История о том, как я стала жертвой Яндекс.Драйв (ЯД).

Ещё вчера я надеялась, что данная статья не выйдет в свет. Но нет. Начну издалека.

Как новоиспечённый обладатель водительских прав, я, увы, пока не имею возможности приобрести собственное транспортное средство. Поэтому мой выбор на первое время пал на услуги каршеринга.

Начитавшись аналогичных отзывов и комментариев от других пользователей, которые столкнулись с неправомерным вымогательством, я наивно понадеялась, что меня это не коснётся. Спойлер: нет.

Глава 1. Начало

12 октября 2025 года (воскресенье) в 9 утра по МСК мне поступил звонок от компании «Яндекс.Драйв». Молодой человек представился и задал несколько вопросов. Первый из них был:«Вы помните поездку, которую совершили 17 сентября?»

Я уверенно ответила, что помню, и даже уточнила марку и модель автомобиля, добавив, что это была единственная поездка, по итогам которой не отобразился маршрут на карте — только точка начала и точка завершения.Оператор «ЯД» был явно удивлён — похоже, рассчитывал на другой ответ.

После короткой паузы он сообщил, что транспортному средству был нанесён некий ущерб, и я обязана оплатить штраф в размере 30 000 рублей. На логичный вопрос "о каком ущербе идет речь, ведь ТС было возвращено в исправном состоянии и никаких действий, которые могли бы причинить повреждения автомобиля не было" я получила в ответ, что в ближайшее время, по его словам, мне должны были выслать фотографии повреждений.

Поскольку я прекрасно помнила эту поездку и знала, что никаких повреждений не было, я сообщила оператору, что сохранила собственные фотографии транспортного средства — до начала и после окончания аренды — и попросила объяснить, на каком основании Яндекс.Драйв делает вывод о моей ответственности. Ответ был коротким: "На основании нашего внутреннего расследования." До последнего я надеялась, что произошла какая-то ошибка и мне пришлют просто "чужие фотографии". И тут очень важно отметить, что повреждений никаких у автомобиля нет в принципе!

Глава 2. Истоки

Прежде чем перейти к угрозам, вымогательству и самоуправству "ЯД", давайте немного обратимся к статистике и логике.

Почему кажется, что каршеринги “зарабатывают на штрафах”:

  1. Каршеринговый бизнес изначально низкомаржинальный.Стоимость аренды покрывает топливо, мойку, обслуживание и страховку, но прибыль — минимальна. Поэтому любые штрафы, “ущербы” и “комиссии за повреждения” становятся дополнительным источником дохода. Эти положения прописаны в публичной оферте, что позволяет требовать оплату без судебного решения.
  2. Модель “массовой претензии” в действии. Когда появляется повреждённый автомобиль, система автоматически ищет последнего арендатора без отметки о повреждениях. Если база неполная — обзванивают всех, кто пользовался машиной за сутки или двое.Цель проста: найти того, кто признается первым. Это дешевле, чем проводить экспертизу.
  3. Психологическое давление — типичный инструмент. Особенно на людей с небольшим стажем, которые боятся, что “будет хуже”, если не заплатят. Поэтому девушкам и молодым водителям действительно звонят чаще, используя уверенный тон, чтобы вызвать чувство вины или страха.
  4. С юридической точки зрения: без прямых доказательств (видеофиксации, акта осмотра, фото “до/после”, координат) компания не имеет права требовать оплату. Любое списание без согласия пользователя может быть оспорено как незаконное.

Глава 3. Внутреннее расследование «ЯД»

«По каждому случаю мы проводим подробное расследование и принимаем решение исключительно на основании фактов. Детали расследования — это внутренняя информация, которой мы поделиться не можем. У вас всегда остаётся право на обжалование решения в предусмотренном законом порядке».

Перевод: юридически достаточных доказательств нет, поэтому используется формулировка “внутренняя информация” или “внутреннее расследование”.

Как человек, которого обвиняют в том, чего он не совершал, я потребовала предоставить материалы, на основании которых принято решение о моей ответственности.Но “внутреннее расследование” "ЯД" — это как первое правило Бойцовского клуба:никто не должен знать о Бойцовском клубе = никто не должен знать о внутреннем расследовании.

Следовательно, доказательства своей невиновности получить невозможно.

А теперь — к тому, что мы бездумно принимаем, когда подписываем пользовательское соглашение.

Согласно пункту 7.4 Договора аренды транспортного средства (партнёр-оферты Яндекс.Драйв), арендодатель может требовать компенсацию ущерба даже если лицо, виновное в повреждении, не установлено.И тут остаётся только иронично поблагодарить “ЯД” за то, что в пункт не добавлено “а также за все грехи человеческие”.

История о том, как я стала жертвой Яндекс.Драйв (ЯД).

При этом доказательства момента и виновника повреждения в договоре не прописаны чётко:арендатор может быть признан виновным “по мнению” арендодателя.

А как же статьи 309 и 310 ГК РФ, где указано, что исполнение обязательств возможно только при наличии доказательств возникновения долга?Ответа, как и прежде, нет.

Глава 4. Мошенничество, вымогательство и самоуправство

После нескольких писем на официальный адрес поддержки «ЯД» я перестала получать ответы.Показалось, что, может быть, обо мне просто забыли.Но не тут-то было.

Как ранее я уже написала, ответа, как не было, так и нет. Зато списание уже пытались произвести.

История о том, как я стала жертвой Яндекс.Драйв (ЯД).

Зайдя в приложение, я увидела уведомление:у меня “долг 30 000 рублей”, который “не удалось списать с карты по причине отсутствия средств”. С этого момента началась моя долгая и бессмысленная переписка с техподдержкой.Так долго с ботом мне ещё не приходилось “общаться”.

Угроза №1

«Если вы не оплатите, долг будет передан в ФССП, а за сервисом останется право обратиться в суд. Наличие исполнительного производства может накладывать ограничения на управление транспортным средством, продажу имущества, арест банковского счёта и запрет выезда из России. Если сервис обратится в суд, на вас дополнительно могут лечь судебные издержки».

А давно ли мы прошли 90-е, если нас снова пугают коллекторами — только теперь цифровыми?

Проблема не только в действиях ЯД, но и в юридической серой зоне, в которой они работают.Компания выстраивает систему, где вина презюмируется по факту аренды.Юридически такая схема выглядит сомнительно.

“Яндекс.Драйв” ссылается на “внутреннее расследование”, при этом выставляет счёт и блокирует доступ к сервису, фактически нарушая ст. 14.8 Закона о защите прав потребителей (навязывание услуг) и ст. 330 УК РФ (самоуправство).

Подобные случаи можно квалифицировать как незаконное удержание денежных средств или попытку взыскания без правовых оснований.

И пока пользователи соглашаются с офертами, не читая, компании вроде “Яндекс.Драйв” продолжают действовать по схеме:«Заплати, а потом доказывай, что не верблюд».

Глава 5. Выводы

Когда корпорация становится выше закона, остаётся только одно — публичность.Поэтому я и пишу эту статью.

Я не получила ни одного подтверждения своей “вины”:ни актов, ни фотофиксации, ни доказательств.

Мои запросы о предоставлении оснований, на которых сделан вывод о моей ответственности, были проигнорированы.

Как выяснилось, в договоре “Яндекс.Драйв” нет места презумпции невиновности.Там действует только презумпция виновности пользователя — удобная, автоматизированная и юридически безликая.

Это не просто сбой системы.Это новая реальность, где алгоритм решает, кто виноват, а доказательства никому не нужны.

Я не совершала никаких действий, которые могли бы привести к повреждению автомобиля. ДТП не происходило, автомобиль был возвращён в исправном состоянии.

А когда на фотографии тень от уличного фонаря и других предметов начинает работать как “нанесённый ущерб транспортному средству”, вспоминается легендарная фраза:

«В чём сила, брат?»

Сила — в правде.

Но, видимо, не для всех.

Я буду бороться, а эта статья будет дополняться. А мое следующее письмо уже будет отправлено в Роспотребнадзор.

Глава № 6. Воровство

Буквально за полчаса до публикации этой статьи на мой адрес электронной почты — тот самый, где велась моя безответная, как безответная любовь, переписка с технической поддержкой «ЯД» — приходит письмо.

В нём — чек об оплате: «Штраф / возмещение убытков по договору аренды транспортного средства» на сумму 5 000 рублей.

Я, естественно, сразу проверяю историю операций по своей банковской карте (Банка №1), той самой, которая привязана к личному кабинету «Яндекс.Драйв».И что я вижу? Штраф действительно “сократился”, но никаких списаний по карте нет — кроме тех оплат, которые я сегодня утром совершала самостоятельно.

Карта, привязанная к личному кабинету "ЯД". (Банк № 1)
Карта, привязанная к личному кабинету "ЯД". (Банк № 1)
Утренние расходы с этой карты. Оплаты в размере 5.000 рублей нет.
Утренние расходы с этой карты. Оплаты в размере 5.000 рублей нет.

И тут, о чудо.Решаю проверить карту совершенно другого банка (Банк № 2) — ту, что никогда не была привязана к моему аккаунту в «ЯД», и вообще используется крайне редко.

И что вы думаете?Средства списаны с неё.

Списание с другой карты.
Списание с другой карты.

А теперь вопрос к знатокам: как, каким образом и, главное, на каком основании Яндекс.Драйв списал деньги с карты, которая не привязана ни к одному из их сервисов?

На текущий момент, я расцениваю такой эпизод как неправомерное списание средств, подпадающее под ст. 159 УК РФ (мошенничество) или, минимум, под незаконное распоряжение чужими средствами.

Глава 7. Новая надежда

Шёл второй день борьбы. После публикации моей первой статьи на неё обратил внимание представитель «Яндекса».
Это, как несложно догадаться, и было главной целью моего поста — достучаться, быть услышанной.

И, признаюсь честно, во мне на миг проснулась новая надежда, маленький лучик света в тёмном царстве алгоритмов и шаблонных ответов. Но день неумолимо подходит к концу, и я хочу рассказать, что мы имеем на данный момент:

1. С моей банковской карты списаны ещё 5 000 рублей. Хотя бы с той карты, которая привязана в ЛК.

История о том, как я стала жертвой Яндекс.Драйв (ЯД).

2. Техническая поддержка по-прежнему отвечает шаблонными сообщениями, не имеющими никакого отношения к сути моих вопросов.

3. После очередного списания я твёрдо решила дозвониться до колл-центра Яндекс.Драйва, но в ответ услышала хамское «до свидания» — и короткие гудки. И кстати, Яндекс запретил отправлять им негативные отзывы.

История о том, как я стала жертвой Яндекс.Драйв (ЯД).

4. На все мои письма до сих пор не поступил ни один ответ по существу. Хочу уточнить, что в моих обращениях речь идёт не о размере ущерба или способе его оценки, а о самом факте его существования и основаниях для возложения ответственности именно на меня

Дело застопорилось. И ком в горле — тоже.
Единственное, что поддаётся изменениям, — это размер «штрафа», который уже второй день подряд стремительно уменьшается.
Дай Бог, чтобы курс доллара падал с такой же скоростью и прогрессией.

А пока — всё, как в кино:
новая глава, старая надежда и полный штиль со стороны тех, кто должен был бы просто ответить на вопросы.

Дорогие читатели, посоветуйте адвоката.

5
25 комментариев