Тренды социального предпринимательства в детском образовании-2025

Детское образование — одно из приоритетных направлений развития социального бизнеса: именно в этом сегменте стартовали многие известные сегодня социальные предприятия. Что нас ждет в «детских» проектах в 2025-м?

Тренды социального предпринимательства в детском образовании-2025

6-7 декабря Лаборатория социального предпринимательства провела онлайн-интенсив, чтобы обсудить, что ждёт “рынок” детского образования в будущем году.

Его ведущими стали директор департамента акселерационных программ Фонда «Наше будущее» Екатерина Прохорова и приглашенный модератор — предприниматель и бизнес-тренер Павел Михайлов. Вот какие тренды отметили наши эксперты и какие ответы на эти вызовы они предложили.

Кадры: дефицит, текучка, выгорание

На основе данных Федеральной службы по труду и занятости Росстат (Федеральная служба государственной статистики) установил:

  • в первом квартале 2019 года на одного соискателя приходилось 1,6 вакансий (и это уже — свидетельство нехватки рабочих рук);
  • в третьем квартале 2024 года показатель составил уже 4,9, несмотря на снижение в третьем квартале 2020 года до 0,4.

За неполные шесть лет дефицит кадров вырос ровно в три раза. Как это преломляется в сфере детского образования? Опрос, проведенный среди участников интенсива, показал: не менее 80% наших экспертов — социальных предпринимателей, открывших частные образовательные центры, ощущают нехватку персонала, периодическую или постоянную.

«В общем среднем образовании в нашем регионе мы спокойно конкурируем с муниципальными школами, потому что у нас выше зарплаты, меньше классы, комфортнее условия, — говорит основательница детского сада «ВундерКинд» и проекта «Новая школа» Наталья Петрова (Иваново). — К тому же спрос на частные школы растет и будет расти еще несколько лет. А вот в дополнительном образовании конкурировать с каждым годом сложнее. Стагнирует и дошкольный этап: частные детские сады успешны, если предлагают что-то уникальное».

Наталья выделяет ключевые аспекты кадровой проблемы:

  • остро требуются специалисты по работе с детьми, имеющими неврологические и психические проблемы;
  • на смену педагогам старой закалки приходят миллениалы и зумеры, не готовые к длительной тяжелой работе с детьми;
  • предприниматели часто не могут предложить молодым кадрам трудовой договор, педагогический стаж, понятные перспективы;
  • возрастающая текучка кадров: новое поколение педагогов не склонно работать на одном месте больше 5-7 лет, и к подобной ротации важно быть готовым.

Данил Кравчук, открывший в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, ХМАО) Центр физического развития «ЮниорСпорт» уточнил, что кадровая проблема тем острее, чем меньше населенный пункт и чем дальше от крупных городов он расположен. В головной школе нехватка сотрудников не ощущается, а в филиальную сеть приходится отправлять тренеров из Сургута, чтобы обучить персонал на месте. Это занимает от месяца до полугода.

Основательница школы информационных технологий и программирования для детей «Кодики» в городе Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ) Оксана Храброва не смогла закрыть несколько ключевых позиций через обычные каналы поиска кадров. Новые сотрудники пришли из ее социальных сетей, в которых она рассказывает о своей работе и немного о жизни. Оксана полагает, что это эффективный и актуальный способ рекрутинга, который поможет привлечь максимально заинтересованных специалистов.

Дарья Шевчук, открывшая сеть детских садов «Семь гномов» в Нефтеюганске (ХМАО) запустила оригинальную кампанию по привлечению сотрудников из сел и деревень, разослав 150 тысяч приглашений на работу в виде открыток, доставленных почтальонами. Откликнулись две категории сотрудников: методисты с большим опытом, которые в родных местах зарабатывали очень мало, и начинающие педагоги, заинтересованные в переезде в более крупный населенный пункт.

Конкуренция с бюджетными организациями

Тренды социального предпринимательства в детском образовании-2025

Сегодня в сфере дополнительного образования остро проявляется конкуренция государственных и частных образовательных учреждений. И, судя по всему, в ближайшее время тенденция будет нарастать. Она обусловлена четырьмя факторами:

  • бюджетные учреждения улучшают свою материально-техническую базу;
  • они же активно развивают дополнительные платные программы и курсы;
  • возрастает популярность формата семейного обучения;
  • родители предъявляют всё более высокие требования к педагогам.

«Последние шесть лет в рамках нацпроекта “Образование” по всей стране были открыты десятка прекрасно оборудованных учреждений ДО, с которыми социальному бизнесу сложно соревноваться, — говорит заместитель директора Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Дмитрий Жадаев. — Однако в 2024 году этот нацпроект заканчивается, со следующего начинается другой — “Молодежь и дети”. В рамках нового проекта объем финансирования государственных и муниципальных учреждений ДО снижается, и частным образовательным центрам конкурировать будет проще».

Новой площадкой для конкуренции частного и бюджетного ДО может стать социальный заказ, выросший из персонифицированного порядка финансирования бюджетных организаций. Планируется постепенное увеличение на уровне регионов доли частного сектора в ДО.

Это отражено в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства от 31 марта 2022 года № 678-р. В соответствии с этим документом, к 2030 году не менее 30% детей должны быть обеспечены доступом к дополнительному образованию.

Для участия в социальном заказе социальные предприятия должны иметь лицензии на осуществление соответствующей деятельности. Документ также повышает возможности частных учреждений ДО в конкуренции с бюджетными.

Кроме того, по мнению Оксаны Храбровой, частные центры ДО могут конкурировать с бюджетными более удачным расположением. Недавно открытые в составе больших арт-кластеров муниципальные учреждения нередко находятся на городской периферии. Многим неудобно туда добираться, особенно по вечерам после школы. Поэтому частные центры, расположенные недалеко от школ, будут привлекательнее для родителей.

Вторым конкурентным преимуществом социального бизнеса должны стать кадры. В бюджетных организациях на новейшем оборудовании нередко приходится работать прежним сотрудникам. Последние зачастую не готовы работать по-новому, развиваться в профессии, составлять и осваивать новые программы. Для требовательных клиентов также важен высокий сервис и гибкость, которые сложно обеспечить бюджетным организациям.

Клиенты: рост стоимости привлечения

Тренды социального предпринимательства в детском образовании-2025

За последнее время стоимость привлечения клиента в онлайн-бизнесе выросла по разным видам услуг от 1,5 до 5 раз. Главная причина — падение покупательской способности на фоне инфляции. Её официальное значение в годовом выражении на конец ноября уже почти достигло 9%.

Как это отражается на поиске клиентов частными образовательными учреждениями? «Онлайн-направление мы стали развивать с 2020 года, когда началась пандемия, — рассказывает Храброва. — Удаленный формат привлекал отсутствием необходимости снимать помещения, нанимать персонал на местах. Мы продвигались в соцсетях, настраивали маркетинг, к нам приходили клиенты из интернета. Но в 2022 году «отвалился» Instagram, владелец которого был признан в России экстремистской организацией и запрещен».

Сегодня ключевые проблемы малого бизнеса в сети выглядят так:

  • онлайн приходится конкурировать вообще со всеми компаниями в отрасли: федеральными, местными, из других регионов;
  • крупные федеральные компании располагают огромными бюджетами на маркетинг, которых у социального бизнеса нет даже близко;
  • большие игроки повышают ставки, из-за чего с каждым годом цена привлечения клиента растет — не сильно, но постоянно;
  • небольшие социальные предприятия через несколько лет упираются в потолок расходов на маркетинг, который не могут преодолеть.

В результате остается только привлечение клиентов на органике — через интересный и полезный контент, но эти возможности также ограничены. В итоге в 2024-м Храброва вернулась в оффлайн-формату, конкуренция в котором ограничена местными компаниями с сопоставимым бюджетом. К тому же центр «у дома» всегда удобен целевой аудитории. В офлайне уже удалось открыть новый — четвертый по счету — филиал в Тюмени.

Советы экспертов

Тренды социального предпринимательства в детском образовании-2025

Все эксперты сходятся в одном: только системный подход к управлению позволяет предпринимателю эффективно развивать свое дело. Чтобы оставаться на волне и отвечать на все возникающие вызовы, важно держать в поле зрения все направления деятельности одновременно. Одинаково важны хороший маркетинг (не обязательно — многомиллионный) и взаимодействие с государственными структурами, знание экономических реалий и умение найти контакт с родителями и местным сообществом.

С учетом кадрового голода важность приобретает также создание удобной прозрачной рабочей среды для сотрудников. Такая среда предполагает удобную программу, простые регламенты, предсказуемую систему мотивации, состоящую из флекс- и фикс-частей, с возможностью карьерного роста.

Так, Храброва отмечает, что методы офлайн-продвижения всем хорошо известны и, вроде бы, понятны: объявления, листовки, надувные ростовые куклы, которые можно купить на любом из маркетплейсов. Однако многие маленькие компании плохо владеют ими и практически не применяют, несмотря на высокую эффективность.

Наталья Петрова акцентирует, что социальным предпринимателям в сфере образования бывает трудно привлекать клиентов из-за отсутствия уникального предложения. Большинство заявляют два «преимущества»:

  • индивидуальный подход, который по определению невозможен на групповых занятиях и реален только в формате репетиторства;
  • качество образования — субъективный критерий, наличие которого, к тому же, подразумевается по умолчанию.

Выход, по мнению Натальи, в пересмотре линейки услуг и введении в неё позиций, реально пользующихся спросом. План работы должен учитывать самые разные факторы: от популярных сегодня образовательных направлений, вроде ментальной арифметики или скорочтения, до удаленности от крупных городов и сезонного спроса.

Иллюстрации подготовлены при использованием изображений с сайта www.freepik.com

реклама
разместить
Начать дискуссию