Аутстаффинг: опыт студии Mish

Меня зовут Миша и уже почти три года я руковожу дизайн-студией Mish. Создавая свою студию, я грезила мечтами о больших и крутых проектах для моих ребят. Сама мысль о том, что кого-то из них мне придется «сдавать в аренду» компаниям заказчиков, казалась мне неприемлемой. Но один случай из практики изменил мое отношение к аутстаффингу в корне.

Клиент, у которого помимо нас как агентства, был свой IT-департамент, предложил предоставить ресурсы на три месяца в его распоряжение. Как результат клиент получил отличный продукт, дизайнеры — отличный опыт, а мы улучшили наши отношения с клиентом и начали активно работать с форматом аутстаффинга. Вот только мы часто сталкиваемся с непониманием данного формата у дизайнеров, поэтому решили подробно рассказать как же это работает.

Аутстаффинг: опыт студии Mish

Что такое аутстаффинг

Начнём с терминологии. Аутстафинг – это аренда персонала, при которой все юридические и финансовые вопросы решаются компанией, предоставляющей ресурсы. На практике дизайнер устраивается в одну компанию, но работы выполняет для другой. В большинстве случаев дизайнер работает в офисе заказчика, выполняет задачи, которые перед ним ставит заказчик и плотно общается с сотрудниками компании-заказчика. Компания-аутстаффер, в которую дизайнер официально нанят, занимается его зарплатой, отпуском и другими административными вопросами.

Зачем это нужно

Чем хорош такой формат сотрудничества для компании-заказчика? Этот подход можно обосновать сложной финансовой моделью, доказывающей экономичность данного подхода. Но все это скучно, абстрактно и не очень нужно дизайнерам. Но кроме финансовых есть и более понятные причины.

Предположим, на рынке есть заказчик — крупный банк со своей штатной командой. Внезапно руководство решает провести масштабное исследование и, по его результатам, проработать несколько пользовательских сценариев. Затем протестировать их. Снимать людей с основного процесса возможности нет. Нанимать целую новую команду на проект, который, возможно, не выстрелит, — долго, дорого и не оправданно. Если все-таки будет стоп работ, не понятно, что с ними делать. В этот момент на помощь и приходит внешняя компания с дизайнерами. Похожая ситуация, когда штат нужно быстро закрыть и взять ресурсы аутстафферов.

Мы сотрудничаем с такими крупными игроками, как: Альфабанк, НЛМК, Газпромбанк, Спортмастер и другие. Опыт показывает, что каждая большая корпорация часто прибегает к услугам аустафферов. Новые запросы возникают ежедневно, а на рынке присутствует дефицит дизайнеров крепкого мидл уровня.

Как происходит найм: контакт с аутстаффером

Рассмотрим пошагово ситуацию, когда условная компания X, приходит к условному аутстафферу с запросом на 2-3 дизайнера на проект. Разные аутстафферы анонсируют вакансии по-разному: кто-то просто не останавливает набор, другие предельно четко прописывают сроки и проект. На практике аутстаффер собирается с мыслями и сначала проверяет свободные штатные ресурсы, потом идёт к дружественным компания, и только в случае отсутствия подходящих дизайнеров, начинает подбор персонала с рынка труда.

Дальше речь пойдет именно о дизайнерах с рынка труда, потому что в штате все сотрудники обычно готовы к такому повороту событий. Мы в Mish практикуем уход наших кадров на сторону клиента на время, поработать на продукте и немного отдохнуть, так как темпы работы в студии в несколько раз выше.

Итак, Вы, потенциальный соискатель, увидели анонс компании-аутстаффера, отправили своё резюме на почту и ждёте ответного письма.

Аутстаффинг: опыт студии Mish

ЛАЙФХАКИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗЮМЕ

- заголовок письма содержит ваш уровень, либо указана должность, которая была в вакансии и ваши ФИО – думаю, тут все понятно, легче искать;

- обозначение города и возможности релокации не первостепенно, но важно;

- оформленное портфолио в фигме или собранное в едином месте; времени у всех мало, поэтому кандидаты с огромным списком ссылок на GoogleDisk обычно отметаются;

- ссылка на резюме; компания-аутстаффер готовит CV специально под каждого конкретного клиента, но наличие вашего будет полезным фактором;

- хотелки и зарплатные ожидания лучше выносить в конец;

- профессиональные предпочтения важно указывать, чтобы вы не оказались на абсолютно не интересном вам проекте.

Если ваше резюме подошло, вам назначают первое собеседование с компанией-аутстаффером. К нему не нужно специально готовиться. Главная цель – проверить дизайнера на адекватность и соответствие заявленным качествам в резюме.

Предположим, вы успешно прошли внутреннее собеседование, и вас отправляют на второе — уже с компанией-заказчиком.

Контакт с компанией-заказчиком

Если компания-аутстаффер уже заинтересовалась Вашей персоной, используйте это преимущество. Вас могут правильно подготовить к встрече с заказчиком и передать вам всю инсайдерскую информацию. Заранее интересуйтесь, что будет на собеседованиях, сильная ли конкуренция, на каких моментах обычно кандидаты буксуют. Аутстаффер со своей стороны даст рекомендации, что лучше почитать, посмотреть, чего лучше не говорить, что спрашивали на прошлых собеседованиях.

ЧЕКЛИСТ ПЕРЕД СОБЕСЕДОВАНИЕМ: ТОП-6 МОМЕНТОВ


1. Дизайнер должен знать свои сильные и слабые стороны и уметь их емко формулировать.

2. Несмотря на NDA, свои работы придется продемонстрировать.

3. Обычно у аутстаффера есть несколько вакансий совершенно по разным отраслям бизнеса. Если вы работали с сложными админками, знаете все про оптовые продажи и хотите продолжать работать в этой сфере — самое время это сообщить.

4. Вы должны задать все интересующие по трудоустройству вопросы: белая зарплата, репутация компании. Детали о самом проекте: сроки, функционал и сценарии развития событий. Если вас торопят с принятием решения и ничего толком не сообщают, знайте, ничем хорошим это не закончится.

5. Вы должны внимательно посмотреть то резюме, которое подготовила компания-аутстаффер. Там может оказаться неожиданная для вас информация.

6. На созвон лучше выходить с видео – это сильно повышает лояльность. И желательно с компьютера, чтобы при необходимости показать какие-то свои проекты.

Аутстаффинг: опыт студии Mish

Тест

Остался третий этап – тестовое задание. Это опциональный пункт, объём его не всегда предсказуем. Мы в Mish стараемся оплачивать тестовые задания. Иногда они бывают действительно большими, и, если кандидат прошёл предыдущие этапы, то правильно его поощрять, таким образом поднимая уровень его мотивации.

Некоторые компании сильно помогают кандидатам с подсказками. Мы – никогда. Обычно наш уровень подсказки выглядит «тут нужно подумать ещё» или «тут расписать подробнее». Почему? Предположим, мы сделаем тестовое за кандидата, он выйдет на работу и через пару месяцев обман раскроется. У нас в штате окажется слабый дизайнер, которого мы никуда не сможем пристроить. Мы испортим отношения и с ним, и с клиентом. Наша репутация на рынке тоже пострадает. Никто не выигрывает. Поэтому с заданием придется справляться самостоятельно.

Рабочий процесс

Итак, вы прошли все этапы и получили job offer. Что дальше? Кто за что отвечает и к кому идти с своими вопросами и проблемами?

C одной стороны, компания Х должна обеспечить вас работой и управлять вашим таймингом, с другой стороны, - это задача аутстаффера тоже. На его стороне обычно выделен менеджер или hr (или и тот, и другой), которые отвечают за ваше моральное состояние, своевременно выплаченную зарплату, оформление больничных и отпусков, другие финансовые и кадровые вопросы. Компания-аутстаффер — адвокат дизайнера на стороне заказчика: она беспокоится за вашу зарплату и премии, заступается за вас в конфликтных ситуациях.

За такие технические аспекты как оборудование, рабочее место и онбординг тоже отвечает компания-аутстаффер. Она должна подготовиться к моменту вашего оформления: обеспечить все доступы и оборудование.

Процесс интеграции нового сотрудника в компанию зависит от задач и корпоративной культуры каждого отдельного клиента. У нас есть компании-заказчики, где нашим дизайнерам предоставлена свобода. Они рисуют сложные системы без участия арт-директоров: cами проектируют, сами проводят исследования, периодически привлекают ресурсы студии для каких-то иллюстраций, или, например, текстовок. Есть заказчики, у которых дизайнеры становятся частью команды, приживаются и работают там по 1,5—2 года. Мы периодически узнаем, как у них дела, и чем мы можем помочь, но они уже стали полноценной частью коллектива компании для которой делают дизайн.

Они так же ходят на корпоративы и тренинги. Их рабочий процесс отличается только одним – он может закончиться.

Аутстаффинг: опыт студии Mish

Что происходит, когда проект заканчивается?

Здесь всегда есть несколько вариантов сценариев.

  • Если на проекте все шло хорошо, и есть новый беклог, компания X может продлить проект на долгие годы.
  • Если дизайнер приглянулся, компания может предложить ему уйти в штат. В этой ситуации аутстаффер обычно получает небольшую компенсацию, и остается без сильного ресурса, но в отличных отношениях с заказчиком.
  • Третий вариант – аутстаффер может забрать сотрудника к себе в студию, на свои внутренние проекты. У нас сейчас есть ребята, которые после годовой «ссылки» вернулись в «семью» и занимаются исследованиями на аутсорсных проектах.
  • Аутстаффер предлагает перейти на проект в другую компанию. В этом случае Вы возвращаетесь к изначальным пунктам с внешним собеседованием и тестовым заданием.

В интернете вы найдете много историй про обман при работе на аутстаффинговую компанию. В большинстве случаев это люди низкооплачиваемых профессий, сотрудничающие через кадровые агентства. Компании пропадали, не выплатив зарплаты, трудовой договор отсутствовал – все по классике.

В IT-индустрии все живет по другим законам. Если кто-то не платит зарплату, то об этом узнает весь рынок. Имиджевые риски здесь гораздо выше зарплаты сотрудника, поэтому все игроки рынка это прекрасно понимают. Если вы устраиваетесь через крупную или известную компанию, вы на 99% защищены.

Плюсы работы через аутстаффера

  • Вам помогают устроиться, потому что кроме вас в этом заинтересован аутстаффер.
  • Чтобы попасть условно в Яндекс, нужно пройти около 5-6 собеседований; через аутстаффинг все ограничится двумя.
  • Есть возможность поработать в разных командах и набраться опыта, при этом смена команды и проекта не приводит к увольнению.

Впервые презентация про аутстаффинг в Mish была озвучена в рамках UX-марафона.
Посмотреть и послушать оригинальное выступление Миши Пименовой можно по ссылке.

77
4 комментария

Привет! А как решаете проблему недостатка кадров? Не всегда же получается выделить кого-то из штата и на рынке их нелегко найти (особенно когда срочно). Обучаете ли вы дизайнеров-новичков с перспективой отдать их в дальнейшем по модели аутстаффинга? Или это слишком долго и невыгодно?

Строим сейчас маркетинговый аутстаффинг, поэтому буду благодарен за ответ!

Ответить
Автор

Привет:) Сорри что затянули с ответом!
Мы обучаем внутри и очень активно, на аутсорсных проектах. Поэтому мне и кажется, что кадровое агенство не может быть так эффективна как смесь аутстаффа и аутсорса.

Ответить

главная проблема с обучением новичка - в том, что ему придётся потом платить как полученному с рынка готовому кадру

Ответить

Принял, спасибо!

Ответить