Как я жаловался в Минпромторг на утильсбор, и что мне ответили
Объяснять всю боль и трагедию российских автолюбителей кажется излишним, но кратко: если вы не готовы отвалить 8+ миллионов рублей за машину, то о бизнес-классе уровня немецкой тройки (и топ-производителей Китая) вы можете забыть. Связано это с отменой с 1 ноября 2025 года последней лазейки – льготы для физлиц при ввозе авто для личного пользования.
Теперь вместо 3-5 тыс.рублей вы заплатите, к примеру за авто с двигателем 2л 160-190 л.с. 750 тыс.рублей (новый) или 900 тыс.рублей (б/у), с двигателем 3л 221-279 л.с. 2 млн.руб. (новый) или 3 млн.руб. (б/у). Это не считая таможенный платеж. С мощными электрокарами тоже все плохо.
Вы, батенька, зажрались, - подумают некоторые. Но не обольщайтесь - с ценообразованием на автомобили эконом-класса тоже все плохо, погуглите сколько в Китае стоит Jolion.
Письмо в Минпромторг
В попытке хоть как-то выразить свою гражданскую позицию, написал обращение в Минпромторг. Аргументация против утильсбора была следующей. Жирным тезисы + цитаты из обращения.
(1) Инфляция – утильсбор вносит большой вклад в рост стоимости авто, которая итак несоразмерно выросла из-за санкций.
При стоимости немецкого автомобиля бизнес-класса около 5 млн.руб. в 2022 году и официальной инфляции с начала 2022 по май 2025 года в 36%, только одна индексация утильсбора добавляет к инфляции еще 37.5%. Расчет не учитывает санкционный и валютный эффект, фактически же розничная цена качественных автомобилей выросла более, чем в 2 раза и уже стала сопоставима с ценой жилья.
(2) Отсутствие товаров заменителей.
Общеизвестно также, что автомобили, производящиеся в данный момент в России поголовно китайские (АвтоВаз к сожалению за многие десятилетия так и не смог предложить конкурентоспособный продукт, за исключением, может быть, низшего сегмента), а их стоимость на российском рынке в 1.5-2 раза превышает их стоимость к Китае. Из этих данных становится очевидно, что локализация производства в России не достигает требуемого уровня или неэффективна сама по себе.
(3) Не отвечает интересам российских автовладельцев.
... приводит к превращению автомобиля из средства передвижения в роскошь, так как качество российских (и китайских автомобилей, производимых в России) не соответствует их цене ни по историческим российским меркам, ни по ценам в других странах в настоящее время.
(4) В результате чего будет происходить устаревание автопарка и ухудшение безопасности.
(5) И сборы в бюджет упадут.
Уже также приводит к снижению поступлений от утильсбора в бюджет, т.к. цены не могут расти бесконечно, у спроса есть эластичность.
Вопросы к Минпромторгу
Также отдельно в письме я вынес блок из 3 вопросов:
(1) Запрос об ограничении действия утильсбора теми категориями авто (по классу, по объему двигателя, мощности и т.д.), которые реально производятся в РФ
(2) Запрос о сохранении льготы на ввоз автомобиля физлицом для личного пользования, лично для меня как и для сотен тысяч россиян это единственная разумная возможность купить качественный автомобиль с требуемыми потребительскими характеристиками (именно эту льготу хотят отменить с 1 ноября для авто свыше 160 л.с.).
(3) Вопрос: производится ли учет общественного мнения (опросы, соцсети, блоги, публикации), из которых становится очевидно, что граждане страны крайне негативно относятся к происходящему... как Министерство промышленности и торговли и Правительство РФ учитывают мнение граждан?
Что ответил Минпромторг
Ответ пришел на 5 листах, кратко следущее:
1) Издевательски выглядящая отсылка на закон, т.к. очевидно, что к экологии и утилизации отношения утильсбор не имеет уже очень давно.
...в соответствии с № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления … уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения безопасности, в том числе для защиты человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа».
2) Государство субсидирует автокредиты от 20% до 35% стоимости нового автомобиля, но не для всех – интересный пунктик тут только электромобиль, но российского производства, а это очень частный случай. В целом данная господдержка вызывает еще большую грусть - посмотрите на список машин.
При этом отмечаем, что на текущий момент времени программа льготного автокредитования действует для следующих категорий граждан: медицинские работники, работники сферы образования, мобилизованные и военнослужащие по контракту, принимающие и принимавшие участие в специальной военной операции, и члены их семей, для граждан, приобретающих электромобили российского производства, для граждан, имеющих инвалидность, для граждан, проживающих на территории ДФО и имеющих несовершеннолетнего ребенка. В 2025 году действие программы распространяется на следующие марки: LADA (все модели, за исключением LADA Largus), ВИС, УАЗ, ГАЗ, Моторинвест, Москвич 3е, Haval (JOLION), АМБЕРАВТО (ООО «Балткомавто»).
3) У нас стратегия, мы принимаем меры. Ну что тут скажешь – даже близко не достигнута ни одна цель: ни локализация, ни характеристики, ни качество. Вернее даже достигнут обратный результат – характеристики ухудшились (Китай и Лада), цена х2 от мировой.
Согласно Стратегии, обеспечение конкурентоспособности российской продукции автомобильной промышленности (включая готовые автомобили, компоненты и технологии) на мировом рынке означает создание высоколокализованной продукции, которая соответствует международным нормам технического регулирования, а также соответствует по качеству и стоимости передовой продукции мировых поставщиков.
Для достижения поставленных целей Минпромторг России рассматривает целесообразность реализации различных предложений, а также реализует комплекс мер государственной поддержки.
В целом как будто ответили по касательной на вопросы 1-2, а вопрос 3 ожидаемо остался без ответа (впрочем, ответ на него мы итак знаем точно).
Что делать?
На ум приходит 3 вещи:
1) Написать письмо в Минпромторг и изложить свою позицию (вода камень точит) https://minpromtorg.gov.ru/vpm
2) Зайти и поставить дизлайк закону (потребуется залогиниться через госуслуги) https://regulation.gov.ru/projects/160081
3) Поискать сайты каких-то объединений за права автомобилистов и попенять им за то, что они никак не помогают донести общественное мнение до властей. Раньше был Похмелкин, пропал с радаров, сейчас есть НАС https://www.rosavtosouz.ru/kontakty и особо кого-то на слуху мне больше найти не удалось – может вы знаете, напишите в комментариях. В НАС я писал, не ответили.
Вместо заключения
Очень печально, что власти допускают такие удары по среднему классу. Сначала это сделали с рынком недвижимости, теперь с рынком транспорта. Попрошу вас поддержать репостом.