Ошибки при организации продаж

Далеко не все технологические компании начинают сразу системно подходить к продажам как к функции. Часто эта система выстраивается позже, и когда это наконец случается, основные ошибки уже допущены. Юлия Шмакотина, директор по развитию бизнеса и работе с партнерами в «Цифре», делится своими наблюдениями по основным ошибкам в продажах.

Ошибки при организации продаж

Ошибка 1. Компания продает «что берут» тем, кто может купить

На старте компании нередко исходят из доступности потенциального клиента (связей, заходов, собственных представлений об интересах возможного контрагента), а не из того продукта (или услуги), который они могут представить рынку. Иными словами, на этом этапе пытаются продать «что берут» тем, кто теоретически может купить, вместо того, чтобы исследовать целевую аудиторию и ее ценности, оценить конкурентный ландшафт, сформулировать собственное взвешенное предложение для рынка и действовать исключительно (гибко, конечно) в рамках этого предложения. Для всех, кто на этом этапе продает (отдела еще обычно нет) — это полная дезориентация, потеря времени и мотивации на стадии формулирования чего-то супер-кастомизированного и невозможность оценить причины успеха или неудачи и потенциал следующих шагов и масштабирования.

Ошибка 2. Все продавцы сосредоточены на одном сегменте рынка

Затем предложение для рынка как-то утрясается и наступает этап, когда оказывается, что в компании все продают всё и всем. В лучшем случае мы будем дублировать усилия друг друга, бестолково расходуя ресурс, в том числе административный, и толкаться на маленьком пятачке самого очевидного для нас участка рынка. А в это время наши более зрелые и продвинутые конкуренты проведут грамотную сегментацию и seeding (буквально засев) рынка, с которого нам впоследствии придется их уже вытеснять. В худшем случае (просто потому, что мы на старте не разделились и не определили четко зоны ответственности) мы сделаем рискованную ставку на пару больших проектов (мы же в это верим!), а эта ставка не оправдается. Кроме того, мы неизбежно столкнемся с тем, что более опытные продавцы (а в данном случае это будут представители руководства компании), увлекаясь прямыми продажами, не будут фокусироваться на передаче опыта, организации системы продаж, обучении вновь пришедших продавцов, что создает очень жесткий потолок роста и развития функции продаж в компании.

Важно четко определить зоны ответственности продавцов и сегменты, в которых они должны продавать.

Важно четко определить зоны ответственности продавцов и сегменты, в которых они должны продавать. По моему опыту, в ИТ-компании рядовой продажник может эффективно (вдумчиво, глубоко и результативно) работать с десятью крупными компаниями или предприятиями одного сегмента, а если в качестве клиентов выступают большие холдинги или госкорпорации — максимум с двумя.

Ошибка 3. Не развита система мотивации продавцов

Следующая зона потенциальных ошибок на более зрелом этапе — это мотивация и контроль продавцов. Всем очевидно, что мотивация продавцов выстраивается по принципу «бери больше, кидай дальше», но, как говорится, есть нюансы. Например, в случае единственной мотивации на принесенную в компанию выручку или маржу, будет ли продавец заниматься долгими или рискованными проектами, которые потенциально могут открыть для компании абсолютно новые рынки и горизонты? Вряд ли. А в случае отсутствия хотя бы какой-то мотивации на общий успех компании, вероятность того, что продавцы будут искренне и регулярно помогать друг другу слишком сильно зависит от их человеческих качеств, а это противоречит установке на организацию системы. Хуже всего, если схема мотивации для продавцов непрозрачна и/или непонятна. Задача руководителя — не только удостовериться в понимании в начале года и подвести итоги в конце, но и в течение периода регулярно обсуждать эту тему с сотрудником, проверяя, не сбился ли прицел, есть ли по-прежнему понимание того, что нужно сделать для успеха, давая конструктивную обратную связь.

В работе продавца слишком много рутинных моментов, довольно редко люди могут сами себя постоянно держать в тонусе и нацеленности на результат. Эту функцию лучше взять на себя руководителю продавцов. Кстати, исключительно финансовая мотивация продавцов (бонус, комиссия) в большинстве случаев тоже далеко не идеальная схема. По-настоящему хорошо работают те сотрудники, которые разделяют культуру и ценности компании, задача руководства — сформулировать эти принципы и нести их в жизнь.

Ошибка 4. Не определена разумная степень контроля

Контроль процессов продаж и работы продавцов — еще одна зона частых ошибок. Основные возможные ошибки — это несоблюдение золотой середины между отсутствием контроля и микроменеджментом, между «сверхформальным» отношением (контроль рабочего времени, количество сделанных звонков и т.д.) и полностью неформальным (отсутствие или несоблюдение ритма бизнеса, забег за результатом в конце отчетного периода и прочее), а также хаотичный контроль с внезапными запросами генерального директора по рядовым сделкам и отсутствием привязки контролирующих процедур к системе мотивации.

Относясь с самого начала к функции продаж как к системе с соответствующими целями, процессами и прозрачной системой оценки эффективности, мы сможем избежать множества ошибок. Задача руководителя коммерческого подразделения — организовать систему, которая не зависит от конкретных исполнителей, в том числе от наличия или отсутствия самого руководителя. Тогда отдел продаж будет успешен.

Задача руководителя коммерческого подразделения — организовать систему, которая не зависит от конкретных исполнителей, в том числе от наличия или отсутствия самого руководителя.

Для меня базовые характеристики эффективного отдела продаж — это четкое определение целей, разделение ролей, прозрачная комплексная мотивация и комфортный и предсказуемый контроль. Если вам есть что добавить к этому перечню, пишите в комментариях.

44
2 комментария

Прежде чем начинать статьи писать поучающие, неплохо бы самому базу выучить. Например разобраться в отличии мотивации от стимулирования.

Глеб, спасибо за замечание и ваше внимание к терминам. В данном контексте мы не думаем, что использование слова "мотивация" может затруднить понимание мысли автора. Но если вы считаете, что может, напишите нам - мы подумаем, как исправить.