Как я не продал бизнес за 27 млн
Меня зовут Александр Неделюк и я профессиональный бизнес-брокер — это значит, что я занимаюсь продажей готовых бизнесов и привлечением инвестиций.
В этой статье я расскажу, как и почему у нас сорвалась крупная сделка, а также как проходят такие сделки изнутри.
Как я НЕ продал бизнес за 27 миллионов рублей.
Кому это будет полезно и чем
Статья будет интересна собственникам бизнеса, которые задумываются о продаже и хотят знать как работает кухня продажи бизнеса у брокеров. Также думаю этот кейс будет интересно прочитать многим брокерам, чтобы обезопасить свои сделки.
Чтобы было удобнее читать, разбил статью на несколько частей:
Часть 1: Как все началось.
Как и многие брокеры, я просматриваю многие чаты, где другие брокеры выкладывают запросы на покупку и продажу и имею договоренности с другими брокерами об обмене запросами.
Однажды один знакомый брокер прислал мне запрос от своего покупателя на поиск бизнеса: Прибыль 2+ млн в месяц и окупаемость до 16 месяцев. Я заинтересовался — хороший чек, хорошая потенциальная комиссия и живой покупатель.
Если найти такой объект, можно сделать быструю сделку. Несколько дней активно изучал рынок, отправлял запросы брокерам и искал подходящее предложение.
Часть 2: Как я нашел подходящий объект.
Я начал находить объекты, их было много, но большинство не проходили мой аудит. Либо я не верил в проект, либо не было хорошей понятной отчетности, либо были существенные риски для покупателя. И вот, спустя 4 дня я нашел отличный вариант. Даже слишком.
Знакомый брокер скинул мне предложение: Коммерческое общежитие для б2б сегмента (строительные компании платят за проживание своих рабочих, сразу оптом и по безналу).
• Трехэтажное здание в центре Москвы в аредне,
• Оборудовано около 600 спальных мест,
• 100% мест законтрактовано,
• Денежный поток стабильный, прозрачный и прогнозируемый,
• Минимальное участие собственника в операционной деятельности.
Стоимость 27 млн рублей и 2,8 млн чистая прибыль.
У собственника есть несколько таких объектов, а сейчас есть очень выгодный объект в Берлине, под который срочно нужны деньги. Поэтому решил продать объект, чтобы вытащить недостающую сумму и не потерять возможность.
12 мая 2020 — пик пандемии. А этот бизнес стабильно работает, что тоже говорило о нем.
Часть 3: Долгие переговоры.
Первую неделю мы согласовывали предложение для покупателя, вытаскивали дополнительную информацию из продавца, решали формат нашего взаимодействия и согласовывались по времени, потому что все занятые.
На первом зуме все прошло хорошо, покупатель заинтересовался и запросил документы на первичный аудит.
Еще 2 недели мы ждали пока собственник соберет пакет документов. Но к нему пришел запрос от клиента на несколько сотен новых спальных мест и он занимался организацией другого объекта, поэтому время тянулось.
Еще неделю ждали совещания у покупателя, на котором он с партнерами разберет все и озвучат предварительное решение. В итоге они пообщались и отправили следующий список документов, чтобы начать проводить следующий этап аудита.
Прошла еще неделя и мы, наконец, начали согласование встречи. Встречу согласовывали еще через неделю. В общем вышли на встречу и на ней назначили еще одну, снова в зуме и через неделю.
На ней уже назначили встречу на объекте и снова через неделю)
Прошло уже полтора месяца с момента начала переговоров и 4 встречи покупателя с продавцом, уже не говоря про количество наших встреч с покупателем и продавцом по раздельности.
В итоге, последняя встреча на объекте прошла отлично, достигнуты предварительные договоренности по цене и форме сделки. Покупатель сказал что ему нужна неделя, чтобы подготовить деньги и вывести максимальную часть в нал по просьбе собственника.
Часть 4: Как сделка на состоялась.
Мы ждем еще несколько дней, пока покупатель собирает деньги, согласуется встреча для заключения договора и продавец пропадает на несколько дней.
Спустя два дня он дает ответ, что полностью отменяет всю сделку, потому что объект в Берлине уже не так актуален, тут бизнес пошел в гору и ему за это время пришло запросов еще на 3000 рабочих мест, а если деньги понадобятся, он нашел как их взять в займ под залог своих объектов не продавая их.
Финал.
14 июля 2020 — к этому моменту на эту сделку мы потратили на переговоры 63 дня.
Брокер, который вел сделку со стороны продавца не прописал в договоре штрафных санкций, а продавец отказался компенсировать любые наши расходы и время потраченные на оргазницию всего переговороного процесса.
Что в итоге и чему можно из этого научиться.
Главные мысли, которые я хотел донести этой статьей.
1. Автопролонгация. В случае ведения переговоров с покупателем агентский договор продлевается автоматически.
2. Ответственность собственника. Стоит заранее проговаривать причины для продавца отказа от сделки. Потому что брокер проделывает колоссальную работу по организации встреч, сбору и приведению документов в понятный вид.
3. Договариваться. Всего не проговоришь заранее, но чем больше опыта, тем больше подробностей обсуждается на берегу. Так процесс становится понятнее и безопаснее для всех сторон.
4. Быть быстрее. Успешная сделка это точные и быстрые действия. Никогда не понимал, когда люди переносят 10 минутный созвон на неделю из-за занятости. 10 минут можно найти всегда, а любой перенос, на самом деле подсознательный уход от принятия решения.
Было интересно? Оцени статью.
Остались вопросы — задавай в комменты. Все расскажу, кроме конфеденциальных данных)
Если вы хотите, чтобы я помог с оценкой вашего бизнеса, или организацией его продажи присылайте информацию о своем проекте.
Самый удобный способ для первичной оценки вашего бизнеса — WhatsApp.
Больше информации обо мне:
Сайт: http://a-invest.tilda.ws
Инстаграм: http://instagram.com/sashafyc
#готовыйбизнес #продажабизнеса #продатьбизнес #купитьбизнес #бизнесброкер #бизнес #какпродатьбизнес #александрнеделюк
Окупаемость покупки предприятия за 16 месяцев это нормально для ваших сделок?) Выглядит как сказочная прибыльность, сомневаюсь что кто-либо заинтересован продавать такую корову.
Согласен, удивительная история. Сдаётся мне рекламный рассказ с большой долей фантастики.
Комментарий недоступен
Редко кто в Москве × на 10 лет соглашается продать. В среднем объект сдается за 350 000 в месяц и продается он за 48-50 миллионов. Это объект порядка 200 кв.м под офис и не на первой линии.
Да, это нормальная окупаемость. Откройте раздел готовый бизнес и если мы уберем бизнес с большой долей собственных материальных активов нормальная окупаемость 10-25 месяцев. Это не недвижимость. Причины продажи я описал.
Комментарий недоступен
Во-первых — трёхъярусные кровати) И это прибыль, выручка чуть меньше 7 млн. Стоимость 10 с небольшим тысяч рублей за проживание рабочих для строителей (у тут еще ндс) это нормальная цена, с учетом что локация реально находится в районе реновации и там активно работает несколько застройщиков у которых есть запрос на рабочих постоянно. Соответственно выгоднее держать их тут же чем возить туда сюда.
расчет:
6,8 млн выручка
-20% ндс
-2,2 аренда
-150 КУ
- 100 2 админа и 2 уборщика
- 100 дом расходы
Если уж так интересно)