

Патента на промобразец у них не было. Вся позиция строилась на авторских правах.

Дело мы в итоге выиграли и американцам отказали в полном объеме (это еще в 2021 году было, если что). Только вот потом мы еще взяли и запатентовали свой дизайн как промышленный образец.

Зачем? Да потому что если у тебя есть патент на промобразец, значит ни у кого другого такого патента быть не может.

По сути, наличие патента дает гарантию, что ты не нарушаешь чужие права на этот дизайн. Даже если к тебе кто-то придет, ты такой:

«Ничего не знаю, у меня есть патент на промобразец. Так что я действую, обоснованно полагаясь на решение госоргана о выдаче патента, гуляйте»

Взыскать компенсацию с нарушителя

Есть у нас одна компания, делают классные аксессуары для автомобилей. Разработали они свой дизайн номерных рамок и вовремя его запатентовали.

Спустя некоторое время дизайн спёрли конкуренты. Как обычно: заказ-Китай-ввоз и вот уже в интернете продаются похожие рамки, только подешевле и откровенная паль. Качество поганое, отзывы плохие.

Ну что. Мы прошлись с претензиями и исками по продавцам контрафакта.

Понятное дело, сначала был гнев и отрицание — «как так, а ниче тот факт что это просто рамки, а чо в смысле дизайн можно запатентовать». Можно. Потом была стадия принятия — решения в суде.

Великих миллионов тут не было. 300 тысяч тут, 300 там, еще 100 там — и вот уже никто паль не продает, продажи и репутацию не портит.

Заблокировать нарушителей на маркетплейсе

Жил-был один производитель косметики. Делал шампуни в красивых флаконах.

Тут на маркетплейсе появляются реселлеры, конкуренты. Заказали они у китайцев похожие флаконы, внутрь свою жижечку заливают и возят к нам на ежевичный маркетплейс.

Производитель на это смотрит месяц, другой. График продаж NOT STONKS, продажи падают. Посмотрел-посмотрел — и заблокировал карточки конкурентов.

Почему так? А потому что нарушение интеллектуальных прав — это основание для блокировки карточки и утилизации товара.

Подтвердить мировую новизну и оригинальность

Представьте ситуацию: вы наняли дизайнера, он для вас что-то разработал-нарисовал.

Вопрос: а как убедиться, что дизайнер действительно нарисовал оригинальную работу, а не спёр дизайн у другой компании, которая завтра придет с претензиями?

Авторские права тут не помогут. Решение только одно — патент на промобразец.

<i>Так выглядит сам патент на промобразец</i>
Так выглядит сам патент на промобразец

Дело в том, что когда Роспатент проводит экспертизу, проверяют новизну и оригинальность. Патент выдают только если с этим всё ок. Если такое же или слишком похожее решение уже есть — в выдаче патента откажут.

Получается, ваш патент на промобразец — это гарантия оригинальности дизайна. Причем оригинальности не просто российской, а мировой.

«Это оригинальный дизайн, новизна мирового уровня» — если у вас есть патент на промобразец, то эта фраза будет подтверждена документом от государства.

Наверняка вы придумаете, как это использовать в своем маркетинге.

Что по нашей практике патентуют чаще всего

Вот самые популярные сферы для патентования дизайна по моему опыту:

  • приборы и устройства;
  • одежда, обувь и украшения;
  • мебель, элементы интерьера и даже сам интерьер;
  • упаковки — флаконы, коробки, контейнеры;
  • этикетки и их части — развертки, паттерны, орнаменты;
  • игрушки и спортивное оборудование;
  • транспорт: машины, прицепы и все оборудование к ним;
  • архитектурные решения: здания, киоски, павильоны;
  • шрифты, интерфейсы программ и сайтов.

Так выглядят запатентованные промобразцы в реестре Роспатента:

Как понять, нужен ли вам патент на промобразец

Ну тут три простых вопроса:

  1. вы вложили в этот дизайн силы, время, деньги?
  2. этот дизайн помогает вам зарабатывать?
  3. если кто-то из конкурентов начнет использовать очень похожий дизайн — это будет для вас критично?

Если ответы на эти вопросы — «да», то стоит присмотреться к патентованию промобразца.

Главное не затягивайте: в отличие от товарных знаков, запатентовать промобразец можно только при условии, что заявка была подана не позже года с даты публикации дизайна.

Если есть вопросы-задачи по патентованию дизайна, защите от нарушителей или наоборот претензию получили — напишите мне в ЛС. Посмотрим, разберемся, найдем решение. Можно прямо в телеграм — @bchlf

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

9
17 комментариев