Впервые в истории России: вакансий больше, чем безработных. Нанимать некого. Что делать бизнесу?

Впервые в истории России: вакансий больше, чем безработных. Нанимать некого. Что делать бизнесу?

Российский рынок труда столкнулся с беспрецедентной ситуацией: количество открытых вакансий (1,8 млн) впервые превысило число безработных (1,7 млн). Эксперты говорят не просто о дефиците, а о структурном кризисе рынка труда. Как нанимать в таких условиях?

Особенно остро проблема проявляется с линейным персоналом. Компании сообщают о нехватке 30-50% персонала на складах, при этом за год спрос на сортировщиков, комплектовщиков и кладовщиков вырос на 200-300%.


Более 90% работодателей сталкиваются с дефицитом сотрудников, особенно на позициях рядового и линейного персонала.

Для бизнеса это означает одно: найти сотрудников стало критически сложно. Причем даже высокие зарплаты не гарантируют быстрого закрытия вакансий.

Три стратегии решения проблемы

1. Улучшение условий труда и создание конкурентного предложения

Сегодня кандидаты выбирают между несколькими предложениями одновременно. Помимо зарплаты играют роль:

  • График работы: гибкие смены, возможность выбора 2/2 или 5/2, укороченные смены в пятницу
  • Транспорт: корпоративный автобус от метро или компенсация такси для ночных смен (особенно критично для складов и производств в промзонах)
  • Питание: бесплатные обеды или субсидированная столовая могут стать решающим фактором
  • Комфорт на рабочем месте: кондиционеры в летний период, обогреватели для холодных складов, оборудованные раздевалки и зоны отдыха
  • Быстрые выплаты: возможность получить аванс или еженедельную оплату вместо ежемесячной
  • Прозрачность и официальность: белая зарплата, понятные условия труда — люди больше не готовы работать «в серую»

2. Аутсорсинг линейного персонала — найм за неделю и +20% к производительности

На рынке труда есть парадокс — аутсорсинговые компании находят людей быстрее и дешевле, чем это удается бизнесам.

Почему аутсорсеру проще найти людей?

Математика выгоднее для всех

Аутсорсер работает с самозанятыми и по договорам ГПХ. Это значит никаких налогов в 40%+, как со штатными сотрудниками. Чтобы грузчик получил на руки 70 тысяч рублей, компания платит около 130 тысяч с учетом НДФЛ, страховых взносов и других расходов. Подробная математика тут.

70 тысяч в месяц — это 420 рублей в час, которые работник получает на руки. 130 тысяч в месяц — это около 760 рублей в час, которые работодатель реально платит за работника.

А аутсорсер может выполнить этот заказ за 650 рублей для заказчика (экономия 15-20%), а рабочему заплатить 500 рублей в час (плюс 20% к ЗП). В итоге и работник в выигрыше, и заказчик.

Готовая база проверенных людей

У профессионального аутсорсера — база из 30-50 тысяч кандидатов, которые уже работали на объектах и показали себя. Когда вам срочно нужны три комплектовщика, аутсорсер делает несколько звонков людям, которые уже работали в похожих условиях. Это занимает 2-3 дня. Ваш HR-отдел начинает поиск с размещения вакансии и ожидания откликов. На это требуется 2-3 недели, которых часто нет.

Масштабируемый HR-отдел

Вашему кадровику нужно закрыть 5 вакансий бухгалтеров, 2 логиста и срочно найти 10 грузчиков к понедельнику? Он физически не справится. У аутсорсера — целый отдел рекрутеров, который занимается только массовым наймом. Они выводят в 4 раза больше людей, чем штатный кадровик, потому что:

  • Звонят сотням кандидатов ежедневно
  • Знают все нюансы работы с линейным персоналом
  • Имеют отработанные скрипты и воронку найма
  • Могут проводить собеседования потоком

Больше моих материалов про аутсорсинг персонала:

3. Автоматизация и оптимизация процессов

Если людей не хватает, можно сократить потребность в них:

На складах:

  • Системы адресного хранения сокращают время на поиск товара, один комплектовщик выполняет работу полутора
  • Электропогрузчики вместо ручной работы, один оператор заменяет трех грузчиков

На производстве:

  • Полуавтоматические линии упаковки снижают потребность в упаковщиках на 30-40%
  • Конвейерные системы для перемещения материалов между участками экономят время операторов

В логистике:

  • Системы маршрутизации оптимизируют загрузку транспорта, один водитель делает больше доставок
  • Автоматизированные терминалы разгрузки ускоряют процесс на 20-30%

Но это требует инвестиций (от 500 тысяч до нескольких миллионов рублей) и времени на внедрение, которого часто нет.

Понравился материал? Поставьте реакцию — это поможет статье продвинуться на VC

Больше про быстрый найм и аутсорсинг линейного персонала — в моем телеграм-канале.

3
5 комментариев