У Ozon серьёзные проблемы в логистике. Расскажу на примере продавцов и покупателей.

Июль 2025 года стал для многих продавцов площадки рекордным по числу возвратов и отмен заказов, а количество недовольств со стороны покупателей резко выросло. Причина этому задержки в логистической цепочке Ozon – cредний срок доставки от продавца к покупателю в течение всего месяца существенно увеличился. Владельцы магазинов негодуют, покупатели нервничают.

Наибольшие проблемы наблюдаются у продавцов, работающих по системе FBS (продажи с собственного склада), где изначально скорость обработки заказов может быть ниже из-за большего числа операций по обработке, а также не всегда выгодной по отношению к покупателю локации склада продавца. Вообще при работе по FBS средняя скорость доставки по РФ может достигать недели, а в страны ЕАС – до двух недель (чаще всего быстрее, на основе статистики 2023 и 2024 года). Но в июле ситуация явно не соответствует норме.

Как дела у продавцов?

Интерфейс приложения Ozon Seller для работы с площадкой
Интерфейс приложения Ozon Seller для работы с площадкой

На скриншоте мы видим график продаж, на котором заказы отображаются в хронологическом порядке. Серым цветов отмечены заказы, сделанные покупателем, но не полученные им (они либо созданы и еще не отгружены продавцом, либо уже едут к покупателю или ожидают его в ПВЗ). Синим же цветом отмечены заказы, которые покупатель забрал из ПВЗ или получил от курьера, и за которые продавец получил деньги на внутренний баланс площадки.

В нормальных условиях для заказов по РФ (без перемещения через границу в соседние страны ЕАС) график должен выглядеть так: серые столбцы постепенно превращаются в синие, а происходит это примерно через неделю (вспоминаем средние сроки обработки и доставки). То есть, столбцы с 18 по ~25 июля по состоянию на 31 июля должны быть преимущественно синими (покупатель должен получил заказ, а продавец получил деньги). Но мы видим ситуацию, при которой заказы от 18 июля всё ещё в пути. По огромному количеству (в относительных цифрах) заказов примерные сроки доставки переносятся по несколько раз, и покупатели, не выдерживая томительного ожидания, просто отменяют заказ.

Комментарий одного из магазинов, работающего с Ozon по системе FBS с 2022 года:

У меня не очень много позиций в магазине, работаю по FBS, отгружая через ПВЗ. Обычно 2-3 отмены или возврата в месяц бывает из 30-70 заказов. Заказы теперь просто висят неделями после отгрузки. В этом июле отмен было 14. Большая часть с формулировками "покупатель отменил заказ: не устроил срок доставки" или "не удалось доставить заказ". Виновником при этом указан Ozon, по крайней мере платить за доставку обратно вроде как не придётся

(Авторская пунктуация изменена)
Из заказанных 32 товаров за тот же период доставлено лишь 3
Из заказанных 32 товаров за тот же период доставлено лишь 3

Такого рода задержки сказываются на экономике магазинов. Те деньги из оборота, которые продавец планировал использовать через неделю-две после отгрузки, оказываются заморожены на больший срок. А в случае отмен из-за сорванных сроков денег продавец не получит вовсе – товар должен вернуться обратно и, если с ним всё хорошо, снова отправиться в продажу. Оборачиваемость сильно падает, а количество "работы ради работы" растёт, не считая затрат на повторную упаковку, маркировку и отгрузку. Для небольших магазинов это может быть существенной нагрузкой в плане финансов – деньги на закупки и/или производство придётся брать из собственных запасов, которых может и не быть на фоне кризиса.

Ответ поддержки Ozon на вопрос продавца о причинах столь серьёзных задержек
Ответ поддержки Ozon на вопрос продавца о причинах столь серьёзных задержек

Как дела у покупателей?

В разных регионах РФ ситуация может очень отличаться. Опираясь на комментарии покупателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей можно сделать вывод, что сроки доставки в среднем увеличились у части покупателей. Информации по другим регионам страны нет.

Дата доставки, которую площадка указывает в качестве ориентировочной для покупателя, часто сдвигается в большую сторону неоднократно, а заказ, который должен был быть доставлен за 2-3 дня в итоге доставляется неделю. Если раньше процент просроченных доставок был небольшим относительно общего числа выполненных заказов, то в июле 2025 статистика указывает на резкий всплеск задержек. Не секрет, что это заставляет менять планы, искать товар на других площадках или вовсе отказываться от покупки.

Отмена заказа покупателем после третьего переноса даты доставки
Отмена заказа покупателем после третьего переноса даты доставки

Каковы реальные причины проблем?

Крупные маркетплейсы периодически испытывают трудности в обработке заказов. Здесь могут играть роль как локальные сбои, которые чаще всего быстро исправляются, так и глобальные системные проблемы отрасли. Если с сезонной загруженностью и форс-мажором (пожары, стихийные бедствия) площадки научились работать эффективно, то, например, хроническая нехватка кадров или ограничения в перемещении грузов, связанные с глобальными негативными факторами последних нескольких лет, могут иметь продолжительный характер.

Также есть версия, что в логистических процессах Ozon происходит большая оптимизация и улучшения, а приведённые в статье ситуации являются их издержками. Изменится ли ситуация в лучшую сторону и не является ли июльский сбой следствием или, наоборот, предтечей каких-то более серьёзных проблем – покажет время.

Расскажите в комментариях, испытываете ли вы лично трудности с логистикой Ozon в этом месяце?

30
682 комментария