Социальное предпринимательство-2024

Как будет развиваться «добрый» бизнес в новом году

Социальное предпринимательство-2024

Социальный бизнес становится всё более популярным. Число социальных предпринимателей (СП) выросло за 2023 год на 37%. Причина не только в преференциях, которые получает эта категория бизнесменов, но и в том, что у таких предпринимателей отдача от своего дела более ощутима, потому что речь идёт не только о прибыли.

Социальное предпринимательство – это трудоустройство инвалидов, людей из незащищённых категорий населения, инклюзивные проекты, решение локальных проблем и высокий уровень социального воздействия.

Какие тренды в развитии социального бизнеса можно отметить в 2024 году? Нам рассказали эксперты Фонда «Наше будущее» Екатерина Бесшапошникова и Михаил Космачёв.

Тренд №1. Ассистивные технологии

Будет развиваться социальное предпринимательство в области реабилитационного направления и протезирования. Это обусловлено как текущей ситуацией в обществе, так и прогрессом в сфере новых ассистивных технологий.

Тренд №2. Образование

Существенная часть социального бизнеса – детское и частично взрослое дополнительное образование. Продолжится тренд на падение объёмов офлайн-образования за счёт роста онлайн-форматов. ЕГЭ, языки и подготовка к олимпиадам будут всё больше уходить в «дистант».

Социальное предпринимательство-2024

Тренд №3. Искусственный интеллект

Развитие искусственного интеллекта. Здесь можно отметить 2 разные области. Во-первых, рост технологий ИИ в биомедицине, ИТ и социальной рекламе. Сейчас везде пытаются внедрить нейросети, однако, время покажет, насколько этот тренд будет долговременным: в своё время так же популярны были темы блокчейна и криптовалют, которые сейчас заняли вполне определенную нишу, не склонную к стремительному росту. Во-вторых, применение технологий ИИ в маркетинге. Многие социальные предприниматели пока не знают, как подступиться к этому инструменту. Поэтому будут появляться обучающие программы на эту тему со стороны инфраструктуры поддержки СП.

Тренд №4. Профессионализация

Профессионализация социального бизнеса. Рынок социального предпринимательства в России имеет свою ограниченную ёмкость. К примеру, в Китае социальных предпринимателей около полумиллиона. Это связано как с численностью населения, так и с меньшей социальной нагрузкой, которую берёт на себя государство. Поскольку Россия по Конституции является социальным государством, и государство выполняет большую часть своих социальных обязательств самостоятельно, в нашей стране не может быть сопоставимого с Китаем числа СП. Скорее всего, рост числа социальных предприятий будет замедляться, зато за счёт их профессионализации многие будут увеличивать масштаб своей деятельности и охват благополучателей.

Тренд №5. Поляризация

В городах-миллионниках будет развиваться социальное предпринимательство, ориентированное на высокие технологии, а в небольших населённых пунктах – бизнес, «закрывающий» базовые потребности жителей, например, в образовании, и в том числе обучении программированию, а также образовании детей по программам, отличным от традиционных (например, для школьников с особыми потребностями).

Тренд №5. Расширение понятия

Рост Реестра социальных предприятий ожидаем за счёт введения новых категорий, а также развития креативных кластеров. Сейчас идёт законотворческая работа по этому направлению. Также продлена программа субсидирования найма инвалидов, соответственно, в этой области сохранится тенденция роста.

Тренд №6. Внутренний туризм

Внутренний туризм, который в части социального направления также относится к социальному предпринимательству, продолжит развитие. На проекты и инфраструктуру в этой области выделяются государственные и частные средства.

Социальное предпринимательство-2024

Тренд №7. Маркетплейсы

Ожидаем более интенсивной работы СП-производителей на маркетплейсах. Сейчас социальные предприниматели часто замкнуты на аудиториях, которые собираются благодаря их харизме и работе «вживую». При масштабировании владельцам бизнеса сложно переключиться на аудитории, до которых они не могут «дотянуться». Однако, маркетплейсы – это уже не инструмент «для избранных», а жизненная необходимость. И это касается не только товаров, но и услуг. Обучение работе на маркетплейсах востребовано, им будут всё чаще пользоваться социальные предприниматели.

55
Начать дискуссию