Учение без мучения

Я всегда изучал что-то новое скажем так "естественным" способом, как и большинство из вас, наверное этот метод можно назвать методом "почемучка", который в детстве обычно заканчивается словом "отстань" или "не знааааю". И в рамках моих интересов, которые плавно переросли в работу всё прекрасно работало, но в один прекрасный день я решил сменить род деятельности с реального на виртуальный и хотя механика, если хотите философия, нового направления были схожи с основными интересами и познаниями, то вот как подступиться к изучению нового материала я абсолютно не понимал.

Заняться я решил программированием и начать с html, где-то близко я уже был - это сборка пк, настрока винды, построение и администрирование сети, но вот даже html вызывал восторг уровня магии. Выяснив примерное время обучения (от 2-х часов до 2-х недель) скачал видеокурсы и открыв блокнот для конспектирования начал просмотр. Это получилось само собой - я выбрал школьную методику обучения и если через 2 недели у меня только начала закрадываться мысль, что я тупой, то через 4 недели, когда я абсолютно не понимал что такое html эта мысль уже хорошенько так укоренилась в моей голове. Продолжая биться об стену я получил вполне ожидаемый результат - пофигизм, на самом деле очень интересное состояние из серии "ха! А терять-то уже нечего!" ты как-будто отстраняешься от самого себя и смотришь на себя со стороны. Как сейчас помню диалог с самим собой:
- зачем тебе открытый блокнот?
- записывать главные мысли из ролика
- зачем?
- чтобы потом просмотреть и повторить!
- это же видео?
- да
- ты же можешь его просмотреть хоть миллиард раз?
- нуу, да...
Вспомнились слова химички: "вы же понимаете, что если он сейчас отстанет, то уже не сможет нагнать?", НЛП в действии, стало немного не по себе. Новый план был такой: видосов там на 6 с небольшим часов, закрываем блокнот, устраиваемся поудобнее и смотрим отличный познавательный сериал, а потом ещё раз, ещё раз, ещё..., а дальше видно будет.

На самом деле план был так себе и сам не понимал, что мне это даст - если я вдумчиво изучить не смог, то просто просмотреть..., в общем вариантов особо не было и после первого просмотра всего курса поймал себя на полном отсутствии мыслей, ну кроме ехидной "а ты чё хотел?". Всё же решил не отступать от плана и запустил по новой. На третьем просмотре начали появляться мысли, при попытке поставить в четвёртый раз понял, что в этом нет смысла и похоже я узнал базовые принципы и главное - как формулировать запрос в поисковик. Через месяц я сверстал свой первый лендинг, сразу резиновый и не 1,5МБ как у донора, а всего килобайт 40 получился и представлялся я с того времени не иначе как "программист, здрасьте, программист!".

Увлёкшись изучением уже php в итоге получилось сделать довольно интересный проект, но когда дело дошло до тестирования оказалось, что программе не хватает логики, которая пока есть только у мозга и в большей степени человека. Погрузившись в изучение его работы вспомнился этот случай и своими наблюдениями хочу поделиться с вами, нет, я не альтруист, просто если это не скинуть "на бумагу" эти мысли просверлят мне дырку в голове это точно. Никакой тайны на самом деле я не открою, всё что будет изложено ниже вам и так известно.

Рассмотрим несколько фактов:
1. наш мозг обрабатывает поступившую ему информацию, он не спрашивает разрешения и вы никак не можете на это повлиять, если информация дошла - она будет обработана, в т.ч. и во сне (скажем так - с кем поведёшься, от того и наберёшься)
2. наш мозг пытается восстановить неполную информацию и вы также не можете на это повлиять. Это очень трудоёмкий процесс, к тому же при обучении практически бесполезный (помните - "у страха глаза велики"? вот это оно)
3. наш мозг имеет оперативную память (озу), которая как и у пк гораздо меньше постоянной (пзу) (со слов Аси Казанцевой она может хранить всего 7 единиц информации одновременно)
4. выражаясь компьютерной терминологией - между озу и пзу есть своего рода фильтр, который не даёт писать в пзу информацию, которая не важна.

Таким образом основная задача получить такую схему: записать в пзу метаданные, выделить базовую концепцию для озу. Для того, чтобы записать данные в пзу (не рассматриваем вариант эмоций, запахов и т.д.) нашему мозгу нужно показать, что они имеют вес, сделать это можно многократным повторением информации (повторение - мать учения). Как только данных будет достаточно мозг сам начнёт обрабатывать информацию и выделит базовую концепцию для озу. Другими словами нужно выкинуть все мысли из головы, убрать все раздражители и просто смотреть/слушать/читать информацию снова, снова, снова и снова. Главное, чтобы цикл получения информации был логически завершённым. Когда без вашего согласия, ведома и т.д. начнут лезть мысли как чёртик из табакерки и вы уже не будете видеть смысла в повторении материала по причине того, что ничего нового там для вас нет, можно сделать паузу и в принципе сказать, что базовую информацию вы получили. Будет она расширяться и углубляться или забываться зависит только от частоты обращения к этой информации.

Так всё-таки откуда берётся это ощущение "я тупой" и почему это нормально? На самом деле это не нормально, это нам так говорят - "так и должно быть, каша в голове уляжется, ты продолжай изучать". Да, надо продолжать, но не изучать, а получать информацию! Это очень важное отличие, если вы чувствуете что не понимаете и вопросов больше чем ответов - перестаньте думать, т.к. данных не достаточно и обрабатывать просто нечего, вместо этого ваш мозг занимается рисованием и додумыванием. И если в природе это может спасти вам жизнь, то при изучении информации - это очень сильно вас затормозит, не говоря уже о риске психологического срыва.

Если говорить о учениках, то я бы рекомендовал наперёд читать учебники по кругу, как книжки, их не надо понимать или запоминать - просто читать как художественную литературу, рассматривать картинки, смотреть на кракозябры и всё, ещё раз - не надо думать, запоминать и уж тем более спрашивать "что ты там прочитал, ну-ка расскажи". Ну и второе - это показать выгоду, дети ведь не дебилы, изучать по доброй воле куликовскую битву они не будут, а учителя наотрез отказываются объяснять зачем это надо ученикам (хотя может только мне такие попадались).

Ну и пара историй на последок:
1. коммент хабраюзера, не дословный, но думаю суть передаст: "я подошёл к обучению сына как к обучению нейросетки, результатом доволен"
2. в школе перед экзаменом по физике у меня была такая ситуация - я понял тему, а мой друг нет. Ну как понял, для себя и ответить - понял, а объяснить и научить я не мог. И так получилось, что всё, что я мог сделать - это дать ему прочитать главу и спросить у него понял он или нет, раз на 20-й он закричал что понял и отлично сдал экзамен.

Ещё раз подводя итог, я бы назвал этот метод - ленивое обучение, сидишь в тишине, ни о чём не думаешь, читаешь/слушаешь/смотришь по кругу - всё, остальное мозг сам сделает! Только что-то не понятно - сразу прекращаем думать и получаем информацию. Никаких истерик, никакой паники, никакого труда - получаем удовольствие! И главное помните - если вы заставляете себя что-то изучить, значит вы явно что-то делаете не так!

После получения первичной информации, если вам нужно развитие, я использую для этих целей реальные задачи, но также очень эффективным является игровой метод. В обоих случаях речь идёт о выгоде, если человек видит выгоду, он будет внимательнее и усидчивее, что естественно ускорит обучение. Вообще почаще думайте о выгоде своей и окружающих - это чесно, нет - это не цинично, а именно честно.

99
19 комментариев

"со слов Аси Казанцевой она может хранить всего 7 единиц информации одновременно" - до нее лет 80-100 назад это установили ученые.
И на самом деле это 5±2 единиц информации, а не всегда  и точно 7. 

6
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Толково. хорошо, что есть подобные статьи. Спасибо

1
Ответить

я так много чего изучал: психология, создание сайтов и кучу вещей по мелочи

Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

Ответить

хорошая тактика. только вопрос как всегда упирается во время. вот те же ученики в школе — откуда им брать время на углубление в непонятное, если завтра на них свалится новая порция этого непонятного

Ответить