Анатомия западного фриланса

Исследование сервиса Solar Staff.

Привет, vc.ru! Мы Solar Staff — сервис по автоматизации документооборота и выплат фрилансерам. Мы помогаем крупным компаниям вроде Ozon, Skyeng работать с ИП, самозанятыми и физическими лицами со всего мира.

Недавно мы проводили исследование на американском рынке — нам было интересно, как и с помощью чего компании в штатах ищут проектных исполнителей. Ниже собраны результаты исследований с советами для бизнеса и фрилансеров.

Кто такие проектные исполнители?

В России есть привычное понятие «фрилансер» — так называют всех, кто работает «на себя» и зачастую берет заказы на площадках вроде FL.ru, Kwork.ru, Авито. Услуги. Проблема в том, что под категорию фрилансеров обычно попадают дизайнеры, копирайтеры, но никак не мерчендайзеры, блогеры, агенты по недвижимости. Хотя последние тоже могут работать без работодателя, получая заказы из разных источников

Поэтому, чтобы избежать путаницы, мы используем понятие «проектный исполнитель». Это люди, которые выполняют любую сдельную работу — верстают, редактируют тексты, ремонтируют мебель, и работают как ИП, самозанятые или физические лица. Тем более, что наше понятие ближе по смыслу к independent contractor, которые существуют в Америке.

Как ищут в США?

Анатомия западного фриланса

Самый популярный способ поиска проектных исполнителей в США — сарафанное радио (40%). Менеджеры компаний разного масштаба сперва спрашивают друзей, знакомых, знакомых знакомых.

Если ответа нет, то в ход идет вторая площадка — социальные сети (24,5%). Лидер — LinkedIn, за которым идет Facebook, Instagram и даже TikTok.

Третье место занимают классифайды (16,5%) — любого рода сервисы, где фрилансер может разместить информацию о своих услугах. Это условные аналоги наших маркетплейсов в Америке, но что интересно в эту категорию также попадают гугл.карты — фрилансеры отмечают на картах, что они готовы сделать стрижку или предоставить иную услугу.

Потом идут рекрутинговые агентства (15,7%). В основном это крупный и сверхкрупный бизнес, любой enterprise. Среднему и малому бизнесу слишком дорого обращаться за помощью к рекрутерам, чтобы найти фрилансера для рисования баннера.

На последнем месте — маркетплейсы (13,6%). Большие крупные биржи фрилансеров, вроде Upwork, fiverr, workmarket, на которых зарегистрировано миллионы людей, покрывают лишь ⅛ от всех компаний.

Капитализация Upwork на данный момент составляет 6 млрд долларов. Для сравнения весь рынок фриланса в России оценивается в 41 млрд долларов.

Если вы работаете с фрилансерами, то начинайте поиск с рекомендаций, а не с маркетплейсов. Если сети знакомых нет, то пользуйтесь социальными сетями, профильными телеграм-каналами и сообществами в Facebook.

Если вы фрилансер, то главная рекомендация — расширяйте свою сеть знакомых в штатах. Чем больше людей вокруг будет знать, что вы хороший дизайнер, тем больше у вас будет заказов.

Сервисы для управления проектными исполнителями

Анатомия западного фриланса

Самый популярный инструмент для управления проектными командами в США — Google Sheets или Excel, его выделила треть респондентов (32%). После таблиц идут специализированные сервисы вроде trello или basecamp. Они нужны тем, кто уже работает с проектными исполнителями, и хочет делать это эффективно

Для выплат чаще всего используется PayPal (29%), а после него начинается интересная картина — остальные 70% между собой делят десятки, если не сотни сервисов, каждый из которых не занимает и 10%. Среди них: quickbooks, onpay.

География исполнителей

Анатомия западного фриланса

Большинство компаний используют локальных исполнителей — 58%, несмотря на то, что они очень дорого обходятся.

В этом нет противоречий потому что в любой стране мира бизнес сперва попробует поработать с местными, а уже потом пойдет за рубеж. Так будет больше шансов, что с исполнителем получится найти общий язык, и он лучше поймет, что от него требуется.

По данным Upwork более 50% фрилансеров с площадки зарабатывают от 50,000$ в год. Это в 10 раз больше чем у российских фрилансеров. По данным Avtio. Услуги, средний заработок фрилансера в месяц составляет до 30 тыс. рублей

Спрос на исполнителей из других регионов равномерно распределяется между Азией (11,5%), Европой (10,7%), Латинской Америкой (10,7%), Африкой (10,5%), СНГ (9%).

Маленькая гипотеза. Мы не проводили больших исследований в Европе, но уверены, что там ситуация еще жестче. Европейские компании гораздо реже ищут исполнителей за пределами своих стран, потому что культурный код там еще более сложен. В Америке бизнес привык использовать ресурсы из-за рубежа, чтобы повысить эффективность или сэкономить.

Как много людей вовлечено в проектную деятельность в США?

Мы проводили свой опрос до пандемии, в декабре 2019 года. Еще тогда мы узнали, что 52% трудоспособного населения США хоть раз в жизни попробовали взяться за проектную работу. Именно поэтому суммарный доход американских фрилансеров составил $1,2 триллиона, и вырос на 22%.

Пандемия колоссальным образом повлияла на образ жизни, и 58% от общего числа фрилансеров, которые впервые начали работать, как проектный исполнитель из-за пандемии, теперь думают о том, чтобы работать так всю жизнь.

Последний год вовсе началась коллективная охота — в Америке фрилансеры стали объединяться в стаи. Схема следующая: несколько человек получают заказы с одного аккаунта, а позже делят их между собой. Так можно выполнить больше работы и заработать больше денег.

По началу маркетплейсы блокировали такие аккаунты, потому что не знали, что делать с такой моделью, но сейчас ситуация изменилась в обратную сторону — площадки стремяться промотировать такие коллективы. Создавать специальные тарифы, программы и аккаунты.

Пару слов про Россию

Что касается каналов поиска у нас схожая с Америкой ситуация, единственное — российские маркетплейсы пользуются большей популярностью. На Kwork, крупнейший маркетплейс фриланса в России в месяц заходит 10 млн человек, при том, что общее число фрилансеров составляет 14 млн (по данным Национальной гильдии фрилансеров и J’Son&Partners).

Но ровно как и в Америке, в России рекрутинговые агентство плохо подходят для поиска проектных исполнителей. После того, как мы получили данные по исследованию, то решили проверить насколько глобально отличается в РФ. Мы попытались найти как минимум пять специализированных агентств, которые смогли бы найти разовых исполнителей. С «лету» мы не смогли найти ни одного агентства, которое специализировалось бы именно на проектных командах — пришлось потратить время. Так мы нашли три агентства — два в Москве и одно в СПБ, но они не горели желанием искать для нас фрилансеров, хоть и написали это на сайте. Им хотелось собирать людей в штат, получая процент.

В ближайшее время российский рынок фриланса точно не станет похожим на американский. Все дело в социальной защищенности фрилансеров и наемных сотрудников — в России (и в Европе), если человек работает по трудовому договору, то у него есть много преимуществ: можно сходить в отпуск, не нужно нести ответственность за поврежденное имущество, относительно легко получить кредит или ипотеку. Ничего из этого нет у фрилансера.

В США уровни защищенности проектного исполнителя и сотрудника из найма не сильно отличаются, как минимум пособие по безработице доступно всем. Именно поэтому американцам легче бросить постоянную работу и уйти на вольные хлеба.

В России уже планируется ряд инициатив, которые должны упростить жизнь проектных исполнителей в России. Некоторые связаны с нашим сервисом — ФНС официально согласовал возможность потранзакционной уплаты НДФЛ через Solar Staff. В апреле любой проектный исполнитель сможет нажать на кнопку и наш сервис возьмет на себя все вопросы.

Работаете с проектными исполнителями?
Да, постоянно привлекаю к решению задач
Нет, я собираю команду внутри компании
Нет, не было нужды
Я сам проектный исполнитель

⌘⌘⌘

Этот материал основан на докладе Павла Шинкаренко, основателя Solar Staff. Если вам интересна тема фриланса, проектных команд и гиг-экономики, то будем рады видеть нас на наших бесплатных митапах.

4141
32 комментария

Комментарий недоступен

9
Ответить

Можно попробовать сравнить например с дворцом Путина.

1 дворец - это 2,5 рынка фриланса России

1
Ответить

Алексей, привет! 
Хотели показать насколько гигантский Upwork :-)

Ответить

Вообще про апворк вся инфа на хабре ведь есть. Он падал последние года 3, почти до нуля и краха, по причине дебильного нового руководства, рукожопых тарифов, рукожопых банов, и прочего всего рукожопого, которое пришло с новым рукожопым руководителем.

И не там никаких "50% фрилансеров получают больше $50.000 в год". А есть "98% фрилансеров никогда не возьмут ни 1 заказа", и "океан индусов засерает все проекты отзывами "поработаю за $3 в месяц сэр"".

6
Ответить

Хм, у меня знакомые определенно не индусы и за 3 бакса не работают на апворке, обычно получается в диапазоне 1500-8000 долларов, да и у меня в среднем 2500 выходит, при неполном рабочем графике

3
Ответить

Бред. Всех своих знакомых на Апворк затащил, ни у кого проблем не возникло с заказами. Индусов только индусы и нанимают. Вы, видимо, просто первичный отбор не прошли. 

Эти ваши 98% это новореги-хелловорлдщики. Ничего не умеют, английский на нуле, пришли за миллионами, софт скиллы не проявляют вообще. Уходят с биржи спустя месяц максимум. У таких людей проблемы везде, дело не в Апворке.

В оффлайне абсолютно аналогичная ситуация, большинство людей ничему не учится, ничего не умеет, ничего не зарабатывает. Бумажки перекладывают в ворде до пенсии за 30к. 

2
Ответить

опять нативка кворка, польза статьи с учетом сильных неточностей - нулевая

5
Ответить