Как заполучить бренд обанкротившейся компании: история борьбы за «Белый ветер»

Сегодня в России больше миллиона товарных знаков — названий и логотипов. Но сколько из них числятся за компаниями и ИП, которых уже давно «нет в живых»?
Невероятно, но факт: эти бренды никто автоматически не аннулирует. Они могут висеть и осложнять жизнь предпринимателям годами. «Такое название уже занято…» — сегодня расскажу, как с этим бороться.

Как заполучить бренд обанкротившейся компании: история борьбы за «Белый ветер»

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Сначала в двух словах расскажу про товарные знаки, а потом перейдем к самой истории.

Как теряют миллионы на использовании чужих брендов

Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.

Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.

Сегодня в России охраняется больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

Набор санкций за использование чужого бренда такой, что иногда может довести и до банкротства:

  • взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
  • штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
  • конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
  • иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)

Главное правило: судам и госорганам абсолютно все равно, знал нарушитель о чужом товарном знаке или нет.

Как товарные знаки старых компаний мешают новому бизнесу

Представьте ситуацию: компания регистрирует товарный знак «Ромашка», работает под ним несколько лет, а затем банкротится. Что дальше будет с этим знаком?

А ничего.

Товарный знак регистрируется на десять лет. Ежегодные пошлины за поддержание знака в силе, как за патенты, платить не надо. Никакой автоматической сверки между базой действующих компаний и базой знаков Роспатента нет.

Получается знак «Ромашка» будет числиться в реестре Роспатента все десять лет, пока сам собой не истечет.

Получается, если вы захотите зарегистрировать «Ромашка» или даже просто какое-то очень похожее название на себя, Роспатент вам откажет со ссылкой на уже существующий знак. И будет прав.

В итоге сегодня в реестре Роспатента висят десятки тысяч знаков, которые принадлежат давно закрывшимся компаниям и ИП.

Именно из-за этих старых знаков предприниматели так часто слышат от юристов «ой, ну такое название уже занято, зарегистрировать его на вас не получится».

И казалось бы, юристы правы: в реестр заглянули, такой знак и правда уже есть.

Но неужели с этим нельзя ничего сделать?

Можно.

«Такое уже есть» — история бренда «Белый ветер»

«Белый Ветер» — это производитель приправ и специй. Компания собиралась выходить на Вайлдберрис.

Руководитель компании понимал: идти на маркетплейс без собственного товарного знака опасно.

Если выяснится, что название на товаре нарушает чужие права, то карточки товара заблокируют, сам товар утилизируют, да еще и спишут стоимость «услуги по утилизации» с продавца. Не говоря уже о рисках взыскания огромных компенсаций.

Мы стали проверять название «Белый ветер» по реестрам Роспатента, чтобы разобраться, можно его зарегистрировать или нельзя. И нашли проблему.

Как заполучить бренд обанкротившейся компании: история борьбы за «Белый ветер»

Как оказалось, название «Белый ветер» давно было зарегистрировано одноименным концерном. Название полностью совпадало, классы пересекались.

Казалось бы, тупик. Но мы копнули глубже.

Заход в реестр налоговой показал, что концерн «Белый ветер» закрылся несколько лет назад. Получается компании уже не было, а ее знак продолжал действовать и мешал нам.

Как заполучить бренд обанкротившейся компании: история борьбы за «Белый ветер»

По нашим законам в таком случае в Роспатент можно подать отдельное заявление для аннулирования такого знака.

В теории звучит просто. Мол, подаешь заявление, аннулируешь мешающий знак, потом подаешь свою заявку и получаешь регистрацию и всё.

Ну-ну.

А что если пока ты будешь аннулировать чужой знак, кто-то другой подаст свою заявку на тот же «Белый ветер»? А ты тут такой красивый как раз расчистил дорогу конкурентам.

Что если объявится руководитель закрывшейся компании и «совершенно случайно» найдет договор, по которому права на этот знак были давно переданы другой компании или ему лично?

Эти и другие риски есть всегда, и их нужно учитывать.

В этой ситуации мы действовали так:

  1. Сначала подали в Роспатент заявку на регистрацию своего знака «Белый ветер»
  2. Только после этого обратились за аннулированием знака ликвидированной компании
  3. Получили предварительный отказ Роспатента — и рассчитали сроки дела и ответов так, чтобы решение об аннулировании того знака было вынесено до решения по нашей заявке, а не после
  4. Получили решение о прекращении охраны старого «Белого ветра»
  5. Получили положительное решение экспертизы по нашему «Белому ветру»

В итоге регистрация нового «Белый ветер» состоялась. И наши специи спокойно поехали на Вайлдберрис без риска блокировок, утилизаций и штрафов.

Как заполучить бренд обанкротившейся компании: история борьбы за «Белый ветер»

Три главных вывода из этой истории для нас с вами

1) Если вы придумали название, а оно уже занято, нужно копать глубже — вполне возможно, что мешающие знаки можно аннулировать.

2) Если при проверке названий смотреть только реестр знаков, то выбирать название можно до китайской Пасхи — найти идеально свободное название сейчас почти невозможно, миллион знаков уже есть в реестре.

3) В большинстве случаев задача не в том, чтобы найти стопроцентно уникальное название, а в том, чтобы найти способы устранить препятствия для регистрации хорошего названия.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если в принципе тема брендов и технологий «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

6
9 комментариев