Миллиардеры: Бернар Арно

Про Джеффа Безоса и Илона Маска вы и так всё знаете, а что представляет собой биография третьего в списке самых богатых людей в мире с состоянием $157 млрд?

Меня зовут Николай Белоусов, я предприниматель и веду телеграм канал «Репродуктор Белоусова». На днях я наткнулся на таблицу со списком самых богатых людей планеты. На третьем месте в списке было незнакомое имя — Бернар Арно. Я прочитал биографию Бернара и она меня так зацепила, что я решил сделать постоянную рубрику «Миллиардеры», в рамках которой я коротко пересказываю судьбы великих предпринимателей.

Знакомимся с Бернаром Арно, владельцем империи LVMH.

Forbes
Forbes

Бизнес-тактику и видение Арно называют «Сунь Цзы Роскоши» и они одновременно легендарны и противоречивы. На строительство империи у Арно ушло более 30 лет.

Бизнес-империя LVMH
Бизнес-империя LVMH

Становление «Терминатора»

История Арно берет отсчёт в 1949 году, с его рождения в городке Рубе во Франции. Его дед основал в Рубе инженерно-строительную компанию Ferret-Savinel. После выпуска из École Polytechnique (один лучших инженерных вузов Франции) в 1971 году, Бернар начал работать в семейной фирме.

Когда ему исполнилось 25 лет, он возглавил Ferret-Savinel, бизнес с годовым оборотом $ 15 млн.

В 1981 году к власти во Франции пришел социалист Франсуа Миттеран и Арно эмигрировал в Нью-Йорк с амбициями создать международную компанию с французскими корнями. Несколько лет его компания строила кондоминимумы в городе Палм Бич, в штате Флориде. И довольно успешно.

Соседом по участку в пригороде Нью-Йорка стал Джон Клюге, заработавший миллиарды на выводе своей компании Metromedia с биржи и распродаже её активов.

Существует легенда, что Арно задумался о рынке роскоши, спросив водителя такси в Нью-Йорке знает ли тот имя французского президента (им тогда был Жорж Помпиду), на что водитель ответил, что не знает, зато он знает кто такой Кристиан Диор.

В 1983 году социалисты сменили экономический курс на более консервативный и Арно вернулся во Францию, развивать семейное дело.

Арно мечтал построить международную империю и, волею судеб, в 1984 году модный дом Dior оказался выставлен на продажу в результате банкротства розничного конгломерата Boussac (которому принадлежал дом Dior).

Арно решил не упускать судьбоносный шанс и сделал первую крупнейшую ставку в своей жизни. В сделке с французским правительством Бернар выложил $ 15 млн семейных сбережений (+ $ 45 млн доложил фонд Lazard) и пообещал сохранить рабочие места. Начиная с этой сделки, фонд Lazard в лице Антуана Бернхайма поддерживал все начинания Бернара Арно.

Говорят, готовя сделку, Арно вдохновлялся операциями финансируемого выкупа (LBO), популяризованными компанией KKR в 1980-х.

Вопреки обещанию, Бернар сократил 9000 сотрудников, распродал почти все активы компании (сохранив лишь бренд Christian Dior и универмаг Le Bon Marché) и заработал на этом $ 500 миллионов. За эту операцию медиа прозвали его «Волк в кашемировом пальто» и «Терминатор». Банкир, участвовавший в сделке с Boussac, называл Бернара «хищником».

Тем не менее, тактика Бернара сработала и в 1987 году Boussac получила чистую прибыль $ 112 миллионов при выручке в $ 1.9 миллиарда.

В 1987 году произошло объединение модного дома Louis Vuitton с алкогольной компанией Moët Hennessy и появилась знакомая нам аббревиатура LVMH. Одним из активов группы оказался парфюмерный бизнес Dior.

Бернар Арно, конечно, хотел его заполучить.

Ирония сделки в том, что по замыслу её архитекторов, объединенная компания будет настолько большой, что это защитит её от враждебных поглощений.

Архитекторы сделки - Анри Ракамье из LV, Алан Шевалье из Moët и Бернар Арно
Архитекторы сделки - Анри Ракамье из LV, Алан Шевалье из Moët и Бернар Арно

На помощь ему пришли разногласия между боссами объединенной компании LVMH. Анри Ракамье был женат на праправнучке основателя Vuitton и чувствовал себя полноправным наследником бизнеса. Но по условиям сделки слияния, должность председателя группы досталась Алану Шевалье из Moët. Генри неуютно чувствовал себя в позиции человека № 2. И хотя по прошествии событий стороны утверждали, что никакого личного конфликта не было, все предпосылки для него были.

Шевалье искал «белого рыцаря» — компанию, объединение с которой защитило бы позиции компании.

Этой истории посвящено одно из лучших творений журналистики, которые я читал, а именно статья «A luxury fight to the finish» в New York Times от 17 декабря 1989 года. Читается как потрясающий детектив.

Сначала Арно объединился с руководителем дома Louis Vuitton Анри Ракамье в том, чтобы вытеснить из компании босса Moët. Следующим на выход оказался сам Ракамье. Судебная тяжба между ним и Арно затянулась на год, но в итоге Анри покинул компанию, а вслед за ним и большинство топ менеджеров Vuitton. В интервью изданию Businessweek, один из топ менеджеров Vuitton, попавших под сокращение, назвал Арно «рейдером и французским Дональдом Трампом».

Бернар смотрит в будущее с уверенностью
Бернар смотрит в будущее с уверенностью

Где Арно взял деньги для покупки контроля над LVMH

В 1988 году Арно смог купить 24% акций LVMH за $ 1.5 миллиарда совместно с компанией Guiness. Где он взял столько денег?

Источники финансирования сделки:

  • средства от продажи активов Boussac ($ 500 млн);
  • средства от публичного размещения акций Dior (он продал 42% акций Dior за $520 млн);
  • помощь фонда Lazard.

Бернар Арно становится основным акционером LVMH

В тот период выручка LVMH составляла $2 млрд, капитализация — $ 9 млрд, а в портфолио компании входил легендарный бренд сумок Louis Vuitton, основанный в 1854 году, производитель чемоданов для последней императрицы Франции, Евгении, жены Наполеона III; бренд шампанского № 1 в мире — Moët & Chandon (основан в 1743 году) и бренд коньяка № 1 в мире — Hennessy (отсчитывает свою историю с 1765 года).

К 1990-му году, используя поддержку фонда Lazard, он получил контрольный пакет компании.

На сегодняшний день Бернар Арно владеет 47% акций LVMH.

На пути к мировому господству

В последующие десятилетия Арно показал невероятное умение распоряжаться капиталом, присоединяя к холдингу лучшие люксовые бренды и оставляя им операционную свободу.Вот некоторые из его приобретений:

1988: Celine

1993: Berluti, Kenzo

1994: Guerlain

1996: Loewe

1997: Marc Jacobs, Sephora

1999: Thomas Pink

2001: Fendi, DKNY

С 2008 LVMH приобрела 20 компаний, увеличив портфолио до 79 брендов.

Лишь некоторые из брендов LVMH и годы их основания
Лишь некоторые из брендов LVMH и годы их основания

С годами аппетит на сделки у Арно только разыгрался и в 2020 году прошла рекордная по сумме сделка поглощения.

Какие сделки ей предшествовали:

2011: $5 млрд за итальянскую компанию Bulgari.

2013: $2,6 млрд за производителя изделий из кашемира Loro Piana.

2019: $3,2 млрд за отельный бизнес Belmond.

2020: $16 млрд за производителя ювелирных украшений Tiffany’s.

Не все сделки Арно выгорели, например, в борьбе за дом Gucci (в дальнейшем получившую название «War of the handbags» (смотрите какая наглядная презентация истории), он уступил другому французскому бизнесмену, Франсуа Пино, но при этом смог заработать $700 млн.

В 2010-е он тайно скупил 17% акций Hermès используя схему со свопами долевого участия. Узнав о его планах, руководство семейной компании развязало с ним войну и вынудило его продать акции компании, что принесло ему $5 млрд прибыли.

Что делает бренды LVMH особенными?

Большинство брендов LMVH имеют более чем столетнюю историю, делая невозможным появление прямых конкурентов.

Арно считает главным вопросом для бренда будет ли он востребован через 10 лет.

Что объединяет 79 брендов в портфолио компании?

Все дело в двух аспектах, которые могут противоречить друг другу: эти бренды существуют вне времени и при этом современны как никогда, — говорит Арно. — Это словно огонь и вода».

Что делает Арно, чтобы оставаться на волне?

А Бернар точно на волне
А Бернар точно на волне
  • Регулярно посещает магазины конкурентов.
  • Нанимает самых популярных дизайнеров и селебрити вроде Вирджила Абло, Рианну или Стеллу Маккартни (кстати, вы знали, что она дочь Пола Маккартни?).
  • Привлекает в компанию своих детей. 4 из 5 детей (пятый ещё учится в университете) Бернара работают в LVMH.
Четверо из пяти детей Бернара Арно. Слева направо: Фредерик, Дельфина, Антуан, Жан. 
Четверо из пяти детей Бернара Арно. Слева направо: Фредерик, Дельфина, Антуан, Жан. 
Оффтоп. Антуан Арно заодно является мужем Натальи Водяновой.
Оффтоп. Антуан Арно заодно является мужем Натальи Водяновой.

Столпы успеха LVMH

  • Создание успешных брендов занимает много времени (в портфолио LVMH бренды с сотнями лет истории).
  • Запуск новых брендов требует огромных инвестиций в розничное присутствие и трафик.
  • Контроль в одних руках (Арно владеет 47% акций LVMH и 63% голосующих прав).
  • Тщательное управление цепочками поставок.
  • Армия из более 1000 сотрудников, следящих за чистотой бренда (борющихся с подделками).

Пять главных сражений Бернара Арно

На пути к мировому господству Бернар Арно прошел через множество битв. О каждой из этих историй можно снять остросюжетный фильм, а пока фильмов нет, можно почитать информацию в источниках по ссылкам. Битвы Бернара Арно:

LVMH в цифрах

Выручка LVMH превышает $55 миллиардов в год, в компании работает 160 тысяч человек и управляют они 79 брендами в следующих категориях:

  • Мода (LV, Celine, Fendi)
  • Алкоголь (Krug, Hennesy, Belvedere, Moet
  • Парфюмерия (Dior, Guerian)
  • Часы & Ювелирные украшения (Tiffany’s, Hublot, Tag Heuer)
  • Розница (Sephora)
География продаж LVMH
География продаж LVMH

LVMH по итогам 2020 года:

Выручка: >$55 млрд

Прибыль: >$6 млрд

Сотрудников: 160 тысяч

Магазинов: 4590

Стран присутствия: 68

Выручка по сегментам:

Мода (41%)

Ритейл (28%)

Парфюмерия (13%)

Алкоголь (10%)

Часы и ювелирные украшения (8%)

Бизнес LVMH
Бизнес LVMH

Бренд Louis Vuitton — главный в бизнес-империи, на него приходится ~25% выручки, до 47% прибыли и он является самым дорогим брендом роскоши в мире (с оценкой $47 млрд).

LVMH — крупнейший торговец предметами роскоши в мире, продажи которого превышают сумму продаж трёх ближайших конкурентов: Estee Lauder, Richemont, Kering.

Миллиардеры: Бернар Арно

Взлёт Арно на третье место в списке мировых миллиардеров произошёл благодаря росту стоимости акций LVMH. За последние 5 лет капитализация компании выросла в 4 раза (в основном благодаря феноменальному росту продаж на рынке Китая).

Миллиардеры: Бернар Арно
Рост продаж LVMH
Рост продаж LVMH

2020 год, очевидно, был не самым лёгким для LVMH, но капитализация компании близка к $300 млрд, а Бернар Арно полноправно входит в список самых богатых людей планеты и не собирается отходить от дел.

Чтобы первыми узнавать истории из цикла «Миллиардеры», подписывайтесь на меня в телеграм, канал «Репродуктор Белоусова».

240240
102 комментария

Отличная статья! Спасибо.

Открывает глаза, чего на самом деле стоит оказаться в списке the журнала. Человечность, честь, верность слову? Куда там. Обман, суды, войны, кидалово... Что же, блин, с людьми не так :(

60
Ответить

Скорее, с вашими представлениями о людях, жизни и бизнесе что-то не так.

61
Ответить

Мне не кажется, что сражаться — это как-то ненормально. Бизнес это военные действия. Не зря так активно предприниматели цитируют Сунь Цзы «Искусство войны». Это как переживать, что кто-то на войне кого-то обманул или повёл себя как-то некрасиво. Меня восхищают способность мыслить столь масштабно и точно. На мой взгляд это позволяет нам увидеть, что мир на самом деле устроен очень по-разному. Иногда вот очень прозаично и цинично. Но по мне, — такова природа сильных людей. Это так интересно.

2
Ответить

Этакий олигарх французский.

1
Ответить

А чё он "Дзинтрас" и "Вино Грузинское "Ми Нассали"" - не купил ? Широты мышления не хватило ?

Ответить

Когда ему исполнилось 25 лет, он возглавил Ferret-Savinel, бизнес с годовым оборотом $ 15 млн.

Далеко не любой за всю жизнь доберётся до того, с чего он начал. 😂

41
Ответить

Да, в статье опущен незначительный факт, что это компания его отца.

39
Ответить