Мы наняли 120+ разработчиков без HR-бренда. Вот наши ошибки и опыт

Мы ежемесячно нанимаем десятки разработчиков разного профиля и знаем, что это сложно и дорого. Мы решили собрать наш опыт в одну статью и рассказать, что вообще успели узнать о найме в ИТ. Наши инсайты будут полезнее всего тем, кто не обладает сильным HR-брендом или впервые нанимает разработчиков.

Мы наняли 120+ разработчиков без HR-бренда. Вот наши ошибки и опыт

Дисклеймер: мы говорим о своём опыте и только о найме middle и senior разработчиков.

Мы компания Skipp, соединяем заказчиков с командами разработчиков. В Skipp обращаются с идеями ИТ-сервисов, а мы помогаем проверить гипотезу и подбираем исполнителей. Для статьи мы пообщались с 10 кадровыми агентствами, а ещё с эйчарами крупнейших ИТ-компаний. Но основа статьи — наш опыт, инсайты и боли. Возможно, у кого-то найм работает по-другому. А ещё мы говорим только о специалистах уровня middle и senior — в найме джунов свои правила игры.

1. Если не ищете сотни людей, HeadHunter — дорого

Иногда мы размещаем вакансии на HeadHunter и обычно получаем 1–10 откликов, на позиции с популярным стеком — максимум 20. Но эти отклики неоднородные по качеству, их чаще всего не хватает, и людей приходится искать самостоятельно. В итоге HeadHunter выходит слишком дорогим.

Чтобы открыть доступ к контактам на площадке, надо купить тариф. Количество контактов, которые можно открыть, зависит от срока тарифа, сферы бизнеса и географии. Например, если в марте 2021 года вы покупаете доступ к резюме в сфере ИТ на Москву и область на 12 месяцев, то платите 239 850 ₽ и можете открыть 5000 контактов. Если купите такой же доступ, но на всю Россию без Москвы и области, заплатите 169 710 ₽ и сможете открыть 2900 контактов.

Можете посмотреть тарифы на <a href="https://hh.ru/price/dbaccess?from=employer_index_content" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайте hh.ru</a>
Можете посмотреть тарифы на сайте hh.ru

Наша практика и опыт эйчаров, с которыми мы общались, подсказывает, что нескольких тысяч контактов из тарифа не хватит, чтобы заниматься массовым наймом. Их придётся докупать, а, значит, платить ещё больше. Цены на площадке периодически растут, и поиск людей на HeadHunter становится только дороже.

Мы так и не решились купить годовой тариф. Возможно, для крупной компании, которая хочет нанять несколько сотен разработчиков в год, траты на HeadHunter будут рациональными. Пока нам нужно не так много людей, поэтому это довольно дорого.

2. Кадровые агентства ещё дороже, их главная ценность — база резюме, но хорошая база есть не у всех

После того как мы размещаем вакансию на HeadHunter, на почту обычно пишут несколько кадровых агентств и предлагают свои услуги:

Письма агентств
Письма агентств

Для статьи мы поговорили с 10 агентствами. По такой небольшой выборке сложно сделать однозначные выводы, но все агентства предлагали одну и ту же схему работы и похожие условия. Скорее всего, это норма рынка.

Условия такие: если кандидат, которого нам подберут, пройдёт испытательный срок, рекрутерам нужно заплатить часть годового дохода сотрудника — 12–22% в зависимости от агентства.

Мы расспрашивали, как устроен поиск, и чем конкретно будут заниматься рекрутеры. Судя по всему, главная ценность агентств — собственная база контактов. Её собирают вручную и поддерживают в актуальном виде, по ней и будут искать кандидатов в первую очередь.

Мы не планируем работать с агентствами по двум причинам. Во-первых, не у всякого агентства есть большая и актуальная база по ИТ-специалистам. И вы никак не сможете проверить это заранее — только если кто-то порекомендует вам это агентство.

Во-вторых, агентство может выйти даже дороже, чем HeadHunter. Например, в компании готовы платить разработчику 160 000 ₽ в месяц, в год он заработает 1 920 000 ₽. Если рекрутер удачно подберёт кандидата, то найм обойдётся в 12–22% этой суммы — от 230 400 ₽ до 422 400 ₽.

К тому же в большинстве агентств сказали, что работать с нашим запросом — массовый поиск разработчиков на парт-тайм — будет тяжело, поэтому не факт, что они возьмутся.

3. Большинство рекрутеров слабо разбираются в ИТ, поэтому через них нельзя получить поток крутых разработчиков

Ещё одна проблема рекрутеров в том, что у опытных разработчиков нет мотивации с ними общаться.

Во-первых, рекрутеры пишут слишком часто: знаем случаи, когда специалисты middle уровня с опытом продуктовой разработки на востребованном стеке получали по 5 писем в день.

Во-вторых, рекрутеры обычно не могут объяснить ИТ-специалисту, какие задачи будут в компании. Они могут только описать этапы найма и пригласить на собеседование.

Разработчика раздражает общаться с людьми, которые ничего не понимают в его работе, и к тому же пишут одно и то же несколько раз в день. В итоге он просто не отвечает или отказывается от предложений.

Поэтому, на наш взгляд, не получится постоянно получать крутых разработчиков через агентства — возможно, будут разовые кейсы, но системной работы не построить. 90% рекрутеров не смогут описать разработчикам суть задачи на будущей работе, так что с ними просто не будут общаться.

Найти рекрутера, который достаточно разбирается в ИТ, чтобы построить диалог с крутым специалистом, примерно так же сложно, как и нанять разработчика.

4. Половина времени найма — поиск кандидатов, его пытаются ускорить парсерами и «Тиндерами для вакансий»

Эйчары в трёх крупных ИТ-компаниях назвали похожие сроки найма: в среднем 3–3,5 месяца с момента открытия вакансии до выхода специалиста на работу. Иногда разработчиков получается находить быстрее — минимум примерно за 21 день, — но это редкость. Половина времени уходит на поиск кандидатов: рекрутеры ищут людей, которые подходят под требования, и пишут им.

Чтобы ускорить поиск, в некоторых компаниях помимо HeadHunter используют сервисы, которые парсят сайты с данными о разработчиках. Например:

Amazing Hiring. Сервис собирает информацию о разработчике с Github, LinkedIn, Stackoverflow, Dribbble, социальных сетей и помещает её в единый профиль. На сайте сервиса заявлено, что в базе больше 600 миллионов профилей, но, очевидно, не у всех будет исчерпывающая информация об опыте или, например, номер телефона. Чтобы получить доступ к базе, нужно оплатить тариф — он стоит 270 000 ₽ в год на одного.

«Подбор». Похожий сервис, который парсит открытые источники. На сайте указано, что в базе больше 750 000 резюме. Это гораздо меньше, чем в Amazing Hiring, но зато «Подбор» — российский проект, который ориентирован на русскоязычный рынок. Годовой тариф стоит 120 000 ₽, но, как и на HeadHunter, у сервиса есть ограничение по количеству контактов — открыть можно только 10 000.

Лендинг «Подбора»: и там, и в Amazing Hiring используют нейросети, чтобы проанализировать данные и собрать их в единый подробный профиль
Лендинг «Подбора»: и там, и в Amazing Hiring используют нейросети, чтобы проанализировать данные и собрать их в единый подробный профиль

Ещё крупные компании занимаются поиском кандидатов через «Тиндеры для вакансий в ИТ» — это группа стартапов, которые подбирают разработчикам вакансии под опыт и помогают с трудоустройством. Они играют роль промежуточного звена между работодателями и кандидатами, сводят вместе тех, кто, по идее, подходит друг другу.

Например, этим занимаются Headz, G-mate, Djinni и 6nomads. У них немного отличаются ценностные предложения для разработчиков, но принцип примерно один и тот же. Сначала соискатель рассказывает сервису о себе — ему предложат сделать тестовое или как-то по-другому оценят навыки. Затем соискателю вышлют список подходящих вакансий. Если что-то понравится, сервис сведёт с работодателем.

Отзыв разработчика о мэтчинговых сервисах для поиска работы на vc.ru
Отзыв разработчика о мэтчинговых сервисах для поиска работы на vc.ru

Скорее всего, эти сервисы будут стоить работодателю примерно так же, как и рекрутинговые агентства.

Наконец, проблему поиска часто решают через реферальные программы — один из эйчаров, с которым мы общались, говорил, что в их компании так закрывают до 25% вакансий. Рефералка устроена так: если сотрудник порекомендует разработчика, и он пройдёт испытательный срок, сотрудник получает денежный бонус. Все выигрывают: компания быстро находит разработчиков, а сотрудники приводят на работу знакомых и получают деньги. На рынке уже есть сервисы, которые позволяют автоматизировать реферальную программу, например, Teamable.

5. На работу выходит примерно 1 на 100 кандидатов, стоимость найма — от 1000 $

На поиске проблемы не заканчиваются: время и деньги уходят и на то, чтобы проинтервьюировать кандидата, проверить компетенции и убедиться, что человек подходит.

В России мало кто считает стоимость найма разработчиков. Но в трёх компаниях, с которыми мы пообщались, эти данные есть. Этапы воронки найма у них отличаются, но статистика по конкуренции примерно одна и та же: на работу устраивается 1 из 100–120 разработчиков, которые откликнулись, а средняя стоимость найма — 1000–1500 $. Эта сумма складывается из:

  • рабочих часов эйчара или нанятого рекрутингового агентства,
  • рабочих часов сотрудников, которые участвуют в интервью — часто это руководители вплоть до CTO,
  • расходов на сервисы для поиска кандидатов.

Кстати, на западе стоимость найма разработчика может быть в десятки раз выше — скорее всего, со временем у нас тоже будет только дороже. Вот пример, в котором подсчитывают расходы на найм в США и получают 22 562 $, если искали сами и 31 970 $, если наняли агентство. Знаем предпринимателей в США, у которых стоимость найма ещё выше.

Некоторые рекрутинговые агентства и ИТ-компании пытаются сокращать воронку — снижать количество этапов, упрощать собеседования, сразу давать кандидатам практические задания. Это снижает стоимость найма, но, очевидно, может увеличивать риски неудачных мэтчей.

Пример крутого упрощения воронки для найма разработчиков — тестовый день в Додо. Чтобы быстрее закрывать вакансии, в компании решили сразу приглашать кандидатов поработать вместе с будущими коллегами на один день. Почитайте о тестовом дне в статье Додо на Хабре.

6. Опытные разработчики ищут компании, где смогут учиться новому

Возможно, это банально, но мы хорошо прочувствовали на практике: опытным разработчикам развивающие задачи важны гораздо больше, чем, например, сильный HR-бренд.

Недавно мы запустили лендинг для разработчиков, с него пришли заявки, и мы стали собеседовать людей. В одном резюме было написано «опыт разработки на php — 19 лет, в node js — 1 год». Мы как раз искали php-разработчика на клиентский проект и обрадовались, что нашли подходящего.

На созвоне по привычке спросили: «А в какую сторону вы планируете развиваться?» Разработчик ответил, что на php ему работать больше неинтересно и такие заказы он не возьмёт, но будет рад, если получится набраться опыта в node. В Skipp можно брать разные задачи, поэтому мы нашли, как ему ответить.

Но представьте, что вы наткнулись на резюме такого разработчика и готовы давать ему только задачи на php. Скорее всего, он откажется от вакансии, потому что уже 19 лет работает на php: конечно, ему хочется чего-то нового. Чтобы привлечь опытных разработчиков, важно предусмотреть им пространство для роста: развивающие задачи, новый стек.

7. Чтобы массово нанимать разработчиков, нужно держать вакансию открытой 24/7

В трёх крупных компаниях, с которыми мы обсудили найм, некоторые вакансии не закрываются никогда — это называют «стрим». Например, есть стрим «Разработчик на Java»: HR-отдел постоянно ищет подходящих людей, даже если сейчас для новых сотрудников нет ставок. Если найдётся кто-то с опытом и компетенциями — его запомнят или сразу создадут под него позицию.

Благодаря такому подходу в компаниях обеспечивают постоянный приток кадров, даже несмотря на сложности с поиском разработчиков и проверкой навыков. Разработчиков ищут 24/7, чтобы, когда вакансия появилась, её закрыли максимально быстро.

7 инсайтов Skipp о найме разработчиков:

  • Искать разработчиков на HeadHunter дорого, с каждым годом всё дороже. Для доступа к контактам нужно оплачивать тариф на несколько сотен тысяч рублей, но там есть ограничения, и контакты придётся докупать.
  • Рекрутинговое агентство может обойтись ещё дороже, его главная ценность — собранная вручную база, но не у всех она хорошая. Если не уверены, что у агентства актуальная и большая база ИТ-специалистов, нет смысла с ним работать.
  • Рекрутеры не смогут постоянно подбирать вам крутых разработчиков. Они итак пишут разработчикам слишком часто и обычно плохо разбираются в ИТ, поэтому не могут объяснить суть работы. Опытным специалистам неинтересно отвечать на их предложения.
  • Найм разработчика занимает 3–3,5 месяца, половина времени уходит на поиск подходящих людей. Его упрощают парсеры вроде Amazing Hiring или «Подбора» — они подешевле HeadHunter. А ещё помогут «Тиндеры для ИТ-вакансий» вроде Headz и Djinni, но они стоят примерно как агентства.
  • В крупные ИТ-компании на работу выходит 1 из 100–120 откликнувшихся. Найм разработчика стоит 1000–1500 $. Во многих компаниях и рекрутинговых агентствах сейчас стараются сократить количество этапов в воронке, чтобы упростить найм и снизить стоимость.
  • Опытные разработчики ищут компании, в которых смогут развиваться. Если они уже много лет работают на одном стеке, то вряд ли будут согласны оставаться на нём всю оставшуюся жизнь. Они будут искать другие задачи.
  • Чтобы массово нанимать разработчиков, нужно всегда держать вакансию открытой. Поиск подходящих людей не заканчивается никогда: когда они понадобятся, у вас уже должен быть запас.
3434
29 комментариев

Большинство рекрутеров слабо разбираются в ИТ

Жиза

21
Ответить

в этом вся суть HR - работать со специалистами, но ни хера не понимать! Как "магистр карт ТАРО"

3
Ответить

Нормальные рекрутеры и не должны разбираться, а провести первичку и отправить на тех собес

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я nodejs разработчик. Пишите мне. Время рекрутерам сэкономил.

4
Ответить

4000+ работ ждут вас))

1
Ответить

Не знал, что в додо пицце делают тестовый день — прикольная практика

2
Ответить