Как я не продал бизнес за 27 млн

Меня зовут Александр Неделюк и я профессиональный бизнес-брокер — это значит, что я занимаюсь продажей готовых бизнесов и привлечением инвестиций.

В этой статье я расскажу, как и почему у нас сорвалась крупная сделка, а также как проходят такие сделки изнутри.

Как я НЕ продал бизнес за 27 миллионов рублей.

Кому это будет полезно и чем

Статья будет интересна собственникам бизнеса, которые задумываются о продаже и хотят знать как работает кухня продажи бизнеса у брокеров. Также думаю этот кейс будет интересно прочитать многим брокерам, чтобы обезопасить свои сделки.

Чтобы было удобнее читать, разбил статью на несколько частей:

Часть 1: Как все началось.

Как и многие брокеры, я просматриваю многие чаты, где другие брокеры выкладывают запросы на покупку и продажу и имею договоренности с другими брокерами об обмене запросами.

Однажды один знакомый брокер прислал мне запрос от своего покупателя на поиск бизнеса: Прибыль 2+ млн в месяц и окупаемость до 16 месяцев. Я заинтересовался — хороший чек, хорошая потенциальная комиссия и живой покупатель.

Если найти такой объект, можно сделать быструю сделку. Несколько дней активно изучал рынок, отправлял запросы брокерам и искал подходящее предложение.

Часть 2: Как я нашел подходящий объект.

Я начал находить объекты, их было много, но большинство не проходили мой аудит. Либо я не верил в проект, либо не было хорошей понятной отчетности, либо были существенные риски для покупателя. И вот, спустя 4 дня я нашел отличный вариант. Даже слишком.

Знакомый брокер скинул мне предложение: Коммерческое общежитие для б2б сегмента (строительные компании платят за проживание своих рабочих, сразу оптом и по безналу).

• Трехэтажное здание в центре Москвы в аредне,

• Оборудовано около 600 спальных мест,

• 100% мест законтрактовано,

• Денежный поток стабильный, прозрачный и прогнозируемый,

• Минимальное участие собственника в операционной деятельности.

Стоимость 27 млн рублей и 2,8 млн чистая прибыль.

У собственника есть несколько таких объектов, а сейчас есть очень выгодный объект в Берлине, под который срочно нужны деньги. Поэтому решил продать объект, чтобы вытащить недостающую сумму и не потерять возможность.

12 мая 2020 — пик пандемии. А этот бизнес стабильно работает, что тоже говорило о нем.

Часть 3: Долгие переговоры.

Первую неделю мы согласовывали предложение для покупателя, вытаскивали дополнительную информацию из продавца, решали формат нашего взаимодействия и согласовывались по времени, потому что все занятые.

На первом зуме все прошло хорошо, покупатель заинтересовался и запросил документы на первичный аудит.

Еще 2 недели мы ждали пока собственник соберет пакет документов. Но к нему пришел запрос от клиента на несколько сотен новых спальных мест и он занимался организацией другого объекта, поэтому время тянулось.

Еще неделю ждали совещания у покупателя, на котором он с партнерами разберет все и озвучат предварительное решение. В итоге они пообщались и отправили следующий список документов, чтобы начать проводить следующий этап аудита.

Прошла еще неделя и мы, наконец, начали согласование встречи. Встречу согласовывали еще через неделю. В общем вышли на встречу и на ней назначили еще одну, снова в зуме и через неделю.

На ней уже назначили встречу на объекте и снова через неделю)

Прошло уже полтора месяца с момента начала переговоров и 4 встречи покупателя с продавцом, уже не говоря про количество наших встреч с покупателем и продавцом по раздельности.

В итоге, последняя встреча на объекте прошла отлично, достигнуты предварительные договоренности по цене и форме сделки. Покупатель сказал что ему нужна неделя, чтобы подготовить деньги и вывести максимальную часть в нал по просьбе собственника.

Часть 4: Как сделка на состоялась.

Мы ждем еще несколько дней, пока покупатель собирает деньги, согласуется встреча для заключения договора и продавец пропадает на несколько дней.

Спустя два дня он дает ответ, что полностью отменяет всю сделку, потому что объект в Берлине уже не так актуален, тут бизнес пошел в гору и ему за это время пришло запросов еще на 3000 рабочих мест, а если деньги понадобятся, он нашел как их взять в займ под залог своих объектов не продавая их.

Финал.

14 июля 2020 — к этому моменту на эту сделку мы потратили на переговоры 63 дня.

Брокер, который вел сделку со стороны продавца не прописал в договоре штрафных санкций, а продавец отказался компенсировать любые наши расходы и время потраченные на оргазницию всего переговороного процесса.

Что в итоге и чему можно из этого научиться.

Главные мысли, которые я хотел донести этой статьей.

1. Автопролонгация. В случае ведения переговоров с покупателем агентский договор продлевается автоматически.

2. Ответственность собственника. Стоит заранее проговаривать причины для продавца отказа от сделки. Потому что брокер проделывает колоссальную работу по организации встреч, сбору и приведению документов в понятный вид.

3. Договариваться. Всего не проговоришь заранее, но чем больше опыта, тем больше подробностей обсуждается на берегу. Так процесс становится понятнее и безопаснее для всех сторон.

4. Быть быстрее. Успешная сделка это точные и быстрые действия. Никогда не понимал, когда люди переносят 10 минутный созвон на неделю из-за занятости. 10 минут можно найти всегда, а любой перенос, на самом деле подсознательный уход от принятия решения.

Было интересно? Оцени статью.

Остались вопросы — задавай в комменты. Все расскажу, кроме конфеденциальных данных)

Если вы хотите, чтобы я помог с оценкой вашего бизнеса, или организацией его продажи присылайте информацию о своем проекте.

Самый удобный способ для первичной оценки вашего бизнеса — WhatsApp.

Больше информации обо мне:

Инстаграм: http://instagram.com/sashafyc

1414
61 комментарий

Окупаемость покупки предприятия за 16 месяцев это нормально для ваших сделок?) Выглядит как сказочная прибыльность, сомневаюсь что кто-либо заинтересован продавать такую корову.

20

Согласен, удивительная история. Сдаётся мне рекламный рассказ с большой долей фантастики.

12

Комментарий недоступен

6

Редко кто в Москве × на 10 лет соглашается продать. В среднем объект сдается за 350 000 в месяц и продается он за 48-50 миллионов. Это объект порядка 200 кв.м под офис и не на первой линии.

Да, это нормальная окупаемость. Откройте раздел готовый бизнес и если мы уберем бизнес с большой долей собственных материальных активов нормальная окупаемость 10-25 месяцев. Это не недвижимость. Причины продажи я описал.

Комментарий недоступен

17

Во-первых — трёхъярусные кровати) И это прибыль, выручка чуть меньше 7 млн. Стоимость 10 с небольшим тысяч рублей за проживание рабочих для строителей (у тут еще ндс) это нормальная цена, с учетом что локация реально находится в районе реновации и там активно работает несколько застройщиков у которых есть запрос на рабочих постоянно. Соответственно выгоднее держать их тут же чем возить туда сюда.

расчет:
6,8 млн выручка
-20% ндс
-2,2 аренда
-150 КУ
- 100 2 админа и 2 уборщика
- 100 дом расходы

Если уж так интересно)

1