Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

Наши эксперты рассказывают о трендах, которые будут актуальны для социального предпринимательства в следующем году

Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

В конце уходящего года мы пытаемся заглянуть в наступающий, чтобы понять, какие тренды будут актуальны для социального бизнеса. Своим мнением поделились эксперты Фонда «Наше будущее» — руководитель образовательных программ Екатерина Бесшапошникова и глава дирекции стратегических исследований и анализа Михаил Космачев

Тренд 1. Профориентация и ранняя подготовка кадров

Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

Нехватка кадров, особенно в промышленности, повышает необходимость автоматизации, роботизации, цифровизации как в производственном сегменте, так и в сфере обслуживания. Отчасти решить проблему способна ранняя профориентация, мотивирующая школьников идти в технологичные отрасли и на производство. Дружелюбный и открытый новому социальный бизнес способен простым и понятным языком донести до подростков ценности и преимущества работы на производстве.

Так, Айгуль Шадрина из Башкортостана, основавшая в 2017 году всероссийский образовательный проект «Образ будущего». Он рассчитан на учеников 7–11 классов и направлен на снижение кадрового дефицита в промышленности. Проект предлагает профориентационные и образовательные программы, разработанные сотрудниками проекта, с использованием игровых методик и вспомогательных материалов.

Тренд 2. Поддержка пожилых

Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

По оценкам Федеральной службы государственной статистики, средняя ожидаемая продолжительность жизни в России в 2025 году составит 69,7 лет: 64 — для мужчин, 75,5 — для женщин. В итоге расширяется возрастная страта пожилых людей. Им требуется комфортная социальная среда, включающая медицинские, спортивные, досуговые, трудовые возможности.

Сегодня сегмент делится на две основные ниши: опека и уход за пожилыми и социализация и трудоустройство людей «серебряного возраста». Первое направление представлено частными пансионатами, такими, как «Опека». Сеть основана в 2008 году социальным предпринимателем Алексеем Мавриным и работает сегодня в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве и Подмосковье, а также в Челябинске. Второе — проекты MILOK или Малый Турыш, дающие активным пенсионерам работу, социализацию и ощущение собственной нужности.

Тренд 3. Реабилитация ветеранов

Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

По мере возвращения участников боевых действий будет нарастать потребность в их адаптации к мирной жизни. Ветераны нуждаются в физической и психологической реабилитации. Часто им также требуется профессиональная переподготовка, повышение квалификации, помощь в трудоустройстве.

Пример реабилитационного проекта — компания Steplife, разрабатывающая и производящая функциональные протезы. Социальное предприятие открыто Иваном Худяковым в 2019 году. Сегодня оно работает в 32 регионах России и имеет зарубежные предприятия в Казахстане и Индии. Наряду с производством протезов, компания занимается реабилитацией и поддержкой инвалидов. Steplife работает в паре с другим проектом Ивана — центром протезирования и ортопедии «СалютОрто», открытым годом ранее. Его производства расположены в Москве, Улан-Удэ, Иркутске, Уфе и казахстанском Уральске.

Тренд 4. Развитие внутреннего туризма, создание арт-кластеров

Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

Санкции привели к росту спроса на внутренний и социальный туризм. Здесь работают сразу две идеи, актуальные для социального бизнеса: развитие территорий, повышение интереса к местной культуре и реализация равных возможностей для всех членов общества. И сегодня каждое направление удерживает стабильный интерес пользователей и дает работу бизнесу: и туристические маршруты, и инфраструктуру надо активно развивать. Так или иначе, тренд, возникший в 2022-м, сохранится и в наступающем году.

Туристы часто посещают малые города, инфраструктура которых не рассчитана на повышенное внимание. Таким населенным пунктам нужны точки роста — креативные кластеры. Пример — музейно-творческий кластер «Коломенский посад». Сегодня кластер, основанный в 2009 году, включает пять музеев, три исторических производства и три гастрономических объекта. С начала работы здесь проведено 11 международных фестивалей.

Эксперты отмечают: развитие внутреннего туризма повышает экологическую нагрузку на территорию. Необходим комплексный подход региональных властей и бизнеса к сбору и переработке мусора, водоподготовке и водоочистке, строительству и ремонту дорог, обеспечению инфраструктуры от туалетов до масштабных объектов для отдыха и досуга. Это тренд тесно связан с туризмом и на практике продолжает его, не существуя отдельно.

«Сейчас туризм развивается даже в тех регионах, которые мы не считали туристическими, — говорит Михаил Космачев. — Растет антропогенная нагрузка. Наиболее чувствительно это для популярных направлений. Яркий пример — Байкал, заповедная территория, где появляется больше мест отдыха. Для ее обустройства нужно вкладывать больше ресурсов. Для социального бизнеса это сложнее. Здесь встает вопрос субсидий и компенсаций от региональных властей. Так, например, Республика Бурятия выделяет субсидии предпринимателям на приобретение и монтаж локальных очистных сооружений».

Тренд 5. Обучение цифровым технологиям

Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

Цифровизация продолжает проникать во все сферы жизни: государственные и муниципальные услуги, банковские продукты, сервис и ритейл. Всё это требует повышения пользовательской грамотности, с одной стороны, и наличия профильных специалистов — разработчиков, веб-дизайнеров и т.п. — с другой.

Нишей (и трендом!) в данном случае становится дополнительное образование в сфере информационных технологий. В этом сегменте работает Павел Фролов, создавший в 2007 году компанию «Роббо». Сегодня это международная школа робототехники, программирования и 3D-печати для детей от 5 до 15 лет.

Компания также предлагает другим образовательным организациям оборудование, программное обеспечение и методические материалы. Разработки «Роббо» помогают в подготовке инженеров будущего по специальностям: креативное программирование, схемотехника и микроэлектроника, мобильная робототехника, интернет вещей (IoT) и умный дом, 3D-прототипирование и 3D-печать.

Тренд 6. Поддержка оффлайн-активности у детей

Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

В дополнение (и отчасти в противовес) к предыдущему сегодня зарождается тенденция «децифровизации». Малоподвижный образ жизни и виртуальное общение нередко приводят к проблемам со здоровьем и психологическим трудностям. Для их профилактики нужны оздоровительная физкультура и нецифровые формы досуга.

Одним из многочисленных примеров работы социальных предпринимателей в этом направлении является бизнес Марины Степкиной из Омской области. Еще в 1998 году, когда проблема только показалась на горизонте, Марина открыла медицинский центр «Сколиоз-диагностика». Он занимается выявлением и лечением заболеваний позвоночника и стоп, а также опорно-двигательного аппарата и нервной системы. В центре работают с детьми и взрослыми.

Тренд 7. Повышение доступности ранней диагностики заболеваний у детей

Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

Развитие медицинских технологий позволяет проводить у детей раннюю диагностику заболеваний, которые при взрослении могут привести к инвалидизации. Прежде всего, это наследственные, врожденные патологии, в том числе ментальные, например, расстройства аутистического спектра.

В этом направлении работает Ирина Токарева из Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ирина — основательница организаций «Счастье» и «Логоритм», работающих в комплексе. Токарева и ее сотрудники занимаются ранней диагностикой, коррекцией, адаптацией и социализацией детей от трех лет, подростков и молодежи с ментальными нарушениями.

Тренд 8. Поддержка социально незащищенных

Тренды 2025: чего ждать социальным предпринимателям в наступающем году?

Скорее, не новый тренд, но стабильное направление работы социального бизнеса, не теряющее своей востребованности и актуальности. Создание рабочих мест для инвалидов, выпускников детских домов, поддержка пожилых и многодетных останутся в фокусе внимания социальных предпринимателей и в 2025-м.

Яркий пример в этой сфере — деятельность Марии Грековой. Она основала в Санкт-Петербурге три предприятия для трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 году открылась мастерская «Простые вещи» (сейчас там пять направлений), в 2019 — инклюзивное кафе «Огурцы», а в 2023 — креативное пространство «Нормальное место».

Актуальные тренды — 2024

Наряду с перечисленным выше, сохранят свою актуальность тенденции 2024 года: мы писали о них в этой статье прошлого года:

  • дистанционная подготовка к ЕГЭ, изучение языков онлайн;
  • профессионализация социального бизнеса: вместо увеличения числа предприятий — развитие и совершенствование уже работающих;
  • поляризация: в крупных городах социальный бизнес будет развивать высокие технологии, а в небольших — закрывать базовые социальные потребности;
  • появление новых направлений — работа над расширением понятия социального предпринимательства с законодательным закреплением этого;
  • выход социального бизнеса, связанного с производством товаров, на маркетплейсы, которые продолжают активно масштабироваться.

Чего ещё ожидать в 2025 году?

«Тенденции возникают не только и не столько внутри социального бизнеса, сколько задаются извне запросами общества и политикой государства, — комментирует Екатерина Бесшапошникова. — В частности, власти сокращают грантовое финансирование в пользу схемы социального заказа, намереваясь перейти от роли грантодателя к роли заказчика. При этом условия деятельности стали жестче в целом, для любого бизнеса, не только социального. Дорожает маркетинг, обостряется конкуренция за клиентов. Крайне важно повышать качество своей работы».

В свете названных тенденций эксперты Фонда «Наше будущее» предлагают социальным предпринимателям оценить свои треки развития и, возможно, пересмотреть стратегии. Так, с учетом высоких ставок по кредитам можно снизить темпы роста и построить работу с опорой на собственные финансовые возможности. В условиях кадрового голода можно и нужно привлекать студентов, специалистов из глубинки, самим обучать сотрудников. Для успешного поиска клиентов важно формировать клиентские базы, использовать сарафанное радио и методы продвижения в оффлайне.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию