Деньги в онлайн-бизнесе: как выбрать прибыльную нишу

Оценить потенциал ниши для разработки онлайн-курса — первый шаг в рамках запуска нового курса. От того, насколько востребована тема прямо сейчас, зависит будущее курса. Ольга Шатова, директор по маркетингу образовательной онлайн-платформы CORE, поделилась своим видением, какие направления будут максимально прибыльными в 2021-2022 годах.

EdTech растет ударными темпами. К 2023 году объем мирового рынка, по данным исследования EdMarket, составит $282,62 млрд. К 2025 году — $404 млрд, согласно исследованию Holon IQ.

На российском рынке пока нет монополистов. Несмотря на активный спрос на онлайн-курсы в период пандемии, часть отраслей онлайн-образования, остаются «голубым океаном» (термин ввели в обиход авторы одноименной книги). То есть остаются нетронутые участки рынка, которые в перспективе дадут возможность расти.

Как проанализировать нишу

Если не проводить исследования по выбору ниши, есть риск уйти в тему, спрос на которую умирает или же остается высоким только несколько месяцев в году. Для того, чтобы провести исследования, необходимо учитывать ряд факторов.

Текущий уровень спроса и рост спроса на курсы по выбранной теме покажет, насколько перспективна тема прямо сейчас и насколько проект будет успешным на долгой дистанции. Стабильный рост интереса гарантирует, в какой-то мере, окупаемость вложений и возможность накопить личную экспертизу.

Важно оценить и общие бизнес-показатели, чтобы определить сезонный интерес к теме — лучшие периоды для запусков. Эти данные помогут запланировать необходимый бюджет на рекламу.

Чтобы не потерять время и деньги, применяйте MVP-подход. В этом случае анализируется и оценивается ниша, формируется гипотеза, проводится кастдев, составляется программа, собирается лендинг, проводится вебинар — если продажи есть, можно приступать к сборке первой версии курса.

Инструменты для анализа

Исследования рынка

Повышению качества образовательных услуг — в том числе, появлению новых технологий — способствуют компании, которые проводят регулярную оценку состояния рынка.

Обратите внимание на исследования Holon IQ, Global EdTech Landscape. Могут быть полезны исследования теории поколений, например, такие. На русском языке: независимое исследование «Барометр онлайн-образования» (проводят с 2019 года), исследования EdMarket и IT-холдинга TalentTech.

Учитывайте, что в России ко многим темам интерес не сформирован. И, если вы готовы направить маркетинговую стратегию на формирование потребности, то это ваш вариант.

Яндекс.Вордстат

Фиксируем идеи поисковых запросов — фразы, по которым потенциальные учащиеся будут искать курс. Например, «курсы английского языка», «как выучить английский обучение».

Формируем поисковый запрос для Вордстат: (курс | тренинг | обучение) веб-дизайн. Отмечаем нужные нам регионы.

Деньги в онлайн-бизнесе: как выбрать прибыльную нишу

Второй шаг — добавляем стоп-слова и повторяем поиск.

Деньги в онлайн-бизнесе: как выбрать прибыльную нишу

Изучаем результаты поиска и, при необходимости, корректируем их. Выбираем топ-20, анализируем каждый из них поочередно со стоп-словами. Данные из таблицы по истории запросов копируем и сохраняем.

Деньги в онлайн-бизнесе: как выбрать прибыльную нишу

Если сложить значения столбцов «Абсолютное», получится общая динамика спроса по месяцам. Это поможет проанализировать пики и спады спроса.

Деньги в онлайн-бизнесе: как выбрать прибыльную нишу

Опросы

На их заполнение тратится 5-10 минут, поэтому можно собрать больше данных в короткие сроки. Цель — уточнить, что именно потенциальной аудитории важно узнать или научиться делать. Что еще желательно прописать в анкете? Вопросы, которые помогут уточнить цели обучения. Понять, какие ключевые требования предъявляет аудитория к платным образовательным онлайн-продуктам. Как выбирает школу или эксперта.

Чередуйте формат вопросов: оцените от 1 до 5, выберите из списка, вопросы, подразумевающие собственный ответ респондента. Сделайте опрос, по желанию, анонимным: поле с email сделайте необязательным к заполнению. Так вы повысите шансы собрать честную обратную связь.

В работе с опросами помогают сервисы Typeform и Google-формы. С их помощью проводят исследования целевой аудитории, чтобы сегментировать клиентов или получить больше информации об учащихся.

Глубинные интервью

Помогают сформировать гипотезу: чему клиент хочет научиться; что конкретно хочет получить по итогу обучения; что лично для него важно в онлайн-образовании — как он принимает решение.

Пример. Человек хочет говорить на английском, чтобы переехать в англоговорящую страну. Не нравится классический подход «как в школе» и долгие годы учебы. Можем предложить созвоны на полчаса с преподавателями-носителями языка.

Главный вопрос, который ставим перед собой: понять, что мешает научиться без нас. Задаем открытые вопросы, обращаем внимание на эмоции интервьюируемых, ищем повторяющиеся мотивы. Фиксируем результаты для анализа.

Анализ конкурентов

Стоит для анализа выбирать не только прямых конкурентов, но и косвенных: например, экспертов, которые предоставляют консультирование по данным темам.

Пропишите критерии оценки, которые будут важны при разработке собственного продукта. Это могут быть следующие параметры — цена, позиционирование на рынке, маркетинговая стратегия.

Где найти информацию о конкурентах — просмотреть обзоры и рейтинги: топы по вашей нише; проанализировать маркетплейсы и разного рода агрегаторы; изучить тематические площадки (СМИ, блоги, телеграм-каналы, соцсети, профильные конференции).

7 популярных ниш прямо сейчас

Рекомендуем обратить внимание и изучить следующие наиболее популярные ниши:

  • Ментальное здоровье
  • Wellness
  • Физическое здоровье
  • Развитие метанавыков ввиду проактивного потребления информации
  • Все, что нужно для IT-рынка
  • Предпринимательские курсы
  • Запрос на образование для лиц с ОВЗ и лиц серебряного возраста.

Основная тенденция на ближайшие 5 лет — рост эффективности и производительности через цифровые инструменты. Запрос на образование для лиц с ОВЗ и лиц серебряного возраста (50+): доля растет с каждым годом, так как аудитория достаточно активная и не охвачена и вовлечена полностью в онлайн.

99
2 комментария

Инфоцыгане?

Ответить

Нет

1
Ответить