Как делать х2, х3, х5 ежегодно к доходу
Это не гайд по «успешному успеху» и не продажа курса по нему. Это честный рассказ про частный опыт, со всеми взлетами и падениями, факапами и победами. В некоторых частях текста приведены ссылки на посты в мой телеграм-канал, которые могут дать больше деталей к отдельным частям текста. СПОЙЛЕР На моем опыте получилось чуть меньше если брать среднегодовое за 7 последних лет 😁 — так что да, заголовок кликбейт и наедалово, но история стоящая того, чтобы дочитать.
Ищете кнопку «БАБЛО»? Это она! (но это не точно😉)
Вопрос заголовка сего лонгрида сложный, так что не ждите на него короткого и простого ответа. Приготовьтесь потратить около 20-25 минут своего времени, а если цеплять и все отсылки к постам - вероятно пару часов)
Если лонгрид покажется вам интересным, поделитесь им со своими знакомыми и друзьями, мало ли — поможет) А так же подписывайтесь на меня здесь и в ТГ ссылок на канал полно по тексту)
С чего все началось?
Лето 2016-го. Жара, грязные руки от стройки, запах табака и свежеокрашенных стен *барабанная дробь* я и мой студенческий друг открываем кальян-бар.
На открытие моя доля 250к, взятые в кредит (да, я уже умел красиво рисковать 😅), у друга столько же — накопления, не понятно для меня откуда взявшиеся, может он из движения FIRE?)
Через пару месяцев решили добавить вейпы, тогда хайп нарастал и решили «качать» по всем дымно-глицериновым фронтам 💨
Сколько мы имели? Дай бог 10–15к на брата в карман. В удачные месяцы, когда лето и студенты на каникулах, чуть больше. Плюс наша основная работа 2/2 давала 30–35к (работали мы тоже в одной компании, в противосмену. Один на смене на работе, другой в баре контролирует процесс).
В сумме я выходил на 50к+, а это для региона и пост-универской жизни хороший уровень (имхо). На Porsche конечно не ездил, но на тусовки и «веселую жизнь» вполне хватало.
Прошел год, лето 2017-го, вечер. Я выхожу на крыльцо нашего бара, он стоял прямо у парка, ведущего к главному корпусу университета. Этот парк всегда был живым — студенты, парочки, по ночам пьяные барды давали шума под гитару.
Но в тот вечер — тишина. Ни души! Ни в парке, ни в баре) И стоя там, с сигаретой в руке, я впервые подумал: «настали тухлые времена, перспективы туманны — пора валить». Куда? Ну конечно, в Москву)
В целом это был такой момент, когда думаешь, вот либо сейчас, либо наверное уже никогда, так что нужно брать и делать. В моменте, буквально за несколько дней, может неделю, продаю свою долю в кальянке, увольняюсь с работы, собираю вещи и прыгаю в машину.
22 часа дороги практически без остановок. Трасса, заправки с кофе и быстрые перекусы, мысли типа: «Щас папа покажет Москве как надо деньги делать». На подъезде сердце колотится — впереди новая жизнь.
За 14 дней в Москве я уже с первой работой на 40к, еще через месяц уже на второй с оффером побольше)
Признаться, когда ехал, я был уверен, что в Москве меня такого крутого разорвут на части, еще на подъезде будут сыпаться офферы от 100к и выше! Но реальность посмотрела на меня и сказала: «Держи 40к браток, а там посмотрим» 😂
Везде я работал как тех. поддержка. На втором месте в МСК стало интереснее, я уже не просто отвечал на звонки, а настраивал оборудование, планировал размещение узлов сети и контролировал ввод в эксплуатацию.
Мы готовили Москву к ЧМ 2018 по проекту MosWiFi. Идея — покрыть бесплатным Wi-Fi всё внутри Садового и ТТК и даже чуть дальше. Собянин захотел шикануть перед иностранной аудиторией вседоступным интернетом. Хозяин барин, что сказать😉
Это была огромная задача: точки, антенны, интеграции. Сейчас большая часть оборудования разворована, сеть почти не работает, но тогда это был масштаб и драйв!
Атмосфера была крутая: лояльный менеджмент, классный коллектив, отличная среда, чтобы расти. Новый отдел под нашу группу MosWiFi, без начальников и я начал проявлять инициативу.
Казалось, вот он шанс, сейчас вырасту в менеджера, займусь чем-то большим и серьёзным. Но... начальником поставили какого-то родственника руководителя нашего подразделения. Сраное кумовство! Всё карты спутало 😁
Работа была по срочному договору, на 8 месяцев. Дальше или идти в обычный техпод поддерживать эту сетку на бессрочный договор (вообще не хотелось), или искать что-то другое. После полугода работы на проекте я начал поиск места, где можно стартануть в менеджмент.
Нашёл компанию с высокой позицией «технический директор». Думал, попал в крутой инновационный стартап, дата-центр для майнинга, перспективы, технологии. А оказалось — лавочка по интересам 😁
Из смешного: генерального по несколько раз в месяц забирали из ментовки, потому что он любил скворечники в парке вешать!
Почему полиция на это так реагировала — не знаю🤷♂ Может, в Москве скворечники нельзя вешать без согласования с Сергей Семёнычем?
Поработав с «любителем птиц» (или скорее пострадав три месяца), я снова вышел на рынок. И почти сразу устроился в компанию, где работаю уже 7+ лет.
К этому моменту я был в Москве уже год. С 40к к этому моменту мой доход вырос х1.5, просто на блужданиях по работам) Это конечно не лучший рецепт иксов, скорее один из ограниченно рабочих инструментов. Один мой знакомый очень хорошо умеет себя продавать и делает х2 ежегодно просто меняя работу)
И как закрутилось...
Сходу мне навалили пафоса — должность «Заместитель генерального директора». На деле все номинально, фактически я был эдакой «умной секретаршей» у генерального.
Всё, что требовало хоть немного подумать, отдавали на меня. Всё, что не требовало — делали реальные секретарши.
Первый год я просто въезжал в процессы, разбирался в хаосе быстро растущего бизнеса, занимался операционкой. Со временем начал видеть, где можно подкрутить, где поменять, где вообще нужны новые решения. Начал предлагать. Иногда получал одобрение, иногда критику. Но постепенно моё мнение начали учитывать.
Заметка про собес
Довольно необычно для меня прошел собес на эту позицию. Первый раунд с HR, там все стандартно, потом сразу же пригласили на второй этап к генеральному директору, он же собственник бизнеса.
Помимо каких-то общих вопросов, мне задали 3 или 4 физические задачки вида: условия задачи и нужно ответить на вопрос что будет с субъектом задачи если ...
Я, в своей тогда привычной манере, выдавал решение/ответ сразу, как очередь из минигана🔫 Однако, как и всегда, ловил себя на мысли, что я бегу быстрее головы, начинал рассуждать и корректировать изначальный ответ.
Его преследовали умные мысли, но он был быстрее
По итогу правильно я не ответил ни на один вопрос, но сильно не переживал по поводу этого собеса, так как отправил резюме туда случайно, а пошел просто чтоб понабраться опыта в прохождении интервью.
Однако, каково было мое удивление, когда вечером мне перезвонили и сказали вы приняты, оффер на почте. Сказать что я ах***ел — ничего не сказать😂 Чуть позже я уточнил о настолько странном решении у генерального, на что получил ответ, что ему было важно не получить правильный ответ, а понять имеет ли кандидат способность к размышлению и логике, что в моменте гораздо важнее.
Последние 6 лет я — архитектор внутренних процессов, ну и реальный Заместитель генерального директора конечно же) Автоматизация, реорганизация, улучшения – все моя зона ответственности помимо общих управленческих задач.
Больше конкретики
У нас всё завязано на 1С, и чтобы нормально управлять изменениями, я пошёл на курсы по разработке под 1С, чтобы понимать, как мысли разработчик, какими объектами оперируют, где узкие места и т.д. 📖Пост об этом
И тут меня затянуло, после курса я решил углубиться дальше в Python и JS. Но об этом чуть позже 😉
Один из первых серьёзных проектов — система учёта и отгрузки метровых товаров. В нашем случае — стальные канаты для лифтов и поручней эскалаторов.
Проблема была простая, но критичная: 1С не умеет нормально работать с «метровыми» товарами, чтобы учитывать куски по нужной длине. Мы допилили логику, процесс нарезки и отгрузки стал быстрым и прозрачным.
Дальше — складская система. Она анализирует продажи по месяцам и сама рассчитывает, сколько и когда заказывать и у какого поставщика, с учётом сроков поставки, так чтоб на складе всегда был минимально допустимый остаток, а не дырка от бублика.
Чтобы не держать склад «мертвым грузом», дополнительно мы внедрили параметр уровень обслуживания складом равным 82% и ABCD-классификацию: А — топ-ходовые, D — почти не продаются. Для каждой группы свои условия закупки, а система сама пересчитывает группы каждый месяц на основе продаж за последние двенадцать.
Все это позволяет не «перезатарить» склад вбухав туда миллиард, четкий расчет на цифрах, чтоб экономика сходилась под закрытие потребностей клиента в 82% случаев.
Раньше закупки были, можно сказать, на ощущениях и ручном контроле остатков, теперь все чётко без действий «на авось». И это только базовый функционал, там куча вспомогательных фишек, которые реально облегчают жизнь отделу закупок.
Этот проект мы делали вместе с генеральным, я участвовал скорее как помощник в организации разработки, но после релиза внёс свой вклад в доработки и улучшения системы.
После занялся производством. В 2020-ом у нас появилось отдельное направление, помимо поставки запчастей —производственные услуги. Это мелко-серийный выпуск запчастей под заказ и ремонт дорогостоящих лифтовых узлов.
Сделал для подразделения не большую производственную систему:
— учёт заказов,
— распределение задач между мастерами,
— расчёт себестоимости,
— зависимость от материалов и давальческих ценностей.
Сейчас мы её серьёзно обновляем: добавляем новые фичи, пересобираем логику, внедряем расчёт плановых сроков выпуска.
Сложность в том, что каждый заказ цепляется за предыдущий: мастер не может делать два заказа параллельно, плюс сроки зависят от материалов и поставщиков.
Следующим шагом стали ПВЗ — пункты выдачи заказов.
Мы подумали: а что если клиент сможет заказать сегодня и уже «завтра» забрать заказ в пункте выдачи где-нибудь в СПб? Вырастут ли продажи в этом конкретном регионе?
Главное — доставка до ПВЗ бесплатная. Скорость, конечно, зависит от региона перемещения заказа, но это всё равно быстрее, чем ждать доставку от транспортной компании.
Сейчас у нас 5 ПВЗ в Москве (это спасло нас, когда мы перенесли склад в область и рисковали потерять часть объёма из-за конкурентов оставшихся в МСК). Ещё 2 пункта в Питере и Краснодаре.
Планы на 2026 открыть ПВЗ в Казани, Новосибирске и Екатеринбурге.
Всё организовано на мощностях существующего кросс-докинга и фулл-филмента, а движения товара на всех этапах от сборки до выдачи в ПВЗ фиксируется в нашем внутреннем веб-сервисе. Можно сказать что мы взяли модель маркетплейса и «приземлили» её под нашу компанию.
На текущий момент ПВЗ в Москве упрощают работу нашей курьерской службы, позволяя сохранить объемы отгрузок, а также дают удобный сервис для клиента в части самовывоза. Питерский ПВЗ спустя год работы выходит на рабочий объем и чувствуются первые плоды, Краснодар пока раскачивается. 📖Посты: раз и два
Параллельно со всем остальным — наш интернет-магазин.
Это не просто сайт с каталогом, а полноценная интеграция с 1С и внешними системами:
— клиенты делают заказы из личного кабинета и они сразу попадают на обработку менеджером в 1С,
— клиенты видят статус и прогресс доставки (нашей или ТК) в реальном времени,
— по каждому товару доступна полная инфа: характеристики, наличие на складе, дата ближайшей поставки, а если товар поставляется только «под заказ», то срок доставки под заказ.
Еще куча метрик в разных разрезах доступные в ЛК, которые важны клиентам, и всё максимально прозрачно.
До этого у нас был простой интернет-каталог без какой-либо детализации по товарам. Через ЛК можно было оформить заказ, информирование о котором вместе со списком товаров приходило на почту компании — каменный век в общем. А выгрузка новых товаров в каталог занимала около часа или двух😂
Недавно мы сделали большой апдейт и редизайн. Как это обычно бывает — полезли баги 😅 Сейчас правим, ничего критичного.
Если интересно глянуть, вот ссылка: revator.ru (цены не показываем намеренно — особенности бизнеса в нашей сфере)
IT-инфраструктура — это отдельный пласт работы. Сервисы, железо — всё должно работать как часы по лучшим канонам SLA 99,9%.
Когда я пришёл, 1С вылетала раз-два в месяц. Сервер поднимали по 2-3 часа. А 7-10 дней в месяц «тормоза» были настолько жёсткие, что коллеги ждали отклика по 5-10 секунд на каждое действие. Какие при этом будут продажи?)
Сейчас отвалы — максимум 1-2 минуты и не чаще 2-3 раз в год. Тормоза ушли в небытие.
Чтобы достичь этого, я перебрал 3-4 аутсорс-компании, убил 2,5 года времени. Пришло также понимание, что 80% подрядчиков на рынке аутсорса — дилетанты мазафака😤
Из интересного: когда мы искали причины «тормозов», одним из факторов который проверяли — не оптимально написанный код в доработках 1С.
Оказалось диагностика подобных проблем стоит от 500к, а полноценная оптимизация — от 3 млн. Смешно и грустно одновременно. Благо у нас хороший подрядчик по 1С разработкам — и нас пронесло 😮💨
Логистика. В какой-то момент точек доставки стало столько, что наши экспедиторы перестали успевать по ним ездить.
Казалось бы — нанимай новых людей и купи машины. Но нет, это дорого и неэффективно. Мы пошли другим путём: внедрили Яндекс.Маршрутизацию.
Система получает список точек и сама распределяла их между водителями с учётом наименьшего времени выполнения и оптимального маршрута.
Итог — тот же состав из трёх водителей справлялся с ростом заказов ещё полтора года. И при этом нередко они справлялись с работой на день за 2 часа до конца рабочей смены.
Сейчас с ростом объемов у нас уже 6 водителей, но зона доставки выросла с МКАД до ЦКАД. Сила софта!
📖Статья на VC о Яндекс.Маршрутизации
Бонусная система — чтобы развивать лояльность клиентов.
Уровни — условно от «Берет раз в год» до «Лучший клиент».
У каждого уровня свои плюшки:
— скидки от 5 до 25%,
— бесплатная доставка,
— отсрочка платежа и т.д.
Всё как в хороших маркетплейсах, но под наш бизнес, позволяет удерживать клиента.
И напоследок — разработка системы для построения управленческого PnL и EBITDA.
Встроенные отчёты 1С считали криво из-за некоторых обстоятельств использования 1С внутри организации, так что пришлось делать всё с нуля своими силами.
До 2023 года мы вообще не знали нашу реальную чистую прибыль (кроме бухгалтерской, но она не показатель на который можно опираться в управленческом смысле). Теперь считаем всё, видим ключевые метрики и можем принимать управленческие решения на основе цифр, а не на ощущениях, а самое главное имеем глубокое понимание фин. показателей и как они получаются.
... Прибыль – это сколько компания заработала за определённый год. Необязательно, кстати, календарный; бизнес-год может начинаться 1 июля, как в Австралии, или 1 сентября – такое в США часто бывает. Откуда компания знает, сколько заработала? Это непростая штука, и бухгалтеры её долго-долго считают и потом выдают с потолка какую-то цифру. Она может директора сильно удивить, потому что бухгалтерия и финансы – это слабо связанные вещи. Я разницу сейчас объяснять не стану, просто знайте, что бухгалтерия – это зло и говно, а финансы – добро и «Порше Кайен»
Всё это основные проекты. По мелочи было ещё десятки инициатив, всего не вспомнишь да это и не нужно, масштаб и так ясен.
Теперь я – сын маминой подруги (нет) Партнер!
Последние 2 года я работаю уже не просто как наёмный сотрудник, а как партнёр. Ежемесячно получаю долю от чистой прибыли компании сверх зарплаты.
Формально она не выделена в уставе, но работает по типу опциона в крупных компаниях: каждый месяц получаю свою часть, но если уйду будущие выплаты сгорают. Это конечно «золотые наручники», но скажу честно, я доволен)
Все это на протяжении последних лет приводит к желанным иксам от года к году — постоянно. Видим проблему или потребность? Предлагаем решение и воплощаем в жизнь!
Вообще как показала практика, бизнес платит деньги (читай дает иксы) за две вещи: ответственность и/или прибыль. Если вы не берете на себя одно и/или не помогаете расти второму, логичный вопрос «Зачем вам повышать зарплату/премию/бонусы?».
Не берете ответственность и/или не приносите деньги в компанию? Забудьте про иксы!
Если же делаете это, поздравляю вы нажимаете на кнопку БАБЛО!
А что там с разработкой на Python и JS?
Как и обещал, возвращаюсь к теме разработки. На Python и JS я пошёл скорее не ради фана или желания созидать через разработку, основным драйвером было выгорание и ощущения, что я застрял.
Ковид 2020-го, непонимание, куда дальше расти как менеджеру, ощущение, что я уже не так полезен компании — всё это сложилось в один большой внутренний «затык».
Я подумал: «А если меня уволят? Или я сам уйду? Нужен запасной аэродром». Разработка показалась интересной нишей.
В конце 2021 пошёл на курсы, а летом 2022 забил на них — руки уже чесались делать что-то реальное. Я делал пет-проекты, писал различное ПО и скрипты на заказ друзьям. Так продолжалось до мая 2023-го. 📖Пост об этом
В 2023 я понял: нужен next level. Хотелось сделать не просто мелкий пет-проект, а большой, крутой продукт, который решал бы чью-то задачу.
Идею подкинул знакомый, который открыл оффлайн-клуб «Мафии», ему нужна была некая система для учета броней, оплат и ведения рейтинга игроков. Не успев начать я понял, что один я это буду делать вечность, а еще у меня есть основная работа. 📖Пост об этом
Результаты продвижения по разработке продукта я показывал генеральному — в духе «смотри, че могу».
Почти на старте меня посетила мысль, что проект-то классно, но люди бесплатно долго работать не будут. Нужны деньги. То есть нужно привлечь финансирование для работы этой команды, чтобы и дальше пилить этот продукт и последующие которые появятся если вдруг мы возымеем коммерческий успех.
Поэтому и показывал генеральному в расчете на то, что возможно в будущем именно моя компания решит вложить денег в это дело — ведь проще привлечь деньги от тех, кто тебя лично знает.
Люди инвестируют не в «золотые» идеи (просто идея вообще ничего не стоит), а скорее в людей у кого такие идеи есть. В тех, кто, по их мнению, «потащит катку и вернёт бабки с прибылью». Идея конечно тоже важна, но нет никакого смысла инвестировать туда, где ты не веришь в человека, в то что он сможет.
Начало ЦАРТ и новое партнерство
В начале лета 2024 на совещании топ-менеджмента обсуждали развитие нашего интернет-магазина новым функционалом.
Вывод: фичи слишком большие для рамок интернет-магазина. Нужен отдельный сервис, который потом можно интегрировать с интернет-магазином, и, возможно, даже с конкурентами по поставке запчастей.
«Отдавать это на аутсорс это ошибка. Нетиповой сложный продукт, в которые веб-студии обычно не умеют. Нужно делать самим, нанимать разрабов и рулить командой самостоятельно» — сказал я.
Генеральный тут же выдал примерно это: «Подождите, а у тебя же уже есть команда! Ребята проверены в бою. Давайте вы и сделаете новый продукт». 📖Пост об этом
Так родился проект ЦАРТ и нашлось финансирование для команды еще «вчерашних» студентов. Промо-страницу ЦАРТ можно глянуть тут: царт.рф (не судите строго, делали наспех к выставке REW 2025, сейчас уже работаем над финальным дизайном). 📖Пост об этом
ЦАРТ выпущен как MVP в июне 2025 и к настоящему моменту уже получил кучу крупных обновлений, которые ведут его к виду полноценного продукта. Этот проект отдельное направление бизнеса или точнее может им стать в будущем.
Договорённость — компания финансирует разработку и вывод продукта на рынок до выхода «в ноль», моя ответственность в успешной реализации. Как только (а скорее если) это случается — регистрируем отдельное ООО, передаём туда продукт и весь персонал (7 человек, включая меня, мою помощницу и 5 разработчиков).
Разделение — 50/50 между мной и компанией. Компания получает свою долю за вложенные на этапе старта деньги, а я свою за свершение того самого ЕСЛИ. Полноценное и справедливое партнёрство, юридически оформленное по закону.
Скорее всего, в этот момент мне придётся уйти из компании как наёмный сотрудник = потеряю в доходе. И это конечно «даунгрейд» по деньгам.
Но если всё выгорит, я смогу приблизиться к условной возможности: «купить квартиру с месячного дохода, а на сдачу взять мерседес» 😁
Закулисье кризиса и выход
В конце 2022-го я наконец перестал думать, что менеджмент это «не моё».
Точно помогла разработка и обучение ей, а так же спорт (я начал ходить в зал, а так же играть в бадминтон, теннис, падл). 📖Пост об этом
Большинство проектов, которые я описал выше, были реализованным именно после этого периода — с середины 2022 по «сегодня».
В момент кризиса я даже дошёл до психотерапевта. Сформулировал запрос примерно так: «Чет с менеджментом у меня не клеится. Может мне пойти путем тех специалиста и возможно в новом окружении все получится?»
Среди прочих кто откликнулся на ПРОФИ.РУ, был дядечка, который перед записью на прием предложил провести небольшой созвон по телефону, чтоб понять , чем он может мне помочь и может ли. Он позадавал вопросы, выслушал мои ответы и сказал примерно следующее:
«Хуйней не занимайся этой, да?! Ты хочешь перечеркнуть все свои достижения за последние 3-4 года и уйти в новую область чтоб там расти с нуля? Какой в этом смысл если придешь в ту же точку что сейчас?»
На этом я решил забить на психотерапевтов) Тогда я не принял его слова. Мне казалось, что он все понял не так, мне тут плохо и все такое. И уж лучше с нуля, чем вот с этим всем жить и терпеть.
Уже позже, когда я справился со своим кризисом я понял, что он был прав и истинный смысл его слов:
Нет смысла начинать с нуля, так как в конечном счете желаемый путь развития в области менеджмента. Начнешь с нуля в другой среде и в какой-то момент ты дойдешь до той же кризисной точки что есть сейчас. Нет смысла начинать снова, нужно работать с текущей ситуацией и решать текущую проблему. Это и будет ментальный и профессиональный рост.
Можно в цифрах?
Можно! Если описать достижения без мешуры выше, за время моего нахождения в компании показатели выросли вправо вверх:
— выручка с 200 млн до 700 млн,
— чистая прибыль с «почти нуля» до 50 млн,
— основные средства с 5 млн до 80 млн (станки, техника, автомобили и пр.),
— складские площади (арендуемые) с 900 м² до 3000 м²,
— у компании появилась земля, и мы уже строим на ней склад и скоро начнём ещё один,
— штат с 20 до 50 человек.
Конечно, это не только моя заслуга — у нас сильный топ-менеджмент. Но часть результата моя.
Эпилог
В целом это все что я знаю про то, как постоянно делать иксы в доходе. Если не уловили суть между строк, правильный вопрос не Как делать иксы? а Какие мои действия могут привести к иксам?
Мой путь описан выше, я задавал себе вопросы Где и что можно улучшить/поправить/сделать с нуля, чтоб компания зарабатывала больше? Делал и брал ответственность за весь процесс.
Для блогера или певца какого иксы это вопрос аудитории/популярности и контента: Какой контент пилить чтобы стать популярным?
Если мы говорим про как зарабатывать деньги будучи в найме, условная формула выше – ответственность и поток бабла в компанию.
Конкретика зависит от контекста:
— для менеджера по продажам правильные вопросы: Как улучшить воронку? Как закрывать возражения покупателей? Как увеличить объем в одни руки?
— для собственника бизнеса или управленца: Как снизить себестоимость при том же уровне качества? Какой новый продукт запустить в рынок? и т.д.
Решение вопросов приведенных выше и подобных, автоматически решает вопросы иксов.
Если говорить конкретно про величину иксов(например х2 и х5), то в конечном счете величина зависит от того, на сколько «хорошо» вы отвечаете (а точнее делаете) по вопросам которые себе задаете, где «хорошо» это величина эффекта (размер которого зависит от личных качеств — софты и харды) относительно стартового состояния.
Не стоит забывать про внешние условия типа: ширина рынка на котором работаете, экономическая ситуация, законодательная база и т.д. которые в моменте могут не дать прыгнуть выше скажем x1,3-x1,5.
Но время течет и ситуация меняется, если вчера планка x1,3-x1,5, сегодня она может стать х2-х5, а может вы поменяете профессиональную сферу где уже вчера было больше чем х3.
Послесловие
Этот лонгрид родился из серии нескольких событий. Сначала я выложил 📖Пост в свой канал.
Ввиду того, что я состою в неком чатике блогеров, этот пост обсудили там и из результатов обсуждения родился текст ниже про «жизненный комфорт» и подход к трате денег, который я не стал выкладывать в канал сразу по некоторым соображениям.
Продолжая позавчерашний пост, решил углубиться в тему «сейчас нужно экономить, для того чтобы...» Каждому из нас хочется и хорошую квартиру и хорошую машину и еще какие-то «дорогие» блага этой жизни. И в угоду своему желанию купить хорошую квартиру, мы жертвуем какими-то благами сегодня. В свои 18-20 лет я особо не задавался вопросами о том Как нужно стоит относиться к деньгам, копить или тратить все? Я просто тратил все:) Получил ЗП, на нее месяц и прожил) Бывает захотелось что-то на что в моменте денег нет — взял кредит. iPhone 5 и X помню купил в кредит и Xbox, все MacBook, машину) Чуть позже, может быть к 25-и начали появляться мысли о том, что было бы неплохо что-то откладывать, тогда я зарабатывал тысяч 100 и живя на тот момент уже в Москве, желание «откладывать» разбилось о реальность. Аренду и коммуналку заплати, еды купи, бензин заправь, пару раз с друзьями в бар, а еще есть ТО на машину и страховка и куча других не регулярных платежей, вот и нет твоих 100 тысяч. Со временем я конечно стал зарабатывать больше, но с ростом доходов как известно растут и потребности, то есть расходы) Машина там получше появляется – обслуживание дороже и вот это вот все. И отложить на квартиру становится сложно. Когда я все это покрутил в своей голове, в 25 лет, понял что кажется мне будет комфортен следующий подход: Жить хорошо нужно сейчас, потому что завтра может не наступить и если сегодня ты отказывал себе для того, чтоб завтра жить хорошо (читай «купить квартиру»), то это лишено смысла. Понятие «завтра» существует условно, потому что ты не можешь быть действительно уверен, что оно наступит, и зачем тебе сегодня копить на квартиру урезая себя во всем что можно, если завтра это пыль? Под «наступит» я имею ввиду вообще все что угодно, любые преграды для наступления завтра, от очередной эпидемии до ядерной войны или дефолта, когда все твои миллионы превращаются в фантики. И если в ядерную войну кому-то может вериться с трудом (ну типа люди ж не дураки таким заниматься), то вот дефолты и эпидемии были не так давно. Возникает вопрос: Если сегодня все тратить, что делать если завтра все таки наступит? Ответ простой – нужно просто много зарабатывать:) И если вывести это в общую, законченную мысль, то будет так: Живи как в кайф сегодня, не отказывая в себе в том, что хочется. Что-то осталось от сегодняшних трат? Окей это можно отложить. При этом чтобы завтра можно было жить так же и лучше, сегодня делай все чтоб завтра, если оно наступит, твоих доходы были x2-x3-x5 и т.д. Не нужно конечно это воспринимать дословно. Хорошо бы очертить для себя грани разумного, например я не экономлю на досуге и комфорте. То есть лучше полечу Аэрофлотом, чем Победой, не откажусь от очередного похода в ресторан или бар с друзьями, куплю новый телефон если моему уже 3-5 лет, поеду отдыхать за границу, ну раз в год обязательно. Жизнь нужно наполнять эмоциями и смыслом, нет никакого кайфа в миллионах на счету, если все что ты видишь в жизни это рабочее место и кровать дома. Последние лет 5 живу именно так, последний кредит что я брал был на машину 5 лет назад, в сентябре по нему будет последний платеж. Я могу без проблем купить очередной телефон или даже два сразу или что-то из техники ценой до 200к-300к за нал. Или по кредитке, но это скорее будет не кредит, а рассрочка, так как я успеваю закрыть долг в льготный период. При этом за эти 5 лет я ни разу не отказал себе в чем-то, потому что решил отложить. Съездил в кучу путешествий, купил квартиру без мам, пап и кредитов и воспользовался еще кучей благ. Но посмотрим что со мной будет дальше). Некоторые люди уверены что до 30 лет вообще нет смысла формировать какие-то накопления (ну кроме подушки безопасности на пару-тройку месяцев). Потому что отложить существенную сумму не получится, при этом человек сильно теряет в социальном аспекте. То есть любая потенциально пропущенная пьянка или другое мероприятие, лишает человека новых контактов, связей, отличных идей и прочего, скопленный «миллион» за 10 лет с 20 до 30-и (если не меньше) того не стоит и мне кажется это абсолютно верный подход.
После публикации текста в группе блогеров я получил какой-то отклик среди которого:
Кто-то [1] написал: А можно следующий пост (такой же развернутый) про то, как сегодня делать все, чтобы завтра было х5? 😂 Пару примеров. Реально очень интересен ход мыслей, хочется именно заглянуть за занавес. Пощупать образ мыслей.
А кто-то[2] добавил (не цитата, а суть): Все это мышление юнца, и так нельзя, обязательно нужны накопления и инвестиции в долгосрочные финансовые инструменты и недвижимость иначе рано или поздно сядешь на мель!
Таким образом сам лонгрид является ответом на первое сообщение из чатика ну и в итоге получилась некая профессиональная биография, а это послесловие, точнее то что будет ниже – продолжением не опубликованного в канале текста и ответом на второе сообщение.
Принцип «трать столько, сколько нужно, а если наличных не хватает — зарабатывай больше» не про то, что не надо иметь накоплений. А про то, что накоплений нужно ровно столько, сколько заложено в твоих рисках и потребностях на ближайшие пару-тройку лет, не ограничивая себя в жизни «сегодня». Завтра может и не наступить и кому тогда нужны будут ваши фантики из-под подушки? Если доход позволяет жить только «в ноль» по базовым потребностям и пару раз в месяц пойти с друзьями в бар — не нужно себя мучить и откладывать на чёрный день какие-то копейки. На дистанции это не даст какого-то ощутимого преимущества, гораздо ценнее эмоции которые можно получить за то же количество денег. Отложишь тогда, когда появится возможность. Однако ложка дегтя в том, что возможность сама не придёт — её нужно добыть своим трудом. Это обратная сторона медали в подходе «трачу сколько хочу». «Хочу» тоже в целом должны быть условно прагматичны. Постараюсь привести пример: купить себе айфон, макбук, приставку или еще что либо дороже 100к просто потому что захотелось - ок, это радости жизни, которыми можно и нужно себя баловать, они приносят дофамин и практическую пользу на дистанции. И даже если денег прямо сейчас нет, я возьму кредит до 200–300к на подобные покупки, зная, что отдам без напряга за пару месяцев. Вот дорогую машину, типа хайпового Х5, потому что «хочется» я вряд ли куплю, особенно если старая ещё норм. Я не очень гонюсь за напускным «статусом», а комфортно доехать до работы и домой позволит почти любая машина среднего сегмента. Точно не буду использовать кредитные деньги для такой покупки, если не буду уверен, что закрою сумму за год или раньше без напряга – длинный кредит ключ к снижению уровня комфорта) При этом можно не отказывать себе кататься на бизнес и премиум сегменте (ну если очень хочется) — можно взять в аренду на неделю или каршейринг, это стоит вменяемых денег, примерно как айфон) До определенного уровня дохода я тратил все «в ноль» и жил так как хотел. Но с какого-то момента мои потребности перестали расти пропорционально доходу и часть денег остаётся в сбережениях. Таким образом и «хотелки» сыты и жопа в случае чего финансово обеспечена.
И еще немного 😂
Я вставил некоторые отсылки к постам, которые дополняют текст лонгрида. Остаются еще несколько десятков ссылок, которыми бы я хотел поделиться с тобой читатель.
Все описанное в постах по этим ссылкам так или иначе касается моего пути или мои наблюдений, принятых на нем решений и возможно будет полезным тебе, если конечно еще остались силы на чтение )))
Продолжение про SCRUM которое родилось из комментов под первыми постами: пост
Про результат правильного подбора в команду: пост
Про отношения к участникам команды: пост
Почему удаленка плохой формат для команд: пост
Про процессы мечты или как команды работают в VALVE: пост привет Габен!
Как увольнять людей?: пост
Про уровень готовности MVP: пост и хоть это противоречит постам о мелочах, тут важно балансировать и не скатиться в «либо идеально, либо никак».
С нуля к проджект и продакт менеджменту: пост
Про важность дизайна и не зазорность копирования: пост
Стратегия быть вторым как конкурентное преимущество: пост
Про применение нейросетей для решения рутины: пост
О книге Traction: пост
Успехи выставки: пост
Про важность фокуса: пост
Борьба с прокрастинацией: пост
Про необходимость воздуха в жерле соблюдения планов: пост