Зачем образовательному учреждению работать с базой клиентов

Каждому ли бизнесу необходимы CRM-системы? Как их использовать для оптимизации продаж? Какие особенности работы с базой данных клиентов есть у социальных предпринимателей и их образовательных проектов? Чему у них можно научиться? Разбираемся в материале

Зачем образовательному учреждению работать с базой клиентов

Для чего подключать CRM-системы

CRM-системы (Customer Relationship Management) позволяют систематизировать информацию о пользователях, обобщить их потребности и предпочтения, автоматизировать маркетинг и коммуникации. CRM собирает и анализирует все данные о ваших клиентах: контактную информацию, их интересы и цели и т.д. Агрегированные данные, учитывающие несколько ключевых параметров, позволяют точнее распознавать запросы покупателей товара или услуги (в том числе потенциальных), быстрее и качественнее на них отвечать.

Системы CRM бывают разными, и обычно они подбираются под особенности организации. При этом все «сирээмки» имеют набор общих базовых функций. Как правило, инструментарий программы состоит из нескольких главных вкладок — «задачи», «контакты», «финансы», «документы» и «базы данных».

CRM в образовании

Зачем образовательному учреждению работать с базой клиентов

Для образовательного учреждения глубокое взаимодействие с клиентами является важной частью рабочего процесса, включающего в себя огромное количество задач. Это и ведение базы данных, и систематическое общение с родителями (если речь идет о школьниках и дошколятах), и внутренние процессы, вроде составления расписания, и учет успеваемости.

Системы управления взаимоотношениями с клиентами сегодня широко используются в школах, в работе онлайн-платформ. Социальные предприниматели тоже делают шаги к оптимизации своего бизнеса.

В социальном предприятии (что это?), образовательном центре «Улей» контакт с клиентами осуществляют администраторы. Взаимодействие разноплановое: ведение базы данных в Google-таблицах, создание рассылок в мессенджерах, наполнение социальных сетей, формирование расписания. Все задачи выполняются в разных программах, требуя постоянного участия сотрудника в процессе и больших временных затрат.

Говоря о необходимости подключения CRM-системы, основательница центра Ольга Белякова делится опытом: «На плечи администратора ложится рутинная задача по взаимодействию с ЦА. Шаблонные рассылки отнимают время. Не всегда администраторы заглядывают в сегментированную базу, чтобы учесть особенности того или иного человека. Это снижает эффективность продаж».

CRM-системы собирают эти задачи в едином ПО, что значительно ускоряет их выполнение. К примеру, оповещения об изменениях в расписании занятий, которые традиционно присылаются родителям в WhatsApp. При рассылке вручную администратору необходимо связаться с десятками клиентов, сделать это оперативно и никого не забыть. При помощи CRM процесс ускоряется и облегчается в разы — рассылки по заданной группе запускаются автоматически.

Другие плюсы

Однако не только ускорение и оптимизация работы делают CRM привлекательной для социального бизнеса. К примеру, она дает предпринимателю возможность ставить новые задачи и улучшать свои результаты. Белякова приводит в пример два пункта работы «Улья», которые применимы к любому образовательному учреждению и могут быть усовершенствованы CRM-системами: работа с клиентской базой и финансовый учет.

База данных не может находиться в статичном состоянии, она нуждается в постоянном пополнении, обновлениях и аналитической обработке. Так, для построения маркетинговой политики, эффективной работы с ЦА, все полезные данные категоризируются и дифференцируются. При этом структурируется самая разноплановая информация, от места проживания до «теплоты» и интенсивности контакта клиента с администратором центра.

Автоматизированная группировка предпочтений и особенностей целевой аудитории позволяет проводить более точную сегментацию, что открывает возможность лучше распознавать и отрабатывать запросы клиентов. Аналогично CRM оптимизирует ситуацию с финансовой отчетностью. Автоматизированный процесс выдает быстрый и качественный результат.

В итоге для развивающегося бизнеса CRM становится если не необходимостью, то, как минимум, ценным инструментом, который позволяет облегчить и ускорить выполнение рутинных задач.

Использование CRM на практике

Оксана Храброва считает CRM главной системой всей инфраструктуры образовательного учреждения
Оксана Храброва считает CRM главной системой всей инфраструктуры образовательного учреждения

Школа программирования «Кодики» совмещает онлайн и офлайн-форматы обучения. Здесь открыто несколько направлений подготовки, формат которых зависит от возраста ученика, его интересов и целей. Большое образовательное учреждение требует больших вложений в цифровую инфраструктуру и менеджмент данных. Основательница школы социальная предпринимательница Оксана Храброва делится инсайдами о работе с клиентами посредством CRM-систем.

CRM значительно облегчает администрирование:

  • С точки зрения финансов. CRM интегрируется с платежными системами, что упрощает управление оплатой, отслеживание задолженностей и автоматическую отправку напоминаний.
  • В обслуживании клиентов. CRM напоминает о согласованных с клиентом дате и времени коммуникации, автоматизирует отправку напоминаний родителям о предстоящих мероприятиях, занятиях, оплате или других важных событиях.
  • Для упрощения работы всех механизмов организации. CRM интегрируется с другими системами, которыми пользуется компания, выступая в роли центра, из которого управляются IP-телефония, социальные сети, мессенджеры и сайт.

Преимущества, которые дает бизнесу CRM, можно увидеть и глазами клиента. Каждый ученик школы имеет свой профиль-карточку. В ней хранятся не только контактные данные, но информация о возрасте, предпочтениях, о том, какие курсы ребенок прошел в школе, копии договоров, сертификаты о прохождении обучения.

Клиенты могут в личном кабинете посмотреть свое расписание, остаток оплаченных уроков, оплатить счета, ознакомиться с новостями. Сотрудники могут здесь же отслеживать посещаемость занятий, вести учет успеваемости детей и информировать об их прогрессе родителей.

В «Кодиках» благодаря CRM было реализовано нестандартное решение системы оценивания учеников. В профили слушателей была интегрирована специальная система мотивации — вместо оценок ребята получают внутреннюю валюту школы «кодкоины», которые можно потратить на подарки в конце учебного года. CRM автоматически ведет учет средств на бонусном счете ученика, сумму можно проверить в личном кабинете.

На перспективу

Сами CRM также идут в ногу со временем, меняются и развиваются, чтобы соответствовать запросам пользователей. В системах совершенствуется функционал, обновляется интерфейс, добавляются новые возможности интеграции со сторонними сервисами. Всё это позволяет интегрировать CRM-системы в конкретный бизнес, учитывая все его особенности.

К примеру, предпринимателю требуется оптимизация маркетинга — её можно реализовать через опцию автоматизированных сообщений клиентам. Одновременно сервис позволяет вообще отказаться от рассылок в пользу более персонализированного контакта с аудиторией. В обоих случаях CRM предоставит необходимый инструментарий для совершенствования работы компании.

Кроме того, разные системы ориентированы на разные направления деятельности, зависит функционал и от размеров предприятия. Некоторые CRM интегрируются с социальными сетями и улучшают медиамаркетинг, другие обладают серьезными аналитическими механизмами, какие-то предоставляют бесплатный доступ при небольших объемах бизнеса.

Храброва говорит, что решение многих задач «Кодики» нашли именно благодаря CRM. Школа смогла оптимизировать множество аспектов своей деятельности — автоматизированные табели успеваемости, расчет заработной платы, учет посещаемости, интерактивное расписание и личный кабинет. Говоря о перспективах, предпринимательница замечает: «Сложно сказать, что ещё мы захотим автоматизировать или внедрить, но однозначно будем пользоваться CRM-системой для развития нашей компании, так как это экономит самый дорогой и невосполнимый ресурс — время!».

При подготовке материала использованы изображения с сайта www.freepik.com

22
Начать дискуссию