Как заказная разработка конкурирует с аутстаффом

Я Андрей Морозов, основатель замечательной команды программистов FIRECODE. В этой статье хочу рассказать о том, как аутстафф вытесняет заказную разработку в среднем и верхнем ценовом сегменте.

Как заказная разработка конкурирует с аутстаффом

Ситуация на рынке

Последние несколько лет аутстафф получил очень сильное распространение, Covid-19 послужил отличным бустом этого направления, дав значительный толчок в развитии новых подходов к управлению удаленными специалистами. Еще 2–3 года назад в 70% запросах на аутстафф требовалась высадка специалистов в офис заказчика, сейчас высадка практически не встречается.

Рынок меняется очень стремительно, и все больше агентств и студий переходит на формат аутстаффа, но сталкивается с многочисленными проблемами, о которых расскажу ниже.

С какими трудностями встречаются агентства и студии

У многих ИТ-компаний появляется непреодолимое желание заняться аутстаффом, они думают, что это очень просто — достаточно взять разработчика и отдать его в аренду клиенту, а потом просто получать за него деньги. На деле ситуация в корне другая.

Первая проблема, с которой вы столкнетесь, это экспертиза специалиста. Чтобы делать сайты для малого бизнеса, достаточно иметь у себя обычных программистов, которые просто могут писать какой-то код, в большинстве случаев вы платите им по 50–60 тыс. рублей. Но при аутстаффе в 99% случаев есть обширное техническое собеседование с заказчиком, где будут раскрывать весь потенциал ваших программистов, и с вероятностью 90% вы не пройдете собеседование. Мы когда-то тоже были обычной студией, делали разные сайты для бизнеса, но потом перешли на формат аутстаффа. Через год работы на аутстаффе мы уволили около 70% штата, потому что с виду хорошие программисты оказались низкой квалификации. Аутстафф нужен крупному бизнесу, а у этого бизнеса высокие требования. Мы занимаемся аутстаффом около 3 лет, проектной работой мы не занимаемся, а если и занимаемся, то это исключение из правил. Мы знаем об аутстаффе всё, и даже при этом мы успешно проходим 8 собеседований из 10.

Вторая проблема, с которой сталкиваются агентства и студии, это набор высококвалифицированных специалистов, которые в состоянии пройти техническое собеседование на стороне заказчика, вас очень удивит их зарплата. Хороший специалист захочет получать от 90 до 180 тыс. рублей, при этом вам нужно будет жестко фильтровать мечтателей. Под мечтателями я имею в виду тех программистов, которые 5–10 лет работают на фрилансе или в небольших компаниях, вся их работа заключалась в работе с готовыми решениями и т. п. Потом такие люди решают сменить работу, основываясь на свои убеждения, что они уже долгое время в профессии, и, видя, что на hh.ru стоят зарплаты 100+ тыс. рублей, они выставляют резюме с похожими зарплатными ожиданиями. Но на деле такие специалисты могут претендовать максимум на 50 тыс. рублей.

Мы часто консультируем молодые команды, рассказываем о том, как начать работать по формату аутстафф и как избежать основных проблем. Эти консультации всегда бесплатны, так что обращайтесь и не стесняйтесь.

Заказчик стал экспертом

Раньше заказчик приходил в агентство или продакшен за экспертизой, сейчас все чаще приходит за «руками». Заказчик научился самостоятельно управлять своими проектами. Внутри компании заказчика появились грамотные тимлиды и другие технические специалисты, которые могут не только организовать удаленную команду, но и развивать внутри нее экспертизу.

Если говорить про заказную разработку, то сегодня заказчику намного проще самостоятельно разработать требования к проекту и взять в аутстафф дизайнеров и разработчиков.

Кот в мешке в заказной разработке

Заказывая проект под ключ, заказчик не знает выходного результата и его представления о конечном продукте могут сильно отличатся от того, что думает подрядчик. Также, если говорить про заказную разработку, это по большей части фиксовые проекты, в которых сложно вносить изменения в процессе разработки. Все эти ограничения вынуждают заказчиков переходить от проектной работы к аутстаффу, где всю работу можно контролировать самостоятельно и вносить любые коррективы.

Стоимость аутстаффа

Сейчас много компаний занимаются аутстаффом, некоторые из которых занимаются перепродажей специалистов. Часто бывает, что наши специалисты работают с клиентом через 3–4 посредника, но это специфика рынка.

Если говорить про стоимость, то она зависит:

1) от уровня специалиста;

2) экспертизы специалиста (например, имеется опыт работы с банковским ПО);

3) срока аутстаффа;

4) стека.

Я говорю про российский рынок, так как цены могут отличаться в других странах.

Backend [middle — от 1400 до 2200 руб/час || senior — от 2200 до 3500 руб/час]

Frontend [middle — от 1300 до 1900 руб/час || senior — от 1900 до 2500 руб/час]

Mobile [middle — от 1600 до 2500 руб/час || senior — от 2500 до 3500 руб/час]

Это усредненные ставки, которые могут отличаться как в большую, так и в меньшую сторону.

У нас в компании аустафф считается исходя из 8-часового рабочего дня и количества рабочих часов в месяц. Мы берем часы из производственного календаря России, вычитаем больничные и праздничные дни. Некоторые могут отметить, что нельзя считать 8 часов в день рабочим временем, так как невозможно эффективно работать 8 часов, — это верное утверждение, программировать 8 часов в день без остановки невозможно. Но стоит отметить, что задача программиста не в беспрерывном написании кода, а в правильном определении подхода к решению задачи, и порой можно несколько часов просидеть над решением задачи, а потом пойти покурить, и за 5 минут, во время перерыва, в голову придет решение, которое позволит решить задачу за 20 минут. Программист не подсобник на стройке, у которого от времени работы зависит ее результат.

Как сотрудники относятся к аутстаффу

Общаясь с коллегами, я слышу много опасений по поводу выгорания или отсутствия корпоративной культуры при аутстаффе. Но это не совсем так. Нужно правильно организовать процессы внутри компании, чтобы у специалистов не было ощущения, что они сами по себе. Наши специалисты всегда погружены в корпоративную жизнь компании, у нас с ними всегда тесный контакт. Для нас нет разницы проектная это работа или аутстафф, в любой ситуации есть клиент и проект, а наша задача — решить задачи по проекту. Сложнее ситуация с удаленными специалистами, которые у нас в штате и которые работают по формату аутстафф, — для них у нас особые подходы по внутреннему взаимодействию: нам важно, чтобы каждый удаленный специалист чувствовал себя частью нашей команды.

Если вы хотите быть в курсе современных подходов по управлению ИТ-компанией и вам интересен аутстафф — подписывайтесь на мой блог.

1414
42 комментария

"Хороший специалист захочет получать от 90 до 180 тыс. рублей" — это очень вряд ли... Действительно хороший специалист либо от 200 тыр стоит, либо от 3000 евро, часто с релокацией

8
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Спасибо за комментарий. Бывают зп и $10000, но мы говорим о большинстве 

1
Ответить

Почему же посредников всего 3-4? Что не 10? Зарплаты ваши сильно ниже рынка. Не пойдет хороший специалист на такие гроши. На апворке больше заработать можно раза в два.

5
Ответить

Видать, кабанчики ищут птицу удачи - синего зашуганного неконтактного (чтоб не узнал от друзей про реальный рынок) "ботаника" с низкой самооценкой, прогибают его и садятся на шею. А потом рассказывают про хороших специалистов за 90к. Еще и повысят небось.

Таких, наверное, найти можно, просто автору потребуется много удачи.

4
Ответить

Уважаемый бот, прочь отсюда

1
Ответить

А зачем допустим хорошему специалисту идти к вам если можно пойти в продуктовую команду или в крайнем случае в аутсорс галеру за сильно большие деньги? Middle js начинается от 150к, senior позиций меньше 200к вообще не встречал,  в основном 250 и выше.

4
Ответить