Влияние макротрендов на туризм РФ в 2025 году: Авторские туры актуальны?
Внутренний туризм в России устойчиво растет на протяжении последних лет. Однако, часто мои знакомые организаторы авторских туров жалуются на отсутствие такого спроса, как в прошлые года. Что же происходит?
Макротренд: Внутренний туризм в России побил исторический рекорд, третий год подряд
- 2023 год: 78 млн поездок. Туристический поток внутри РФ вырос на 20%. Основные направления: Краснодарский край, Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург.
- 2024 год: 96-119 млн поездок. Поездки внутри страны продолжили расти. Рост связан с развитием инфраструктуры и национальными программами поддержки.
- 2025 год: уже превысил 120 млн. Ожидается дальнейшее увеличение...
Макротренд: Молодые самостоятельные путешественники
Число самостоятельных путешественников выросло с 37% до 48% за 5 лет
Среди путешественников 18–24 лет самостоятельное бронирование используют 78%
На услуги турагентств приходится всего 11% спроса.
Массовый туризм смещается в сторону индивидуального планирования.
Макротренд: Гиперлокальность и микросегментация
Около 70% продаж: короткие туры нишевых направлений
Релакс, спорт, гастро, этно, арт и т.д.
Уменьшение групп до 8–12 человек.
Средний чек: Вырос до 100,000₽ за тур
Новинка сезона: Этногатсро туры
Погружение в культуру, ремесла, локальные праздники, дегустации, мастер-классы, «вкусные» маршруты.
Макротренд: Сарафанное радио сильнее рекламы
Telegram как драйвер рекомендаций
Более 100 мини-приложений с функцией P2P-рекомендаций за 2023–2024 гг.
Партнёрские программы, платформы рекомендаций
Появляются универсальные инструменты для бизнеса — например, ReccaMe, платформа построения реферальных и партнерских продаж, где специалисты и компании могут обмениваться клиентами и фиксировать вознаграждения за рекомендации прямо в мессенджерах.
Структурные изменения туристического рынка
Авторские туры составляют 27% внутреннего туризма
Рост количества нишевых агентств: авторские туры, отдых с детьми, туры с терапевтической нагрузкой и т.д.
65% покупателей доверяют отзывам и рекомендациям
Сильный запрос на систему учёта рекомендаций и вознаграждение за рекомендации (включая P2P). Около 40% пользователей приходят по рекомендациям в мессенджерах.
Вывод: 2025 — год возможностей для турбизнеса
Туристический рынок России переживает не просто рост, а структурное переформатирование. Внутренние направления, гиперлокальные туры, персонализированные маршруты и сарафанный маркетинг уже задают правила игры.
Побеждают те, кто успевает адаптироваться:
- быстро перестраивает продукт под индивидуальные запросы;
- выстраивает доверие через личные рекомендации;
- тестирует новые цифровые инструменты, включая платформы P2P-рекомендаций вроде ReccaMe, чтобы монетизировать сарафанное радио.
Сейчас туризм — это не массовый поток, а точная работа с сообществами, эмоциями и лояльностью клиентов. Кто поймёт это первым, тот и соберёт сливки в ближайшие годы.
Читайте мой тг-канал