Социальное предпринимательство в России: мифы и реальность

На провокационные вопросы про социальный бизнес отвечает настоящий успешный предприниматель

Социальное предпринимательство в России: мифы и реальность

У одних социальный бизнес вызывает энтузиазм и желание сделать что-то вдохновляющее, у других – сомнения и неудобные вопросы. Мы собрали самые популярные из них и попросили социальную предпринимательницу, основательницу Международной школы программирования для детей «Кодики» Оксану Храброву дать честные ответы на провокационные вопросы.

Как бизнес может быть социальным? Это что вообще за нонсенс?

Оксана Храброва занимается успешным социальным бизнесом и честно отвечает на сложные вопросы
Оксана Храброва занимается успешным социальным бизнесом и честно отвечает на сложные вопросы

Социальное предпринимательство — бизнес, направленный на решение проблем общества. Это может быть трудоустройство социально незащищенных слоев населения, реабилитация людей с ограниченными возможностями, работа с детьми и многое другое. Основная цель — делать полезное дело и обеспечивать стабильность компании самостоятельно, без постоянной зависимости от спонсорской помощи.

Социальный бизнес охватывает такие направления, как:

  • Создание рабочих мест для людей, которые так или иначе нуждаются в поддержке. Среди них — беженцы, одинокие или многодетные родители, инвалиды и граждане пенсионного возраста.
  • Продажа товаров, произведенных людьми, которые нуждаются в поддержке общества.
  • Изготовление товаров для людей, нуждающихся в помощи. Например, колясок для инвалидов, медицинских товаров, подгузников для лежачих больных.
  • Деятельность, имеющая общественно значимые цели: образовательные услуги, оздоровительный отдых для детей, культурные мероприятия и др.

Социальный бизнес — это, наверное, способ получать субсидии и другие «плюшки» от государства, и создается он только для этого?

Часть предпринимателей действительно рассчитывают на поддержку различных структур, но чаще всего это не решает всех проблем. Какой бы ни была помощь государства, построить успешный бизнес на ней одной не получится. Предприятие должно быть рентабельным само по себе, субсидии и гранты могут быть полезным бонусом, но – не основным источником дохода. Важно, чтобы продукт или услуга, которую вы предлагаете, была востребована и приносила компании прибыль.

При этом меры поддержки, которые предлагает сегодня государство социальным предпринимателям, действительно довольно разнообразны. Это субсидии и гранты, программы льготного кредитования, образовательные курсы. Так, грантовую поддержку предусматривает Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». Размер гранта определяется конкурсной комиссией и обычно составляет от 100 до 500 тысяч рублей, а для предприятий Арктической зоны — до 1 000 000 рублей. При этом грант покрывает лишь половину проекта, оставшуюся часть бизнесмен должен внести самостоятельно.

В числе системных мер есть и помощь с имуществом. Например, социальный предприниматель может на льготных условиях арендовать государственную или муниципальную недвижимость.

Социальные предприниматели зарабатывают на проблемах общества и эксплуатируют инвалидов

На нижегородском предприятии "Автопромагрегат" работают слабовидящие сотрудники, которые рассказывают, что счастливы найти себе применение
На нижегородском предприятии "Автопромагрегат" работают слабовидящие сотрудники, которые рассказывают, что счастливы найти себе применение

На самом деле, социальные предприниматели смягчают проблемы общества, которые государство не всегда способно оперативно решить. Людям с ограниченными возможностями бывает сложно встроиться в классическую систему труда. Когда социальный предприниматель создает для них рабочие места, это становится решением важной проблемы.

При этом заработная плата в социальном бизнесе остается на конкурентном уровне, а условия труда зачастую лучше тех, которые предлагают обычные предприятия.

Иногда бизнес от этого даже страдает: там, где работает один обычный сотрудник, может понадобиться несколько человек с ограниченными возможностями. Кроме того, создание хороших условий труда нередко влечет за собой дополнительные затраты. Но социальные предприниматели готовы идти на это, чтобы дать особым сотрудникам возможность работать и реализовать себя.

Если предприниматели реально хотят помогать обществу, почему они не могут просто пожертвовать деньги в благотворительные фонды?

В калининградском кафе "Бурритос" работают слабослышащие сотрудники
В калининградском кафе "Бурритос" работают слабослышащие сотрудники

Благотворительность — это важно, но пожертвование – это разовая мера, в то время как социальное предпринимательство направлено на создание устойчивых решений.

Предприниматели не просто жертвуют деньги: они создают рабочие места, образовательные программы. Они запускают инициативы, рассчитанные на длительную перспективу. Это более сложный, но одновременно – более эффективный подход, имеющий пролонгированный эффект. Большая часть успешных социальных компаний работает на протяжении многих лет.

Например, вы можете пожертвовать деньги на обучение 100 детей с ограниченными возможностями. Но если на эти же деньги вы откроете свою школу и создадите специальные условия, вы сможете обучать детей с ОВЗ на протяжении многих лет.

Социальный бизнес в России — это миф. Все социальные предприятия живут за счет грантов, тематических премий и т.д. Обеспечить себя за счет социального проекта невозможно

На практике всё по-другому. Например, школа программирования для детей «Кодики» существует пять лет и развивается за счет собственных средств и реинвестиций от прибыли.

Да, гранты и премии могут быть полезными, но они не должны быть основным источником финансирования. Успех зависит от того, насколько ваш продукт востребован на рынке.

Стать социальным предпринимателем, попасть в Реестр СП могут только люди, которых поддерживают чиновники. Простым смертным это недоступно

Нижегородский социальным предприниматель Татьяна Лобзина рассказывает, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DpdoJKWZgaqo%26amp%3Bt%3D9s&postId=1278032" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">зачем нужно вступать в Реестр социальных предприятий</a>
Нижегородский социальным предприниматель Татьяна Лобзина рассказывает, зачем нужно вступать в Реестр социальных предприятий

Это не так. Главное — соответствовать одной из категорий социального предпринимательства и подать заявку через Центр инноваций социальной сферы.

Как получить статус социального предпринимателя в России:

  • Зарегистрировать юридическое лицо или оформить ИП и начать реализацию своего проекта. Он должен подходить под одну из категорий социального бизнеса.
  • Собрать пакет документов, список которых можно найти в специальном Порядке, опубликованном Минэкономразвития России.
  • Подать заявку и подготовленный пакет документов в региональный центр «Мой бизнес» или Центр инноваций социальной сферы.
  • Получить решение комиссии, которая официально вносит юридические лица в реестр. Если ваше заявление одобрено, в Едином реестре субъектов МСП у вашей компании или ИП появится пометка «Социальный предприниматель».
  • Ежегодно подавать документы на подтверждение своего статуса.

Социальное предпринимательство — это не просто способ получить субсидии или гранты, это реальная возможность смягчить или решить чувствительные проблемы общества и сделать мир чуть лучше. Да, такая работа требует усилий и времени, но и результат того стоит. Важно помнить, что социальный бизнес должен быть устойчивым и рентабельным, чтобы продолжать свою миссию в долгосрочной перспективе.

22
11
Начать дискуссию