Как не сеошнику эффективно контролировать показатели SEO
Статья для тех, кто хочет контролировать работу SEO-подрядчиков без погружения в технические детали.
Если вы начали работу с SEO-подрядчиком, но не видите результатов, не спешите делать выводы. Некоторые метрики начнут расти только через три, а то и шесть месяцев. Но оценить добросовестность работы SEO-специалиста все же можно на начальном этапе. Например, если знать, как он планирует работу и какие именно метрики отслеживает. Ниже подробнее рассказываем о них.
Прибыль: когда ждать роста
Рост заказов зависит от трафика, который приходит на сайт компании. Он может быть органическим (из поисковиков) или рекламным, если вы, например, запустили продвижение через баннеры.
Нужно понимать, что результат от SEO станет заметен не раньше чем через три месяца. Поэтому если вы начали SEO-продвижение только вчера, а посетителей на сайте стало больше уже на следующий день, то, скорее всего, рост произошел по другим причинам.
Чтобы оценить, что именно вызвало скачок в прибыли и лидах, проведите аналитическую работу:
1. Посмотрите, есть ли рост трафика из других каналов одновременно с поиском. Для этого зайдите в Яндекс.Метрику, отчет «Источники и сводка» и выберите необходимый период для контроля.
2. Уточните, проводятся ли сейчас маркетинговые активности: рекламная кампания, посевы в соцсетях и т.п.
3. Узнайте у менеджеров по продажам, из каких каналов в последнее время поступали заявки.
Сезонность: как отслеживать колебания спроса
Не все товары и услуги одинаково востребованы круглый год. Почти каждый бизнес зависит от сезона или событий, которые происходят в мире. Например, у организации, которая продает елки, скорее всего, самый прибыльный месяц — декабрь, а у яхт-клуба — июль.
SEO-специалист должен регулярно отслеживать сезонные показатели: собирать аналитические данные и предоставлять их заказчику. Это поможет своевременно корректировать стратегию продвижения и видеть объективные ограничения. Узкоспециализированный бизнес, например, компания по продаже елочных игрушек, неизбежно столкнется с просадками трафика в несезон, как бы качественно ни был настроен контент и реклама.
Однако, если у бизнеса товары или услуги с сезонностью в разные месяцы (летом продаете садовый инвентарь, а зимой — новогодний декор для загородных домов), колебания можно сгладить. Для этого примерно за полгода до сезона seo-специалист должен заняться оптимизацией соответствующих разделов сайта, создать тематический контент.
Отслеживать сезонность вы можете и самостоятельно. Чтобы это сделать, сравните результаты продаж за несколько лет и посмотрите динамику основных ключевых запросов с помощью специального сервиса Вордстат:
- Введите в поисковую строку ключевой запрос. Например, для организации, которая продает елки, таким запросом будет «Купить елку».
- Перейдите во вкладку «Динамика». На графике отразятся линии двух цветов. Сезонность покажет переменная «Число запросов», она выделена синим цветом. По пикам и провалам виден высокий и низкий спрос на ваши товары.
Взаимодействие с сайтом: на что смотреть
Поисковики учитывают то, насколько активно пользователи взаимодействуют с сайтом:
- Поведенческие факторы: время на сайте, глубина просмотров, показатель отказов.
- Целевые действия. К ним относятся заполнение форм заявок, подписки на рассылки, переходы по внутренним ссылкам, просмотры видео, комментарии, дописывание контента и так далее.
Если пользователи находятся на сайте достаточное время, просматривают не одну, а несколько страниц, переходят по ссылкам, интересуются контентом, поисковики считают, что этот ресурс сделан качественно, потому что учитывает интересы пользователей, и ранжируют его лучше. Поэтому за всеми этими показатели важно следить. Поведенческие факторы доступны как в Яндекс.Метрике, так и в Google Analytics по умолчанию — специально настраивать ничего не нужно. А вот целевые действия нужно настроить в счетчиках под каждый конкретный сайт.
Позиции и трафик: как оценить
Позиции и трафик — вещи связанные. Как правило, чем выше позиция в выдаче, тем больший объем органического трафика вы можете привлечь.
Случается, что трафик растет без роста позиций — это может означать, что вы вступили в пору сезонного спроса, или (надеемся, такого не случится) — кто-то накручивает вам визиты.
Более распространенная ситуация, когда позиции растут, а трафик нет. Случиться это может по нескольким причинам:
- Компания отрабатывает только низкочастотные запросы. Например, продает раковины, но публикует на сайте контент о синих раковинах в цветочек с подогревом, игнорируя контент для более популярных запросов. Узкие темы заинтересуют минимальное количество посетителей, а значит, приведут меньше трафика.
- Слишком много рекламы в поисковике. Когда весь первый экран забит платными результатами, пользователи могут не дойти даже до первой позиции органической выдачи, не говоря уже об остальных. Поэтому даже при хорошей SEO-оптимизации сайт может оставаться незамеченным. В таком случае придется включать таргетированную рекламу для продвижения сайта и его контента, чтобы гарантировать видимость в конкурентной поисковой выдаче и привлечь целевую аудиторию.
Проверить рост трафика можно в Яндекс Метрике:
Шаг 1. Откройте отчет «Источники», «Поисковые системы».
Шаг 2. Отслеживайте данные за неделю с понедельника, чтобы получить релевантную выборку.
Для проверки роста позиций нужно собрать ключевые слова, по которым пользователи ищут ваши товары или услуги. Затем добавить эти ключевые слова в специальный сервис отслеживания, например, Топвизор, SpySERP или другие подобные инструменты. Обычно этим занимается SEO-специалист совместно с заказчиком.
Индексация: как проверить, что сайт в базе
Индекс — это база данных поисковой системы, из которой алгоритмы достают информацию для пользователя под конкретный запрос. Если по каким-то причинам поисковая система не добавила страницы вашего сайта в базу, то в поисковой выдаче вы их не дождетесь. Проверить индексацию можно непосредственно в сервисах поисковых систем.
Индексация в Яндексе отображается в сервисе Вебмастер, отчет «Индексирование», «Страницы в поиске». Он расскажет, какие страницы выпали из индекса и почему.
Индексация в Гугле — в сервисе Google Search Console, вкладка «Страницы». Зеленым цветом выделяют проиндексированные страницы, серым — не проиндексированные, красные — удаленные.
Ссылочный профиль: что приемлемо, а что нет
Эта метрика показывает, кто и как часто ссылается на ваш сайт. Чем больше ссылок с проверенных и добротных источников (а с сомнительных — меньше), тем сайт более привлекателен для поисковых систем, особенно для Гугла.
На репутацию сайта в поисковых системах негативно влияют ссылки со следующих источников: сайты бирж (специальные площадки, где продаются и покупаются ссылки для SEO-продвижения), ресурсы с контентом 18+, сайты онлайн-казино или нетематические веб-ресурсы. Например, если на ваш магазин штор ведет ссылка с сайта, продающего автомобильные шины, поисковые системы, вероятно, оценят такую связь как неестественную.
Чтобы контролировать качество ссылок, запросите подробный отчет у подрядчика. Попросите специалистов объяснить: на каких сайтах они разместили упоминания о вас, почему выбрали именно эти площадки и как это поможет вашему бизнесу. Рекомендуем заранее обсуждать и согласовывать стратегию размещения ссылок, чтобы она соответствовала вашим целям.
Самостоятельно проверить ссылки, ведущие на ваш сайт, можно с помощью Google Search Console. В разделе «Ссылки» отображается информация о внешних ссылках, сайтах, которые чаще всего на вас ссылаются.
То же самое можно посмотреть и в Яндекс Вебмастере, в отчете «Внешние ссылки».
А чтобы понять, насколько ссылки качественные, придется обратиться к профессиональным инструментам. Например, сервисам вроде Ahrefs, Majestic и т. п. Но они платные и требуют определенных навыков.
Организация работы подрядчика: на что обратить внимание
Контролировать важно не только результаты, но и процессы. Обращайте внимание на то, как и в какой срок выполняет задачи работник на аутсорсе.
Смотрите на его план работ и отчетность
У хорошего SEO-специалиста всегда есть общая стратегия работы на полгода и подробная — на месяц. А также отчетность о выполненной работе.
Что может быть указано в плане:
- Название и краткое описание задачи, чтобы вы знали, какие именно работы планирует провести SEO-специалист.
- Образ результата, по которому вы сможете оценить работу. Например, файл Excel с подробной аналитикой.
- Сроки выполнения работ. Примерная оценка в деньгах или часах, если это для вас важно.
- Должности ответственных на случай, если работу выполняют не только SEO-специалисты, но, например, и программисты.
- Статусы, чтобы вы могли быть спокойны, что работы выполняются в оговоренное время.
Что может быть указано в отчете:
- Динамика основных показателей. Чаще всего это трафик и позиции, но вы можете договориться об указании и других метрик.
- Список выполненных работ: что именно делал SEO-специалист весь месяц. Данные должны по большей части совпадать с планом работ, который до этого вам предоставил специалист. В противном случае требуйте объяснений, почему не удалось выполнить запланированную задачу.
- Финансовые затраты: на что конкретно ушли деньги в процессе работы.
Содержание плана и ответа у разных подрядчиков могут различаться, но эти три критерия позволяют выявить недобросовестного подрядчика:
- Одни и те же задачи повторяются из месяца в месяц. Исключение — регулярный мониторинг или запрос на постоянную работу от вас.
- Подрядчик слишком абстрактно описывает задачи и не может их конкретизировать. Например, «аудит сайта» или «сбор семантики». Просите конкретизировать: для чего и где именно он планирует проводить эти работы.
- Подготовительная работа без внедрения. Подрядчик бесконечно что-то анализирует и не переходит к конкретным действиям.
Проанализируйте, насколько четко и понятно SEO-специалист аргументирует свои решения
Хороший специалист умеет на понятном языке объяснять, для чего делает конкретную задачу, почему она приоритетнее остальных и как она повлияет на ваш сайт и, следовательно, на ваш бизнес. Обилие непонятных терминов, путаные формулировки могут указывать на то, что подрядчик что-то утаивает или вводит в заблуждение.
Обращайте внимание на частоту внедрений
Внедрение — любое изменение на сайте: исправление опечаток, ошибок, перестановка рекламных блоков местами, публикация отзывов и даже закупка ссылок на сторонних ресурсах.
Оно должно происходить как минимум раз в месяц и чаще. Если вы впервые начали работу с SEO, то внедрение должно произойти в первый же месяц. Правда, бывают исключения: крупные проекты, которые нужно серьезно анализировать, прежде чем вносить изменения.
Попросите у SEO-специалиста папку проекта
Запросите файлы, которые ведет подрядчик, работая с вами. Это могут быть ТЗ для программистов, копирайтеров и дизайнеров, выгрузки в таблицах, аналитика, аудиты и многое другое. По объему файлов и тому, насколько четко и понятно они структурированы, вы можете определить, насколько добросовестно работает SEO-специалист.
Что важно понимать, прежде чем критиковать SEO-специалистов
Работа SEO-специалиста часто остается за кадром и не всегда правильно понимается клиентами. Прежде чем высказывать недовольство результатами или методами работы, стоит учесть три ключевых момента:
- SEO-специалисты не влияют на то, с чем не работали. Если вы пришли с запросом на ведение новостей на сайте, то ругать сеошника за однотипный план работ не стоит. Оговаривайте заранее, с какими категориями вы хотите поработать.
- Если специалисты ограничены бюджетом проекта, то выйти за его рамки и сделать более глубокие исследования они не смогут, как бы ни хотели. Позвольте подрядчикам высказаться, какой бюджет будет оптимален, что изменит его повышение: какие работы и возможности появятся, каких результатов можно добиться. И обдумайте: может, есть смысл его увеличить.
- Отсутствие результатов через один месяц — не повод переходить к другому подрядчику. SEO-трафик имеет отложенный эффект. Скорее всего, нужно просто запастись терпением.
Автор: Алина Прищеп — руководитель департамента SEO в Ant-Team.ru.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. И смотрите наши видео на YouTube, VK и Rutube.