Исходники. Отдавать или не отдавать?

Руслан Садков
Руслан Садков

Нужно ли отдавать исходники клиенту по завершению работы?
Давайте сегодня попробуем разобраться. Рассмотрим плюсы и минусы выдачи исходников, рассмотрим, что и как стоит подготавливать, как передавать, как регулировать передачу исходников.

Привет! Сегодня у меня к вам вопрос, который породил обсуждение длиной в целый чат в телеграме, читать не перечитать.
Нужно ли отдавать исходники клиенту по завершению работы?
Я, как дизайнер, любящий клиентов и заботящийся о их дальнейшем процветании, всегда выдаю исходники по окончанию работы над проектом. Однако моя позиция оказалась не самой выдающейся. Многие мастера считают, что выдача исходников должна быть заранее оговорена договором и оплачена дополнительно. Перед тем, как начать писать эту статью, я решил поискать решение в интернетах, но единственно верной точки зрения не нашел.
Давайте сегодня попробуем разобраться. Рассмотрим плюсы и минусы выдачи исходников, рассмотрим, что и как стоит подготавливать, как передавать, как регулировать передачу исходников.

Плюсы выдачи исходников клиенту по окончанию работы
+ Вы “чисты” перед клиентом
условия договора исполнены, макет в порядке, никаких скрытых посланий не закопано в макете.
+ Лояльность
Как от вас к клиенту, так и обратно. Вы доверяете клиенту, а он вам.
+ Структурирование исходников
Факт передачи клиенту всех исходников научил меня структурировать макеты - по папкам, по слоям, по группам. Аккуратность улучшает жизнь в первую очередь клиенту, да и дизайнеру не меньше.
+ Клиент вернется по любви, А не за исходниками.

Минусы выдачи:
- Страх того, что клиент не вернется
Часто дизайнеры боятся, что раз клиент получил исходники, то он больше к ним не вернется, так как сам будет что-то обновлять и редактировать в их макетах.
- Неисполнение условий договора
Даже в устной форме чаще всего в условиях работы всплывает вопрос о передаче исходников клиенту.
- Страх того, что клиент испортит дизайн
Воспитать в клиенте сдержать желание “добавить зеленый” очень трудно. Это и правда проблема.
- Вы не сможете предъявить авторское право, если ваш менеджер заявит, что это его разработки
Об этом много споров, но правда на вашей стороне.

Я, когда встал на путь фриланса, даже не задумывался об этом. Отдать исходники работы - это получить гарант того, что у клиента не возникнет проблем с макетами при работе и передаче в печать. А так как у меня большой процент обновления клиентской аудитории - это был еще один плюсик в рекомендациях. Я много работал в сформированных для конкретного проекта командах, и когда моя работа была окончена, скорее всего, она только начиналась у других. Передать исходники в такой ситуации было что-то вроде эстафетной палочки, чтобы работа большой команды не застопорилась из-за одной пдф-ки с орфографическими ошибками.
Примерно такой же логикой руководствуется любой проект, который связан с государством. В договоре работы с таким проектом отдельным пунктом прописано, что по окончанию работы вы обязаны передать все исходники и наработки.
За 8 лет я сменил несколько менеджеров, с которыми были разные форматы работы. Из-за этого, бывало, что клиент мог потерять исходники, так как менеджер ему не передал или не предупредил, что у него это храниться не будет. Так я пришел к еще одному обязательному делу - выгружать исходники на облако, и предупреждать клиента, что облако я чищу раз в три недели. Это свело к минимуму потерю файлов и при обновлении каких-то файлов клиент всегда получал актуальную версию.

Только один раз я пожалел, что выдал исходники. Был достаточно большой и продолжительный в разработке проект дизайна гоночных соревнований. Мы работали несколько лет и в последний год нашего сотрудничества у гонок сменился маркетолог. Мы долго не могли прийти к удачному решению, но в итоге что-то я сделал правильно, и работа наладилась. Я так думал. Как оказалось, после передачи исходников маркетолог гонок сама переделала макеты афиш и соцсетей, на свой лад. Получилось, что афиши отличались от рекламы в таргете, от уличных баннеров, от листовок промоутеров. На мой резонный вопрос “зачем?” и “почему не переделали остальное?” она ответила, что ей не хотелось мне ничего объяснять, а на другую полиграфию времени не хватило. Получилось колхозно и все остались недовольны.
В одном из недавних проектов, где я получил заказ на фирменный стиль небольшой фирмы, была ситуация, в которой есть несколько выходов и все правильные. На этапе подбора визуала для соцсетей клиент объявила, что я совсем не понимаю ее видения. Хотя до этого проблем не возникало. При детальном разговоре выяснилось, что я и правда не улавливаю какие-то молекулы, из-за чего целостная картина не строится. Я предложил закончить проект на этом месте, индексировав гонорар по факту сделанного. В этот момент я мог отдать исходники только того, что сделал, не вкладывая логобук и примеры визуализации. Или я мог отдать все наработки, чтобы упростить клиенту и новому дизайнеру жизнь. Я решил, что отдам все что придумано на сегодня, так как готовые визуальные примеры рождают понимание, как должен выглядеть бренд. При небольшой доработке клиент скорее всего получил бы, то что хотел увидеть изначально, и все встало бы на свои места.
Отдав исходники, я расстался с клиентом на хорошей ноте и возможности того, что в новых проектах этой фирмы я приму участие.

Итогом к этой статье я бы хотел сказать, что окончательное решение, конечно же, за вами. Не ссыте отдавать исходники. Подготовка исходников дисциплинирует держать макеты в порядке и красоте, однако занимает время.
Во избежание неприятностей относительно того, как дальше обернется жизнь ваших макетов, заключайте договор. В случае чего это ваш верный помощник в суде.
Желаю вам успехов!

Задать вопрос: Руслан вконтакте
Заказать дизайн: Руслан на сайте
Заценить портфолио: Руслан в бехансе

33
8 комментариев

Автор, без обид, но высосать из пальца проблему, слепить из этого многословную по содержанию, но пустую по сути статью и закончить рекламой себя.. ну даже и не знаю.. мягко говоря некрасиво чтоли..

6
Ответить

Скорее коммент высосанный из пальца, лишь бы чела пнуть. Для нубов такая простыня с рассуждениями полезна

1
Ответить

Ну ваще то нет.
Мне была очень интересна позиция противоположной стороны, хотя к созданию магии не имею отношения, а оформляю документы с создателями. И один из исполнителей отказался давать продюсерам исходники. Бэкофис+продюсеры зашуршали мыслями. Пришли к тому, что договором не предусмотрено и исполнитель имеет полное право не отдавать исходники. И я вот думаю "ну тебе что, жалко чтоли?"
А оно вон как выходит.

Ответить

Какие тут вообще могут быть вопросы - что клиент заказал то он и должен получить по договору, чаще всего это финальный продукт. Тут так же есть вопросы лицензий на шрифты и на фото. Если шрифты куплены дизайнером, то он просто не может их передать с исходником, так же и с фото материалами.

Лично я, если вдруг изначально не обсуждался исходник, свожу все изображения (купленные мной), не линкуя исходники, а про шрифты - не гарантирую, что исходник откроется так же красиво, как в финальном продукте.

Вообще отдавая исходник, я стараюсь сразу предупредить, что вот вам исходник, на этом все. А то потом начинается, когда через какое-то время клиент решает либо своими силами, либо с другим дизайнером править макет - "ой пришли это", "ой а как это", "ой помоги шрифты слетели", "ой а можешь в корелле прислать" и тд.

Но вообще эти случаи редки, так как большая часть клиентов стабильно постоянные и им исходники не нужны, так как я всегда с ними на связи.

4
Ответить

Спасибо) круто

Ответить

Все просто — исходник не передаётся клиенту, если это не обозначено в договоре. 

4
Ответить

Задать вопрос:
Заказать дизайн:
Заценить портфолио:
А оно надо?

По сабжу, статья ни о чем.

2
Ответить