Арт-кластеры: почему о них так много говорят

Всё чаще старые заводы становятся не опасными «заброшками», которые уродуют территорию, а современными пространствами для творчества и общения. И не только заводы. Рассказываем, когда накрытый на руинах стол перестаёт быть просто столом и превращается в элемент креативного кластера.

Арт-кластеры: почему о них так много говорят

Унылые спальные районы и закопченные промышленные окраины — таким был облик многих городов большую часть ХХ века. Даже исторические центры выглядели куда скромнее, чем сейчас. Однако в последние десятилетия возник тренд на оживление городской среды. Одно из его проявлений — придание новой жизни закрытым заводам и другим производственным пространствам. На их территориях возникают креативные кластеры, которые становятся модными локациями и привлекают туристов и «аборигенов».

Что такое арт-кластеры

Арт-кластеры (они же — креативные кластеры) — объединения, направленные на развитие творческого, художественного потенциала местного населения. Такие пространства возникают в городах на базе самых разных заведений и мест: мастерских, библиотек, кафе, парков и скверов, игровых площадок.

Концепция креативных кластеров связана с теорией трёх городских мест:

  • первое место — жилое пространство, например, спальные районы;
  • второе место — деловые, рабочие локации: офисные центры, магазины, заводы;
  • третье место — культурно-досуговая зона, в том числе арт-кластеры.

Очень часто креативные зоны развиваются на базе производственных зданий. В 1950-е в Соединенных Штатах закрытые фабрики и мастерские были переоборудованы в жилье — так сложился стиль лофт. Преобразование промышленных площадей в арт-пространства — схожий процесс. Лофт часто присутствует в их дизайне, иногда проникает и в названия. Пример — тульская «Ликёрка Лофт» в здании старинного ликёро-водочного завода.

Арт-кластеры — центры культурно-досуговой деятельности. Их общая идея — в том, что человек может пробыть целый день в таком пространстве, посетить развлекательные, образовательные, просветительские мероприятия, а в перерывах между ними перекусить. В арт-кластерах часто открыты коворкинги, в которых можно работать за ноутбуком или что-то мастерить.

Как устроены арт-кластеры и какими они бывают

Арт-кластеры: почему о них так много говорят

Кластер — это объединение однородных элементов. Креативные пространства сводят вместе бизнес, некоммерческие организации, отдельных граждан, мастерские, государственные и муниципальные учреждения. Все участники кластеров, как физические, так и юридические лица, называются резидентами.

В 2023 году Институт развития городов «Полис» и Союз креативных кластеров создали Атлас таких пространств, размещенный на сайте Союза. В нем перечислены направления, которые могут быть представлены в кластере:

  • музеи, галереи, выставки картин, фотографий, художественных изделий;
  • реклама, мода, дизайн, различные виды искусства, архитектура;
  • культурно-досуговая деятельность, запись музыки, съемки видео;
  • образовательная и научная деятельность, информационные технологии;
  • издательская деятельность, бизнес-проекты, народные промыслы.

Очень часто арт-кластеры совмещают несколько направлений. Важный критерий — сочетание социокультурного и коммерческого, делового аспекта. Креативные пространства должны приносить доход, поэтому на них открыты фудкорты, кафе, шоурумы, коворкинг, различные магазинчики и салоны.

Социокультурная составляющая выражена в наличии аудиторий для мастер-классов и семинаров, выставочных залов, театральных и иных творческих площадок. Важны также дизайн и оформление пространства, в том числе экстерьер — внешний облик зданий и организация прилегающей территории, подчеркивающие историческую и культурную ценность объекта.

Не менее значимая социальная составляющая заключается в том, что креативные пространства развивают территории. Это не очень заметно в столицах и городах-миллионниках, но в небольших населенных пунктах вроде Добрянки или Пинеги арт-кластеры — реальные драйверы территории. Они не только дают рабочие места, но и создают интересную социальную среду. Местным жителям не нужно ехать в столицу, чтобы встретиться с творческими людьми и единомышленниками. Достаточно посетить креативное пространство в родном городе.

Критерии креативных кластеров

Арт-кластеры: почему о них так много говорят

В «Атласе креативных кластеров России» сформулированы девять критериев арт-пространства. Семь из них считаются критически важными:

  • площадь объекта: для регионов — от 1 000 кв. метров, для Москвы и Санкт-Петербурге — от 10 000;
  • количество резидентов: для регионов — не менее десяти, для обеих столиц — не менее двадцати;
  • площадь, занятая резидентами, — не менее 30% общей площади, в том числе не менее 25% непосредственно под помещения участников;
  • программы поддержки резидентов: консалтинг или особые условия аренды, рассрочка, льготы и другие послабления;
  • вспомогательная инфраструктура — хотя бы один коворкинг, выставочный зал или другой объект общего пользования;
  • активная виртуальная инфраструктура: сайт арт-кластеры, сайты резидентов, аккаунты и сообщества в социальных сетях;
  • наличие управляющей компании, которая обеспечивает кластер всем необходимым, развивает и продвигает его и резидентов.

Управляющая компания организует креативное пространство, обеспечивает обслуживание и ремонт помещений и инфраструктуры кластера. А также ищет новых резидентов, координирует работу участников, продвигает и популяризует арт-пространство. Компания владеет брендом креативного кластера.

К дополнительным критериям креативных кластеров Атлас относит два:

  • публичное позиционирование объекта как арт-пространства, в том числе в интервью, экспертных заявлениях, выступлениях в прессе;
  • участие управляющей компании кластера в качестве эксперта в развитии креативной сферы региональной экономики.

Так, организация, управляющая арт-кластером, может входить в состав общественного совета при правительстве субъекта федерации или профильных общественных организаций. Менеджеры компании нередко являются членами жюри различных креативных конкурсов.

Арт-кластеры и социальный бизнес

Арт-кластеры: почему о них так много говорят

Многие креативные кластеры связаны с социальным предпринимательством. Эта связь прослеживается по-разному:

  • в рамках арт-пространств часто существуют инклюзивные заведения, например, кафе или магазины сувениров, где работают люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • на территории креативных кластеров работают благотворительные центры или магазины, где можно за минимальные цены купить вещи и сувениры и сдать бесплатно ненужную одежду;
  • в творческих мастерских и на художественных площадках люди с ОВЗ проходят арт-терапию, общаются друг с другом и другими посетителями, сотрудниками; это особенно важно при ментальных нарушениях;
  • организация арт-кластеров на основе заброшенных промышленных зданий развивает территории и вызывает интерес у людей, привлекает их в город и тем самым помогает внутреннему туризму.

Креативные кластеры не только помогают людям с ОВЗ занять полноценное место в обществе, но и способствуют развитию социальной среды. Кружки, клубы по интересам, семинары и мастер-классы предлагают интересный и познавательный досуг детям и подросткам, молодежи, пенсионерам.

Знакомства с единомышленниками укрепляют личные и социальные связи, развивают личные и профессиональные навыки, повышают конкурентоспособность как инвалидов, так и нормотипичных людей на рынке труда. В результате выигрывают все члены общества, а также бизнес — и социум в целом.

Сегодня в России работают десятки креативных пространств. Конечно, большинство из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но немало арт-кластеров есть и в регионах. Среди них — креативные пространства, тесно связанные с социальным предпринимательством.

«Гнездо», Братск (Иркутская область)

Арт-кластеры: почему о них так много говорят

Центр социальной адаптации «Гнездо» 1 декабря 2022 года открыла предпринимательница Ольга Амосова. В основе семейного пространства — деревянный дом, одно из старейших зданий Братска, расположенный на первой улице города. Это сочетание краеведческих и исторических мотивов задает своеобразие кластера.

«Гнездо» организовано по гибридной модели. В его составе разные проекты:

  • инклюзивный ресторанчик с первой в городе ремесленной пекарней;
  • инклюзивная теплица (оранжерея), в которой выращивают овощи для кафе;
  • благоустроенный сквер;
  • благотворительный магазин, где вещи обретают вторую жизнь;
  • творческие мастерские для личных и корпоративных мероприятий;
  • арт-гараж, в котором репетирует хор, показывают кино, читают книги;
  • камерная сцена для танцевально-двигательной и театральной терапии.

В 2024 году арт-кластер победил в конкурсе «Мой добрый бизнес», который поддерживает Фонд «Наше будущее». Сейчас Ольга Амосова развивает новое направление — «Эко-Гнездо». Это проект для развития экологической ответственности и популяризации разумного потребления.

Креативный кластер активно трудоустраивает людей с ОВЗ: 16 человек работают помощниками: пекарей и поваров, официантов, работников гончарной мастерской и благотворительного магазина, а также пекарями.

«На Заводе», Сысерть (Свердловская область)

Арт-кластеры: почему о них так много говорят

Креативное пространство сложилось на месте металлургического завода, основанного в 1732 году. В девяностые и нулевые он пережил разруху и запустение. Возрождение места началось в 2018 году: первых посетителей привлекли краеведческие экскурсии. А в 2019-м усилиями группы энтузиастов под началом Ильи Орлова-Бунина был создан арт-кластер.

Сейчас «На Заводе» работают различные проекты:

  • фестиваль «Лето на Заводе» (проходит с 2022 года);
  • большой заводской карнавал как часть церемонии закрытия фестиваля;
  • «Арт-резиденция» — пространство современных художников;
  • лаборатория художественного фарфора «Антихрупкость»;
  • специализированная лаборатория «Перфоманс-резиденция»;
  • созидательный лагерь для взрослых Ural Creative Camp;
  • волонтерский лагерь с проживанием непосредственно на бывшем заводе;
  • уникальный спектакль-променад «Горячее сердце».

Из-за сурового климата Среднего Урала «На Заводе» работает только летом. Но даже всего за три месяца арт-кластер успевают посетить порядка 200 тысяч человек. Поэтому резиденты могут заработать, запустив собственный проект: открыть лавку, мастерскую, заведение общепита, проведя выставку.

Арт-кластеры как драйвер

Креативные кластеры запускают масштабный и многоэтапный социальный эффект. Они возникают на базе закрытых и опустевших заводов, фабрик, домов культуры, спортивных центров, которые приходят в упадок. Среди таких объектов немало старинных зданий, имеющих культурно-историческую, а подчас и архитектурно-художественную ценность. В конце концов, они просто красивые. Арт-кластеры сохраняют объекты исторического и культурного наследия, резиденты ремонтируют и обновляют их, вдыхая новую жизнь и привлекая посетителей.

Городское пространство вокруг кластера также развивается, потому что возникает спрос на инфраструктуру. В результате кластер создает ситуацию win-win, в которой выигрывают все, от жителей ближайших домов, до региона, из которого замедляется отток активной трудоспособной молодежи.

33
Начать дискуссию