Платим плюшками: как мы придумали и внедрили систему вознаграждения для сотрудников

Бывает сложно придумать, чем наградить сотрудника за инициативу или стимулировать команду делать чуть больше своих прямых обязанностей. Делимся опытом, как виртуальные плюшки помогли нам мотивировать людей и обеспечить весь коллектив корпоративным мерчем.

Платим плюшками: как мы придумали и внедрили систему вознаграждения для сотрудников

Привет! Меня зовут Алина Лашевич, я руководитель внутренних проектов в SMM-агентстве Виноу. Мы считаем, что активность и инициативу в коллективе нужно поощрять, поэтому дополнительно к денежным премиям придумали систему вознаграждения с собственной внутренней валютой — плюшками.

В статье расскажу, за что мы их выдаём, как ведём учёт и для чего сотрудники их копят.

Зачем нужна дополнительная мотивация

У нас в агентстве прозрачная система оплаты труда — кроме зарплаты, мы платим премии за перевыполнение KPI. Но ещё наша команда участвует в дополнительных активностях: конференциях, спортивных соревнованиях, внутренних корпоративных проектах (летучках, конкурсах).

Команда Виноу на спортивной эстафете, я — вторая справа
Команда Виноу на спортивной эстафете, я — вторая справа

Мы хотим, чтобы как можно больше наших ребят присоединялись к подобным мероприятиям, потому что это объединяет коллектив и позволяет каждому почувствовать себя частью команды. А когда мы сами что-то организуем, гораздо проще работать со своими коллегами, чем искать помощников со стороны. Участие всегда добровольное: денег мы за это не платим, но ищем способы мотивировать по-другому (например, у бегунов есть свой отдельный вид мерча). Если мы сможем как-то наградить активистов, у других сотрудников будет мотивация к ним присоединиться.

Ещё бывает, кто-то особенно постарался, вложился в общее дело: помог коллеге с проектом, предложил новую идею, сделал чуть больше своих прямых обязанностей. Например, когда во время начисления зарплаты возникли проблемы, финансовый менеджер приехала из своего загородного дома в Москву, пошла в банк и всё оперативно решила. Мы понимаем, что ей пришлось справиться с дополнительными сложностями, и это старание хочется как-то отметить.

Арсений в мерче на корпоративной фотосессии
Арсений в мерче на корпоративной фотосессии

«Конечно, можно сказать: „Это твоя работа, ты за это получаешь деньги“. Но если человек сделал дополнительное усилие, постарался, помог команде достичь результата быстрее и лучше — это нужно отмечать и стимулировать».

Арсений Ашомко, директор по развитию Виноу

Как поощрять сотрудников за активность

В Виноу давно сложилась культура корпоративного мерча. Изделия нельзя купить, они только для своих: коллег, партнёров и клиентов. В ассортименте футболки, лонгсливы, худи, толстовки — всё заказываем у постоянных надёжных подрядчиков. Макеты для мерча разрабатывают наши дизайнеры. Каждый работник агентства может предложить свою идею принта, главное, чтобы на нём было упоминание Виноу. Такая одежда позволяет проявить индивидуальность и одновременно показать причастность к команде, поэтому все в агентстве любят наш мерч и хотят его заполучить.

Ещё у нас есть лимитированные коллекции к особым мероприятиям. Например, в 2024-м мы участвовали в полумарафоне и разработали специальный дизайн — только для тех, кто записался на эту эстафету.

Наш офис располагается в проходном месте Артплея, и через стеклянные двери виден рейл с мерчем. Именно поэтому иногда к нам заходят и спрашивают, как купить его. Мы отвечаем: «Приходите к нам работать, в Виноу всегда есть вакансии»
Наш офис располагается в проходном месте Артплея, и через стеклянные двери виден рейл с мерчем. Именно поэтому иногда к нам заходят и спрашивают, как купить его. Мы отвечаем: «Приходите к нам работать, в Виноу всегда есть вакансии»

Раньше выдача мерча была плохо систематизирована, мы даже не записывали, кому и что подарили. Например, были случаи, когда новичок только что получил своё изделие, а у бывалого коллеги уже износилась любимая толстовка. Нужна была новая система, чтобы каждый мог получить награду, а вся информация хранилась в одном месте и мы ни про кого не забыли.

Мы хотели использовать мерч как поощрение за инициативу. Но хорошее изделие стоит дорого, поэтому мы не могли дарить футболку или толстовку каждому, кто предложит интересную тему для собрания или поможет на конференции.

Придумали внутреннюю валюту

Мы подумали: а что, если сделать виртуальные монетки и выдавать их даже за небольшие заслуги? Когда человек накопит достаточно, купит себе мерч. Решили назвать монетки «плюшками», потому что все привыкли обозначать этим словом бенефиты в компании.

Начали разрабатывать систему, удобную для всех: и для тех, кто начисляет, и для тех, кто получает и тратит плюшки. Я решила сделать всё красиво, как в интернет-магазине: чтобы человек увидел свой баланс плюшек, полистал варианты изделий и сразу сделал заказ. Для этих целей подошёл телеграм-бот.

Бюджета на разработку не было, и я сама занялась ботом. Это был мой первый опыт с подобным проектом, поэтому пришлось повозиться: я смотрела видеоуроки, изучала статьи. Главной задачей было настроить путь пользователя так, чтобы каждый шаг был интуитивно понятен. Хорошо, что мне нравится работать с технической частью, к тому же я горела энтузиазмом, даже после работы сидела над этим проектом. В результате примерно за 4 недели бот был готов.

Главная задача бота — максимально упростить процесс заказа мерча и хранить информацию о заказах в одном месте
Главная задача бота — максимально упростить процесс заказа мерча и хранить информацию о заказах в одном месте

Наладили систему вознаграждения

Мы установили, за что будем давать плюшки и сколько: есть фиксированные начисления и экстра-плюшки.

Фиксированные начисления

  • За прохождение испытательного срока — 1500

  • В день рождения — 4000

  • За годовщину работы в Виноу — 4000

  • Стартовый взнос, если человек ещё не получал мерч в этом году — 1000

Экстра-плюшки

  • За инициативу в жизни агентства

  • За внеплановое перевыполнение KPI

Число плюшек определяем вместе с руководителем отличившегося сотрудника, разброс от 50 до 5000.

Руководитель пишет менеджеру внутренних проектов, кому из сотрудников он хочет выделить экстра-плюшки. Менеджер внутренних проектов следит за начислениями: каждую пятницу она проверяет данные и вносит их в гугл-таблицу, из которой всё автоматически подгружается в бот.

У мерча разная стоимость: например, базовая футболка стоит для сотрудника 3700 плюшек.

Сотрудники видят свои плюшки в боте. Там же заказывают мерч — для этого нужно выбрать изделие, цвет, размер и дизайн. Менеджер внутренних проектов обрабатывает заказы и раз в месяц отправляет подрядчику. Как только вещи доставят в офис, в бот придёт уведомление.

Излишек плюшек можно передать коллегам. У нас есть сотрудник, который часто предлагает ребятам часть своих бонусов за какие-то рабочие услуги, например просит сгенерировать что-то в нейросети. Чтобы передать плюшки, достаточно написать сообщение в бот и указать, сколько и кому нужно начислить.

Мы разработали эту систему, чтобы каждый сотрудник понимал, как распределяется мерч. Но при этом выдача мерча не строго формализована — сотрудник может получить мерч и в других обстоятельствах, достаточно написать мне.

Очень удобно, что для заказа не нужно переписываться в личке: диалог не потеряется и не забудется, всё автоматизировано
Очень удобно, что для заказа не нужно переписываться в личке: диалог не потеряется и не забудется, всё автоматизировано

Что изменилось

Теперь каждый сотрудник, даже тот, кто не участвует в активностях, точно накопит на две единицы мерча в год. А если хочется больше, нужно чаще проявлять инициативу и заявлять о себе, чтобы получать за это экстра-плюшки.

Наш мерч для сотрудников — это физическое воплощение их стараний
Наш мерч для сотрудников — это физическое воплощение их стараний

Приятно видеть, как в коллективе выросла мотивация проявляться и искать способы принести пользу агентству. Например, мы проводим регулярные онлайн-летучки: сотрудники ищут интересную тему, готовятся и презентуют её команде. Записи некоторых встреч мы публикуем на ютуб-канале. Общим голосованием определяем, кто получит экстра-плюшки за лучшую презентацию. Недавно этот бонус начислили нашему операционному директору за рассказ, как и за что можно получить налоговый вычет.

Итоги и планы на будущее

Нам удалось наладить систему мотивации, благодаря которой растёт вовлечённость сотрудников в жизнь агентства. Идея зашла всему коллективу — каждый месяц мы отправляем заказ на 10+ позиций мерча.

Конечно, нам есть куда расти. Следующий этап — автоматизация начислений с помощью специальной платформы, потому что в команде уже больше восьмидесяти сотрудников и одному человеку становится сложно считать все плюшки.

Теперь мы бегаем в фирменных футболках
Теперь мы бегаем в фирменных футболках

Кроме того, в планах расширить ассортимент, чаще выпускать новые коллекции и сделать спортивный мерч доступным для всех сотрудников. Уже сейчас есть идея для нового изделия — очень хотим сделать лёгкий шопер с карманом для ноутбука. Если вы делаете классный мерч и хотите что-то предложить — пишите мне.

Мы в Виноу ценим активных ребят и очень рады, что можем поддержать их инициативу и поблагодарить за помощь в разных проектах. Если вы любите работу в SMM и хотите стать частью дружной команды, заглядывайте в наш телеграм-канал — там мы публикуем актуальные вакансии.

32
2
1
10 комментариев