Mechazilla
Краш-тест

9 полезных источников для бенчмаркинга SaaS-стартапов

От принципала Fort Ross Ventures, венчурного партнера Seedstars и автора Telegram-канала proVenture.

Источник: Unsplash
Источник: Unsplash

Большинство венчурных бизнесов, стартапов, делается по бизнес-модели SaaS (software-as-a-service), когда сервис продается по подписке розничным клиентам или корпоративным клиентам.

Для большинства отраслей такие модели подходят хорошо, они удобно прогнозируются, хорошо масштабируются и нравятся VC инвесторам. И хорошо растут.

Если вы развиваете такой бизнес, то вы наверняка сталкиваетесь с вопросом — а как развиваются подобные бизнесы? Насколько моя динамика отличается? Есть ли какие-то стандартные ожидаемые показатели оттока клиентов (churn), стандартные метрики по юнит экономике (LTV, CAC и другие), которые характерны для подобных бизнесов?

Поскольку большинство сравнимых компаний — частные, то информации, действительно, немного.

В данной статье я постарался собрать интересные источники, которые (а) я собрал сам и (б) мне прислали подписчики канала proVenture, которые откликнулись на запрос по поиску исследований рынка и бенчмаркинга для подобных бизнесов.

Получилось сформировать список из 9-ти полезных источников для анализа сравнительной статистики или бенчмарков по SaaS стартапам. Посмотрим на них в обратном порядке от менее глубоких к максимально детальным.

9. Глубокое исследование по метрикам от Reply

Начну подборку со ссылки на блог компании Reply, которая предлагает платформу для sales engagement, которые собрали полезную и детальную информацию по SaaS бизнесам. В рейтинге они низко только потому, что основная информация относится к 2017 году и основана на выборке из ~300 компаний.

Пример интересной статистики оттуда.

Источник: reply.io
Источник: reply.io

8. Блог Salesflare

Дополнительно хочу обратить ваше внимание на блог CRM-системы Salesflare, которые иногда пишут очень интересные статьи по организации SaaS продаж и приводят бенчмарки, например, приводя широко используемую ассоциацию типов SaaS клиентов с животными.

The best data we’ve found on this topic is from Matt Bertuzzi of The Bridge Group on Quora:
- Rabbits (ACV < $5k): 1.3 months (40 days)
- Small deer (ACV $5-10k): 2 months (62 days)
- Large deer (ACV $10-$50k): 2.8 months (84 days)
- Small elephants (ACV $50-$100k): 3.8 months (117 days)
- Large elephants & whales (ACV >$100k): 5.5 months (169 days)

Salesflare

Или приводят следующий очень иллюстративный график.

Salesflare
Salesflare

7. Software Equity Group: SEG SaaS Index

M&A консультант Software Equity Group специализируется именно на софтверных компаниях, большинство из которых делают бизнес по модели подписки.

У них крайне информативный blog и есть отдельный раздел исследования.

b. Блог

В нем есть интересные статьи, которые дают аналитику по факторам, влияющим на MRR, анализ churn, или влияние retention на оценку, например.

Источник: softwareequity.com
Источник: softwareequity.com

b. Отчеты

Раз в год SEG выпускает Annual Report, который в основном касается анализа публичных компаний, которые они запаковали в индекс SEG SaaS Index, а также M&A сделок.

Например, из него понятно, что средний мультипликатор EV/TTM Revenue составляет 12.5х (историческая выручка, не прогнозная), средняя выручка — $490 млн, а средний рост ebitda равен 26% при том, что само среднее значение ebitda отрицательное и составляет -$1 млн (минус один миллион).

Источник: SEG Annual Report 2021
Источник: SEG Annual Report 2021

По M&A можно сказать, например, что за последние 3 года в зависимости от размера компании, стратегические покупатели давали оценки от 4.0х до 5.4х выручек, при этом большинство компаний оценивались либо более 9.0х выручек (21.1%), либо меньше 2.0х выручек (16.7%).

Источник: SEG Annual Report 2021
Источник: SEG Annual Report 2021

Отмечу то, что отчеты SEG дают информацию по метрикам именно для публичных компаний (кстати, зато в отчетах можно найти их в разбивке по отраслям), но не дают аналитику по непубличным компаниям. Источники по таким будут уже ниже.

6. Отчет венчурного фонда Serena: 2020 European SaaS Benchmarks

Пожалуй, первый действительно детальный отчет в отношении бенчмарков SaaS стартапов, который я прочитал, был отчет от Serena.

Скачать его можно на сайте отчета.

Его выжимку я публиковал в Telegram-канале proVenture:

  • В среднем на всех стадиях (медиана) от 80% до 95% выручки уже генерится подпиской. То есть, даже если у вас ARR < €1 млн, то есть, в месяц меньше €100 тыс., вы уже должны в среднем получать 80% выручки от подписок. Хвост в этой группе большой (от нуля), но медиана остается высокой;
  • Monthly burn rate растет при достижении €1 млн, €5 млн и €10 млн с €55 тыс. до €140 тыс. и далее до €295 тыс.
  • Eсли у вас ARR менее €1 млн, то и поднимите вы в основном менее €1 млн от инвесторов (68% респондентов такие). А с другой стороны, если ARR более €10 млн, то скорее всего капитала уже более €20 млн.

График по фондированию представлен ниже.

Источник: 2020 European SaaS Benchmarks
Источник: 2020 European SaaS Benchmarks

5. Блог венчурного фонда OpenView Venture Partners

Кайл Пояр (Kyle Poyar), VP of Growth в венчурном фонде OpenView Venture Partners, занимается анализом SaaS компаний, трендов и статистики. Он публикует свои выкладки в корпоративном блоге OpenView. Там больше статей, чем аналитика от Кайла, поэтому еще проще следить конкретно за бенчмаркингом и исследованиями на его персональной странице.

Например, отмечу следующие интересные статьи:

Выжимку из этого отчета я публиковал в Telegram-канале proVenture:

  • ACV стартапов на ранней стадии более чем в 2 раза ниже, чем у стартапов на поздней стадии. Ранние стадии начинают с ACV в $20 тыс. При этом 98% стартапов отмечали рост выручки после того, как повышали цены – то есть, отток клиентов компенсируется притоком выручки от оставшихся.
  • На самом деле только четверть компаний устанавливают цены как у конкурентов, почти 40% используют ценностный подход и не боятся ставить высокие цены.
  • Цены в подписках равным образом зависят либо от активности использования (активнее пользуешься, больше платишь), либо от количества пользователей – по 40% опрошенных.
  • 77% компаний так или иначе пересматривают свои цены в течение года, большинство из них даже более одного раза в год.
  • Большинство компаний не спрашивают клиентов об их ценовых ожиданиях, а более 50% даже не пилотировали свои цены – просто установили.6/ Чем более крупная компания, тем реже она публикует свой прайс лист – среди pre-IPO компаний таких только 17%, но при этом скидки дают достаточно часто, хотя в большинстве своем (почти 40% респондентов) в менее четверти случаев.
  • 2020 Expansion SaaS Benchmarks: анализ построен на опросе более 1.2 тысяч компаний, которые ответили на детальные вопросы.

Выжимку из этого отчета я также публиковал в Telegram-канале proVenture:

  • Для начала посмотрим на среднюю компанию, которая подняла от $1 млн до $2.5 млн от инвесторов.- у нее 25 человек в команде- она растет на 60% в год, 30% тратит на маркетинг, 40% — на разработку- валовая рентабельность достигает 75%- burn rate порядка $50 тыс. в месяц.- CAC Payback равен 10 месяцам- retention составляет 90% (gross) и 100% (net)- 20% женщин в команде и нет меньшинств.
  • На 20 странице еще и медианные значения по всем: рост 42%, net dollar retention 102%, payback 11 месяцев, по 30% на продажи и маркетинг и на разработку.
  • В отчете очень много интересных инсайтов по каналам продаж, по сотрудникам и по тому, какой бенчмарк по ARR у разных групп компаний.

И статистика из этого отчета ниже.

Источник: 2020 Expansion SaaS Benchmarks
Источник: 2020 Expansion SaaS Benchmarks

4. Блог Tomasz Tunguz

Блог Томаша Тунгуза, венчурного инвестора из Redpoint, уже дает информацию по непубличным компаниям. Однако Томаш все же ведет блог, поэтому аналитику придется поискать.

Например, он выложил шаблон для анализа SaaS показателей. Там можно открыть публичный Google Doc или скачать Excel. Про него я тоже уже писал в Telegram-канале proVenture.

Источник: tomtunguz.com
Источник: tomtunguz.com

Другие интересные статьи нужно искать по тегам слева. Например, следующие статьи:

В статье про SaaS Startup Benchmarks был, например, такой интересный график.

9 полезных источников для бенчмаркинга SaaS-стартапов

В общем, несмотря на то, что блог не настолько структурированный, информация действительно интересная, нужная. На блог очень рекомендую подписаться.

3. SaaS Benchmarks от SaaS Capital

SaaS Capital кредитует SaaS компании, ведет блог, делает исследования и следит за публичными SaaS компаниями в рамках своего индекса The SaaS Capital Index.

Начну с последнего.

а. The SaaS Capital Index

В очень удобном формате в Excel собраны данные по среднему мультипликатору к ARR, данные по капитализации и monthly revenue.

Источник: www.saas-capital.com
Источник: www.saas-capital.com

b. Блог

В блоге публикуются выжимки из отчетов по бенчмаркам и оценкам. Например, вот выжимка из SaaS Benchmarks 2020, а ниже интересный график из статьи.

Источник: www.saas-capital.com
Источник: www.saas-capital.com

Например, отсюда видно, что медианный рост SaaS компаний падает с 68% до 35% при росте runrate с $1 млн до $20 млн и более.

c. Отчеты

Отчеты очень небольшие, порядка 5 страниц. Но в блоге публикуется 1-2 графика из 5-10 графиков из отчета. Вот такого графика нет в блоге, а есть в отчете 2020 Private SaaS Company Growth Rate Benchmarks.

Источник: 2020 Private SaaS Company Growth Rate Benchmarks
Источник: 2020 Private SaaS Company Growth Rate Benchmarks

2. Latka Database

Прекрасный источник, который собирает данные по более чем 6 тысяч (!) SaaS компаний — это Latka Database.

Эта база данных была создана и поддерживается командой SaaS предпринимателя и инвестора Нэтана Латка (Nathan Latka).

Вы можете выгрузить базовые показатели (выручка, финансирование, cash flow, численность команды и т.п.) по компаниям, которые выбираете по различным критериям — отрасль, выручка, финансирование, размер команды, локация.

Источник: getlatka.com
Источник: getlatka.com

Например, выше вы можете посмотреть первую страницу выборки компаний (всего их 30), которые я сформировал по следующему запросу:

  • Отрасль: HR Software
  • Выручка: до $1 млн
  • Финансирование: привлекли менее $5 млн
  • Размер команды: до 30
  • Локация: США

Статистику можно потом выгрузить и проанализировать.

1. Open Startups

Существует такое движение, которое называется прозрачные стартапы (open startups), к которому присоединяются стартапы, готовые публично раскрывать информацию о себе, в том числе и метрики.

Этот источник на первом месте как раз по причине своей детальности.

На сайте openstartuplist.com можно выбрать такие стартапы и посмотреть очень-очень-очень детальную информацию по конкретным проектам.

a. Вы выбираете конкретную компанию. Отмечу, что вменяемого поиска нет, поэтому вам нужно смотреть компании одну за одной, если хотите сравнить несколько бизнесов. Например, выбираем стартап Baremetrics.

Источник: openstartuplist.com
Источник: openstartuplist.com

b. Анализируете профиль. Зато на этапе погружения в профиль вы можете анализировать информацию очень детально: MRR, LTV, User churn, ARPU, ARR, Revenue churn, Customers, New Customers, Subscriptions, Active Subscriptions и другие параметры.

Источник: профиль Baremetrics на openstartuplist.com
Источник: профиль Baremetrics на openstartuplist.com

c. В меню слева можно углубиться еще более детально в отдельные метрики, прогнозы, клиентов, бенчмаркинг и проч.

Отдельно хочу сказать большое спасибо Максиму Калюжному из CPG Invest и Александру Семенину за рекомендацию нескольких источников.

Если вы знаете какие-то дополнительные источники для проведения SaaS бенчмаркинга, делитесь ими в комментариях!

2727
реклама
разместить
5 комментариев

Годнота подъехала.

3

Годнота? блин, более полной документации ресурсов по SaaS я не видел. Очень круто. Записл себе в подборку для прочтения.

3

Спасибо, рад слышать! :)

Очень дельная статья и отдельное спасибо за ссылки, нашел для себя много нового!

Кстати, Латка стоит денег и скачивать не дает, а если завести у него аккаунт, то даже с первой страницы перебрасывает на оплату. А потом еще пишет письма, спрашивает, почему не оплатили. И по разным каналам. Уже не удивлюсь, если приду домой, открою холодильник, а там тоже Латка. Из плюсов - проводит бесплатные вебинары на тему SaaS, где любой стартап может взять слово и выступить.

Я бы еще добавил полезный блог https://www.forentrepreneurs.com/saas-metrics-2/ от David Skok. Кстати там же можно скачать несколько Excel-моделей юнит-экономики (Simple SaaS cash flow analysis)

1

Саша, спасибо, классный источник! Посмотрю детальнее!

1
Рейд с тракторами и бульдозерами: что известно о «зачистке» на Апраксином дворе в Санкт-Петербурге

Что случилось и что говорят об этом предприниматели.

Источник: «Фонтанка»
1414
66
44
Не убогий, вонючий рынок, а "архитектурный комплекс, крупнейший исторический торговый центр города"...
реклама
разместить
Сколько можно заработать на продаже тюльпанов к 8 марта? Реальный опыт мамы в декрете

Пока Батюшка Бизнесменский продолжает делиться кейсами, найденными в интернете, я хочу рассказать о своем реальном опыте продаж цветов к 8 марта.

Мои авторские букеты
1313
Какой формат даты выбрать: практическое руководство для UX/UI дизайнеров

Дата — это всего три числа, но даже такой маленький элемент интерфейса может серьезно повлиять на пользовательский опыт

Какой формат даты выбрать: практическое руководство для UX/UI дизайнеров
Как мы построили маркетинг и принесли 120+ млн. руб. агентству недвижимости, а о нас начали распускать слухи
Как мы построили маркетинг и принесли 120+ млн. руб. агентству недвижимости, а о нас начали распускать слухи

В этой статье поделюсь опытом моей компании о сотрудничестве с агентством недвижимости, продающего самые дорогие объекты России. Расскажу правду о устройстве рынка недвижимости, о том как мы вывели компанию на поток лидов и крутую прибыль, а получили вместо благодарности хейт и слухи за спиной.

88
33
22
Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали

Ненавижу копирайтинг. Тот самый "правильный" копирайтинг, которому учат на курсах за 50 тысяч. С его формулами AIDA, болевыми точками и призывами к действию.

Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали
4545
11
Немного попорчу ваше жонглирование цифрами. На примере средней продолжительности жизни в древней греции к примеру и современной же греции. Мог бы и на примере россии, но информации о средней продолжительности жизни россиян 2000 лет назад как-то маловато. Тогда средняя продолжительность жизни была около 30 лет. Сейчас перевалила за 70. Значит ли это что основная масса населения помирала в 30 лет? Совсем нет. Люди в нашем понимании этого термина в основном помирали как и сейчас в возрасте за 60. Тогда откуда взялось 30? Из-за того, что была высока смертность в младенчестве. Ну то есть люди до года или чуть старше имели куда больше шансов умереть. Так и в вашем тексте. 8 секунд в среднем, это к примеру 19 человек, которые провели одну секунду на вашем сайте просто потому, что открыли сразу несколько вкладок, ваша была не третья, а они нашли что хотели уже на второй. И один человек который потратил на чтение 2.5 минуты. И это не значит, что если бы у вас был другой текст, то количество читающих резко бы выросло. На это в нашей истории больше влияет каким по счету будет ваш сайт для вашего будущего клиента и не перехватит ли его ваш конкурент, который полностью закроет его потребности, оказавшись всего лишь строчкой выше. Тексты становятся важными для удержания, когда человек, который уже пьет ваше пиво, вдруг решает познакомиться с вами поближе. Он читает прекрасную, часто выдуманную и шаблонную историю о том, как я работал в офисе и решил сбросить кабалу и что мне надо больше пива, куда больше, и если вкус напитка ему нравится, то почему бы и не дочитать этот шаблон до конца? Делать-то все равно нечего. Что же до увеличения конверсии, то изменение текстов на сайте часто приводит после индексации к повышению в позиции. Потому что тот же яндекс, стремится выдать максимально свежую из примерно одинаковой информации. Я очень надеялся прочитать нестандартный текст о том как писать нестандартные тексты, но прочитал шаблонный текст о том как, как ваш гений помог зацвести бизнесу. Готов поспорить, что в конце статьи есть ваши контакты, потому, что при таком тексте надежды на то, что читатель полезет к вам в профиль у вас нет. И это правильно.
ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жёсткий, так что и вся неделя получилась жёсткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно. Новые максимумы рисует, ещё и льготные ипотеки расширяют. Из позитивного можно выделить новые дивиденды, ну и наш с…

ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест
1313
11
11
США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?

Администрация Дональда Трампа сделала ход, которого от нее давно ждали, но все равно удивились: впервые наказала Китай за покупку нефти, попавшей под американские санкции.

США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?
44
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность

Короче, в какой-то момент каждому из наc кажется что Солнце как-то не так заходит за горизонт и нужно «заменеджерить» закат вручную. На уроне государства это называется - реформа, а в корпорации - управляемые изменения.

33
33
11
Жители домов от застройщика ПИК остались без интернета из-за DDoS-атаки на единственного провайдера

Кроме того, не работает связь, а жильцы не могут открыть двери подъездов и попасть к себе домой.

100
5656
88
66
22
11
Цифровое рабство 21 века. Куда смотрит фас. Это позор конечно. Карманные УК гоняют других провайдеров. )
реклама
разместить
Точка красоты на Ленинском просп., д. 109 изуродовали меня и других

Посетила салон «Точка красоты» на Ленинском просп., д 109 (ТРЦ «РИО», 3 этаж) и получила обрубки на голове, хамство администраторов и игнорирование закона РФ от владельцев данного заведения. В статье расскажу, как я пыталась вернуть деньги за некачественную услугу и чем это закончилось.

Что же могло пойти не так?
77
33
11
Превратили 10 часов видео-лекций в «электронного тренера» и провели обучение 20 специалистов по продажам КонсультантПлюс

Частая проблема бизнес-тренингов для сотрудников компаний – они дают только краткосрочный буст мотивации, нет долгосрочного эффекта в виде прироста компетенций: послушали, что-то записали, но быстро забыли.

Кадр из фильма "Девчата"
1414
55
11
11
[]