Clubhouse: прогнозы развития нового медиа

Clubhouse - #3 по скачиваемости в российском AppStore в разделе “Социальные сети”. Впереди - только Telegram и WhatsApp. Многим интересно, что ждёт новую социальную сеть - быстрое забвение или бешеная популярность? Попробуем спрогнозировать будущее мобильного приложения, в котором те же самые люди, которые не любили голосовые сообщения, теперь часами ведут эфиры.

Гитарист Bomani X,  был изображен на логотипе Clubhouse  Фото из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fp%2FBzbg0EXnEFb%2F&postId=215882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Instagram </a>музыканта 
Гитарист Bomani X,  был изображен на логотипе Clubhouse  Фото из Instagram музыканта 

Импровизационное развитие

Премьера Clubhouse состоялась в России в феврале: ранние последователи и лидеры мнений стали первыми пользователями и, распространив информацию про некую элитарность доступа, сделали приложение вмиг самым желанным. Американцы Пол Дэвисон и Роган Сет. Дэвисон выпустили сервис в апреле 2020 года, в разгар пандемии, когда дефицит живого общения и сильных человеческих связей стал ощущаться особенно остро. Чаты в мессенджерах стали нормой коммуникации в любом контексте, а видеозвонки в Zoom - стандартом деловых встреч. На этом фоне общаться “голосом” стало почти недоступной роскошью. Проект выстрелил как пробка из бутылки шампанского.

Clubhouse - это платформа трендсеттеров. Кстати, кажется, что инвайты в данном случае не являлись атрибутом элитарности, а были лишь способом плавного прироста аудитории для вдумчивой аналитики по проверке гипотез проекта и вылавливания багов.

Скрин технического бага в Clubhouse  (нахождение в двух комнатах одновременно) Максим Василенко
Скрин технического бага в Clubhouse  (нахождение в двух комнатах одновременно) Максим Василенко

Clubhouse сегодня находится на этапе прототипа, в самом начале своего технологического пути. С точки зрения технологии его достаточно легко скопировать: о функции общения в отдельных “комнатах” между пользователями уже объявили Instagram и Telegram. Путь, по которому идет Clubhouse, можно назвать интуитивным развитием. Фаундеры, как слепые котята, тщательно изучают пользовательский опыт и пока не знают, как развивать проект дальше. Они будут пробовать что-то менять с умными лицами, но пока это всё импровизация.

Трансформация

Концепция новой социальной сети проста: люди объединяются в сообщества на небольшой временной отрезок, обсуждают идеи. Как долго это будет актуально для аудитории? Уверенно можно утверждать, что платформа обязательно трансформируется в нечто иное. Возможно, дальнейшее развитие Clubhouse будет идти по пути фрагментирования и каких-то нишевых историй. Пока что и пользователи, и основатели просто тестируют сервис.

Далеко за примерами можно не ходить: TikTok нам как бы намекает, что путь трансформации может привести к самым неожиданным форматам. Изначально TikTok создавался как платформа онлайн-образования с короткими видеоуроками, затем был сделан переход от образовательного контента к развлекательному, и эта версия обрела успех и дала взрывной рост аудитории.

На это обратили внимание другие сильные игроки и стали делать аналогичные проекты. В итоге, как мы знаем, произошло слияние компаний - первопроходца и конкурирующего сервиса, ориентированного на глобальный рост. И вот мы имеем на рынке некий феномен под названием TikTok с совокупной аудиторией 1 млрд человек по всему миру и оценкой (на середину 2020 года) в 60 млрд долларов.

Монетизация

Сейчас монетизация в Clubhouse исключительно ситуативная. Спикеры с большим количеством фолловеров берут деньги за организацию комнат или модерацию, а в некоторых случаях просто за молчаливое присутствие - по сути за появление в ленте своих фолловеров конкретного мероприятия. Участие, например, Ильи Варламова в трансляции может доходить до 1 млн рублей.С приростом фолловеров может активизироваться услуга платных прямых трансляций и появиться спонсорский контент. Сейчас бизнес-пользователи ориентируются на уровень YouTube, где монетизация начинается с 1000 подписчиков. Но именно в Clubhouse стоит ориентироваться на цифру не менее 10000. Почему? Кроме размера аудитории конкретного выступления, есть и другой немаловажный момент – внимание аудитории. На рынке радио успешность и эффективность работы программного отдела определяется не только показателями Reach (охват), но TSL (продолжительность прослушивания) как показателем лояльности аудитории и качества контента. И есть ощущение, что показатели TSL у выступлений в Clubhouse гораздо ниже, чем требуется для создания коммуникационного эффекта (резонанса).

Да, для разового упоминания спонсора в моменте возможность быть услышанным (OTH) будет равна номинальному показателю аудитории, но вот дискурс «радиопередачи» широкой аудиторией будет утерян. Постоянный переток слушателей, пассивных участников из комнату в комнату, отсутствие приверженности «бренду» вещателя (спикера), как это пока работает в традиционном радио, не дает шансов новой соцсети стать полноценным СМИ. Но всё может развернуться самым неожиданным образом в любой момент.

Итак, на чём может заработать Clubhouse?

  • Бизнес-аккаунты
  • Бизнес-конференции
  • Продвижение комнат для охвата большей аудитории
  • Дополнительные способы продвижения выступлений или снятие искусственных технических ограничений.
  • Партнёрские программы с пользователями
  • Возвратные инвестиции в пользователей через фонды поддержки производителей популярного контента

В мае 2020 года инвесторы вложили в платформу 100 млн долларов за долю в 10%, т.е. по общей оценке – 1 млрд долларов. Думается, инвесторы знают, что делают: они известны своими инвестициями в Facebook, Twitter, Airbnb, Foursquare, Instagram, Groupon, Zynga, Coinbase, Ripp. Например, они же, вложив 50 млн. долларов в Skype, через два года вернули свои инвестиции практически в четырехкратном размере (в 2011 году Skype был куплен Microsoft за 8,5 млрд долларов).

Год назад на <a href="https://vc.ru/social/128789-golosovoy-chat-za-100-mln-proekt-clubhouse-privlek-milliony-i-vyzval-spory-sredi-investorov-v-ssha-eshche-do-zapuska" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">VC</a> в успех Clubhouse мало кто верил
Год назад на VC в успех Clubhouse мало кто верил

У основателей Clubhouse, видимо, есть вполне осязаемые гипотезы как именно они будут зарабатывать, если они продвинули свою идею инвесторам из ТОП 10 мирового венчурного рынка за рекордную для посевной стадии сумму.

99
14 комментариев

Нельзя отключить у мобильного Zoom картинку и назвать это клабхаусом. Интерес к CH пропадёт так же быстро как и появился. Сейчас он подогревается исключительно искусственно ограниченными инвайтами и интересными спикерами (часть из которых в CH и вложилась).

Приложение либо будет иметь маленькую аудиторию, либо скоро мы увидем фичи которые пивотнут его и перевернут первоначальную концепцию Clubhouse с ног на голову.

3
Ответить

Туда илон уже не ходит, сейчас @Олег Тиньков клабхауз удалит и все. Останется только @Илья Варламов наедине со своим отличным ценником в миллион 😂

Ответить

Мне тоже интересно, куда создатели приложения в итоге повернут, потому что чисто голосовой и пропадающий мгновенно контент почти невозможно использовать после, при этом возни с ним много. А недавний микроскандал с Сергеем Минаевым и фем-активистками, после которого всех участников и участниц дискуссии временно заблокировали, показывает, что есть и проблемы с тем, как не превращать разговоры в балаган. А может, я просто завидую, потому что у меня «ойфона» нету :)))

3
Ответить

Вообще я заметил такой тренд что старые идеи снова становяться актуальными тот же Clubhouse это же по-сути радио, но чуть чуть видоизменённое или же Ютуб который по-сути телевизор только пользователь сам выбирает "каналы" а не телевидиние, и реклама в видео как на телевизоре.

Кто то напишет что всё новое это хорошо забытое старое и я соглашусь, но хочу спросить что ещё старое будет снова популярным но видоизменённым?

2
Ответить

Согласен. Следующей интересной трансформацией может, например, оказаться кинематограф. Представьте фильм, который в моменте может менять сюжет в зависимости от уровня пользовательских переживаний или опыта конкретного зрителя)

1
Ответить

думаю, кто знает ответ на этот вопрос уже разрабатывает свое приложеное)

Ответить

Да тут в прошлом году комменты жгли)

2
Ответить