Видение важнее итераций: обзор на книжку Radical Product Thinking

Проблема: В продуктовых команд зачастую бывает полностью правильный подход: "A/B тесты проводятся, циклы обратной связи с пользователями настроены, частые итерации — а продукт всё равно какой-то ненужон и непонятен".

Видение важнее итераций: обзор на книжку Radical Product Thinking

В 2021 году вышла книга, которая кмк пытается объяснить подобные явления. "Radical Product Thinking: The New Mindset for Innovating Smarter" Радики Датт — это попытка разобраться с тем, что не так с нашими любимыми итерациями и как строить продукты, которые действительно меняют мир.

Видение важнее итераций: обзор на книжку Radical Product Thinking

В 2025 точно актуально.

Кто стоит за исследованием

Радика Датт — авторка и предпринимательница с инженерным образованием MIT, которая участвовала в четырёх поглощениях (M&A) компаний — две из которых основала сама. Она строила продукты в самых разных индустриях: от телевещания и медиа до правительственных агентств, потребительских приложений, робототехники и даже 🍷виноделия :)

Радика говорит на 9 языках и на момент написания книги изучала десятый. Аргументирует, что когда ты работаешь с продуктами по всему миру, понимание разных культур критически важно.

Еще она классический играющий тренер — отличный баланс для методолога. Потому что до написания книги она была советником Монетарного управления Сингапура и преподавала предпринимательство в Северо-Восточном университете.

Главная проблема современной разработки

Датт начинает с простого наблюдения: мы научились быстро итерировать, но разучились ставить правильные цели. Как она говорит — "мы купили быстрый автомобиль, но наша способность установить четкое направление и добраться до него не успела за этим".

В итоге продукты становятся раздутыми, фрагментированными и управляемыми неподходящими метриками. Они заболевают "продуктовыми болезнями", которые часто убивают инновации. Ну и дальше она их раскрывает.

Семь продуктовых болезней

Ядро книги, это диагностика семи "продуктовых болезней", которые поражают команды. Я, честно говоря, угораю с этих названий, но я ни одной книги не написал так что why not?

Видение важнее итераций: обзор на книжку Radical Product Thinking

1. Hero Syndrome (Синдром героя)

Когда один человек становится незаменимым для продукта.

2. Strategic Swelling (Стратегическое раздувание)

Продукт пытается решить слишком много проблем одновременно.

3. Obsessive Sales Disorder (Навязчивое расстройство продаж)

Все решения принимаются под влиянием краткосрочных продаж.

4. Hypermetricemia (Гиперметрикемия)

Одержимость метриками, которые не связаны с реальным прогрессом.

5. Locked-In Syndrome (Синдром заблокированности)

Невозможность адаптироваться из-за технического долга или устаревших решений.

6. Pivotitis (Пивотит)

Постоянная смена направления без четкого видения.

7. Narcissus Complex (Комплекс Нарцисса)

Строительство продукта для себя, а не для пользователей.

Пять элементов Radical Product Thinking Framework (RPTF)

Видение важнее итераций: обзор на книжку Radical Product Thinking

В итоге, "доктор" Радика Датт предлагает всеобъемлющий подход из пяти элементов:

1. Vision (Видение)

Не расплывчатое "мы хотим изменить мир", а детальное описание изменений, которые твой продукт создаст. Видение должно быть настолько конкретным, чтобы команда могла принимать на его основе ежедневные решения.

2. Strategy (Стратегия) — RDCL

Тут у нее стратегия оформлена в целый фрейм, при этом есть раздатка в конце книги чтобы по нему нарисовать свою стратегию. Ну и вы поняли - RDCL типа Radical.

- Real pain points (Реальные проблемы) — глубокое понимание проблем у людей (потенциальных пользователей)

- Design (Дизайн) — как наш продукт решает эти проблемы

- Capabilities (Возможности) — что для этого нужно построить

- Logistics (Логистика) — как это масштабировать

3. Prioritization (Приоритизация)

Каждое решение оценивается через призму долгосрочноговидения, а не краткосрочных метрик. Где надо, можно выбрать быструю прибыль, но только для того, чтобы она поддержала долгосрочное развитие.

4. Execution & Measurement (Выполнение и измерение)

Датт предлагает OHLs вместо OKRs: Objectives, Hypotheses, Learnings вместо традиционных ключевых результатов (ну как же без своего тейка на популярный фреймворк).

5. Culture (Культура)

Создание среды, где видение красной нитью пронизываетвсе решения команды.

Vision-driven vs Iteration-led

Центральное противостояние в нашей книге — между двумя подходами к разработке

Vision-driven (Ориентированный на видение):

- Начинается с четкого видения изменений - Использует итерации для уточнения как достичь цели- Играет в долгую игру, стремясь к глобальному максимуму

Iteration-led (Ориентированный на итерации):

- Позволяет краткосрочному фидбеку и финансовым метрикам диктовать направление

- Часто приводит к локальным максимумам

- Оптимизирует для немедленной выгоды

Датт приводит пример Tesla (видение) против GM (итерации).

В итоге Tesla долго шла к вертикальной интеграции, имея долгосрочное конкретное видение прекрасного будущего. А GM пыталась просто выпустить конкурирующий электромобиль и проиграла. В этом всем забавляет что в итоге BYD заткнула Tesla за пояс потом, поэтому круто было бы почитать про vision-oriented противостояние уже BYD и Tesla.

Кейс компании Lijjat

Lijjat — индийская компания по производству пападамов (лепешки), которая начала в 1959 году с семи женщин, раскатывающих тесто на террасах.

Сегодня они обеспечивают работой более 45,000 женщин, потому что чётко понимали проблему которую хотят решить: индийские женщины из бедных семей не могут работать на обычных фабриках из-за патриархальных структур и обязанностей дома.

Видение важнее итераций: обзор на книжку Radical Product Thinking

Lijjat выстроили модель трудоустройства вокруг этих реальных проблем — поэтому они один из повлиявших на создание фреймворка RDCL кейсов.

Наступил 2025 и LLM

Что изменилось:

- ИИ ускорил итерации ещё больше — теперь можно тестировать идеи за часы - No-code/Low-code демократизировали создание прототипов

- Генеративный ИИ позволяет создавать контент и интерфейсы на лету

- Data-driven подход еще более Data-driven (все всё измеряют, в том числе что не нужно)

Но актуальность-то еще сильнее выросла

- Проблема "локальных максимумов" еще сильнее усилилась — такое ощущение, что теперь легче застрять в оптимизации мелочей вместо больших стратегических

- Потребность в долгосрочном видении возросла — всё меняется, меняется быстро, без компаса тебя растащит на миллион прототипов без общей цели

- "Продуктовые болезни" никуда не делись — например, одержимость метриками встречается ещё чаще

Короче говоря, Radical Product Thinking стал ещё актуальнее. Чем быстрее мы можем итерироваться, тем важнее становится чёткое видение. LLM-ки это как азот/турбо у спорткара (в книжке есть такая метафора) - еще быстрее помогают тебе потеряться без четкого видения.

Предположу, что современными примерами радикального продуктового видения (RPT): можно назвать OpenAI / Meta / Safe Superintelligence (AGI), Figma (демократизация дизайна). А вот Apple потерялась.

2 комментария