Как преодолеть страх перед новейшими технологиями со стороны партнёров, сотрудников и клиентов?
Своим опытом делятся те, кто внедряет технологии в самых сложных проектах: с учебными заведениями, пожилыми людьми и в больших корпоративных системах
Новое нередко вызывает опасения и недоверие. Это инстинктивный сценарий, и его нужно суметь прожить, чтобы продолжить развиваться в отрасли и не отстать от конкурентов. Участники дискуссии «Новейшие технологии и страх перед ними: как научиться принимать перемены и развиваться» — социальные предприниматели и профильные эксперты — обсудили, как преодолеть ментальные барьеры и сделать современные технологии эффективными рабочими инструментами. Встреча состоялась на фестивале «Импульс добра», организованного в 2025 году в Москве Фондом «Наше будущее»
Цифровой уход
Своим опытом поделился основатель и генеральный директор цифровой платформы «Долгожитель» Алексей Аника. Его проект — экосистема для пожилых и людей, проходящих реабилитацию, а также их родных и близких. Платформа работает как агрегатор социальных учреждений. Она включает несколько связанных друг с другом электронных сервисов:
- выбор и онлайн-бронирование пансионатов, реабилитационных центров и домов престарелых с опцией прямой связи с учреждениями;
- система оценки дефицита самообслуживания на базе алгоритма GEAR, позволяющая определить объем необходимого ухода;
- цифровой помощник Виктор Степанович, помогающий подобрать социальное учреждение и предоставляющий консультации по уходу;
- система рейтингования «Добрая обитель», оценивающая пансионаты и социальные учреждения по 79 (а в перспективе — по 300) критериям;
- экстранет-система, дающая возможность организациям-партнерам платформы напрямую общаться с клиентами, постояльцами, их родными и близкими.
Алексей отмечает, что непосредственно у клиентов «Долгожителя» проблем с цифровыми сервисами, как правило, не возникало: обычно это не сами пожилые, а их дети, иногда даже внуки, и современные технологии им привычны. Единственное, чего опасалось большинство клиентов, что платформа окажется очередным агрегатором, через который невозможно будет получить реальную помощь и поддержку. Проблема исчезала, когда люди видели, что можно напрямую написать специалисту конкретного учреждения, и тот, в свою очередь, через платформу может связаться с клиентом.
Однако, с партнёрами платформы пришлось сложнее: «Рынок пансионатов для пожилых, если провести аналогию, — как Дикий Запад. А когда мы столкнулись с рынком сиделок и перевозок маломобильных, оказалось, что там вообще каменный век», — вспоминает предприниматель. Компании в этой сфере привыкли вести учет максимум в Excel, и переход на онлайн-инструменты вызывал у них опасения, что:
- выложенные в интернет коммерческие данные могут похитить;
- персонал не получится обучить цифровым инструментам;
- из-за оплаты цифровых сервисов снизится прибыль организации;
- платформа станет их конкурентом и уведет клиентов.
Для преодоления этих барьеров создателям платформы пришлось налаживать личное общение с руководством и персоналом компаний. «Мы плавно интегрировались в привычную рутину, и только спустя какое-то время начинали потихоньку показывать, что можно сделать иначе и повысить прозрачность отрасли, оптимизировать процессы, увеличить поток клиентов. Когда диалог налажен, партнеры начинают принимать изменения, которые казалось им навязываемыми, — поясняет Алексей Аника. — Мы отстраивались от конкурентов и показывали: наши инструменты помогают уже на входе».
Виртуальная химия
Генеральный директор ООСТМ «Игры» и создатель проекта VR Chemistry Lab Виктор Дёмин разработал виртуальный симулятор химических опытов. Сегодня в школах практически не проводят реальных экспериментов по соображениям безопасности. К тому же реактивы и оборудование стоят дорого, требуют обслуживания, утилизации, и не каждое учебное заведение может себе такое позволить.
Но школьный курс химии многое теряет без опытов. Уходит наглядность, благодаря которой у детей возникает интерес к предмету, — эффектный процесс запоминается куда лучше формул на доске. Дёмин увидел выход в создании виртуальных симуляторов.
Вначале модели, разработанные социальным предприятием, требовали наличия дорогостоящего компьютера и проводного подключения, но спустя четыре года стало достаточно автономного шлема. Через пять лет Виктор рассчитывает обходиться VR-очками.
Однако первые же попытки представить симуляторы в школах вскрыли проблемы:
- у учителей нет опыта применения VR-устройств, и их некому научить. В итоге попытки использования новой программы нередко оказывались неудачными и приводили к разочарованию в самой технологии;
- у школ нет нормативной документации, которая регулировала бы закупку такого оборудования, а сами преподаватели в нем не разбираются и не могут выбрать предложение, оптимальное по цене и качеству.
Однако, отмечает социальный предприниматель, эти проблемы решаемы: всегда находятся технари-энтузиасты, которые становятся первопроходцами и постепенно обучают коллег, составляют руководства и инструкции. С другой стороны, по мере распространения VR-программ профильные ведомства (Роспотребнадзор, Министерство просвещения, Минпромторг и другие) разрабатывают нормативную базу.
В ходе реализации проекта выяснилось, что серьезная сложность — в другом. «Дети боятся ошибиться. Учителя в разы сильнее боятся ошибиться, показаться глупыми, оказаться в ситуации неуспеха. И это очень плохо, — констатирует Виктор Дёмин. — Школа — в принципе не про ошибки. Но в виртуальной реальности можно ошибаться. Ведь, на самом деле, в реальной жизни мы ошибаемся постоянно. Большую часть новых вещей, которые мы пробуем, мы поначалу делаем с ошибками».
Здесь преодоление нужно начинать с учителей, говорит Дёмин. Помогает, по сути, только эмпирическое знакомство с шлемом виртуальной реальности. Виктор описывает это так: «Первое, что мы делали — убеждали учителей надеть шлем. Если это удавалось, то мы знали: с высокой вероятностью дальше пойдет хорошо. Человек хотя бы рассмотрит технологию как инструмент. А вот если учитель увидит ее на экране, точно ничего не получится».
На позитиве
Если обобщить сказанное, можно получить главные причины страха обычного человека перед новыми технологиями:
- боязнь ошибиться, оказаться неуспешным, отставшим от жизни;
- отсутствие уверенности, что получится освоить новые инструменты;
- опасения, что новшества не дадут нужного эффекта и принесут убытки.
В конечном счете, участники дискуссии сошлись во мнении, что единственный действенный способ преодолеть подобные барьеры — сразу же, в самом начале продемонстрировать реальную пользу предлагаемых технологий. Когда человек получит собственный положительный опыт использования нового инструмента, страх уйдет или, как минимум, ослабнет. И вот тогда уже получится объяснить всё более подробно и обстоятельно.
При этом важно построить доверительные отношения с клиентами и партнерами. В противном случае будет создаваться впечатление, что новые инструменты — это очередная маркетинговая уловка, и на самом деле они ничем не лучше прежних.
«Мир меняется настолько быстро, что инновации нужны везде. Поэтому времени на страхи и сомнения у нас нет. Нам всем нужно это понять. Нужно не бояться, а просто брать и делать», — резюмировала эколог, аспирант МГУ им М.В. Ломоносова, основательница компании «Арукей», производящей очистители воздуха, Анастасия Рычагова.
С Рычаговой согласна директор Северо-Центрального региона HeadHunter Ирина Котусенко. «Технологии приходят в нашу жизнь практически повсеместно, и мы действительно боимся, что они нас заменят», — признается она. Но при этом констатирует: грядущую нехватку кадров можно компенсировать, только «внедряя автоматизацию во всё и вся, и многие компании к этому идут».
Ирине практически вторит руководитель Центра инновационный решений и технологий «Локобанка» Ксения Данилина: «Самый-самый главный страх: ИИ нас заменит. Об этом переживает до 70% коллег». Единственный способ справиться с этим страхом — овладеть новыми технологиями и использовать их для повышения собственной эффективности, отмечает эксперт.