90% бизнесов ничего не стоят! А ваш?
Можете ли вы сходу ответить — сколько стоит ваш бизнес? А из чего складывается эта цена? Мы тут проводили исследование, где задали эти вопросы более 200 раз. И знаете что? Ответы изменили наше представление о ценности компаний — большинство из них буквально ничего не стоят, их нельзя оценить, продать или передать по наследству. Не верите? Понимаю — я бы тоже не поверил.
Привет! Я — Степан Родионов, предприниматель и основатель Adesk.
Недавно я спросил у друга-предпринимателя: если бы сейчас ты решил продать бизнес, какую цену бы поставил? В ответ он начал подсчитывать, сколько товаров лежит у него на складе и какое оборудование есть в магазине.
Почти сразу после этого разговора я пришел к команде с идеей — сделать исследование о стоимости малого бизнеса в России. И мы сделали. Его результаты я опишу дальше, а если вам лень читать — смотрите мини-фильм в начале статьи.
Как проходило исследование
Мы проштудировали доски объявлений и специализированные площадки и собрали сотни объявлений о продаже малого бизнеса. Там были цветочные магазины, автосервисы, точки быстрого питания, салоны красоты и другие компании стоимостью от пары миллионов до сотен миллионов ₽.
Дальше — позвали бизнес-брокеров из «Альтера Инвест» и совместно с ними сделали 200+ звонков предпринимателям, которые прямо сейчас продают компании.
Спрашивали то, что обычно интересует реальных покупателей: из чего формировали цену, как ведете финучет, какая у компании чистая прибыль и выручка, команда, какие цифры нам могут подтвердить, есть ли регламенты.
Что показали разговоры (спойлер: это беда 🥲)
9 из 10 компаний невозможно купить как бизнес, потому что:
- 72% считают, что компания стоит, как мебель в офисе и станки в цехе. Владелец автосервиса буквально ответил: я продаю оборудование, склад, подъемники...Прибыль я не продаю.
- 63% компаний завязаны на собственнике. Прежний владелец уйдет — новому придется начинать всё с нуля: искать клиентов, поставщиков, команду и выстраивать процессы.
- 54% работают без регламентов — что и как делать знает только собственник и ключевые сотрудники. С поставщиками договариваются устно, перекидывают деньги на карту и надеятся, что честное слово — гарантия исполнения обязательств.
- 72% компаний не ведут финучет. В ответ на вопрос: как вы сможете подтвердить выручку и прибыль, нам обещали показать чеки из тетрадок и налоговую отчетность.
90% из тех, с кем мы говорили, совершают хотя бы одну из этих ошибок и не смотрят на свое дело, как на актив, который должен расти в цене. Бессонные ночи, кризисы, работа в выходные и праздники, вложенные силы и деньги — всё это обесценивается до складских остатков и столов в офисе.
Как попасть в 10%, которые реально чего-то стоят❓
Бизнес — это настоящий и будущий денежный поток, и именно он должен в первую очередь закладываться в стоимость компании. Выручка — единственное, за что люди готовы дорого платить.
Поэтому первое и базовое, что нужно сделать — начать аккуратно и качественно вести учет.
Почему? Если вы не можете легко и за пару секунд ответить на простейший вопрос: какие расходы и доходы у вас были за последний год-два, насколько ваша маржа выросла за год — ваш бизнес ничего не стоит. Именно бизнес, а не столы и стулья. А это — катастрофа: годами вкладывать силы и деньги в дело, которое потом нельзя продать, передать по наследству или куда нельзя привлечь инвестора.
«Я ничего не продаю, зачем мне знать стоимость бизнеса?!»
Периодически задаваться вопросом «сколько стоит мой бизнес?» нужно не только для продажи. Оценка стоимости помогает:
- увидеть, какие направления приносят прибыль, а какие — съедают ресурсы;
- анализировать эффективность бизнеса и принимаемых решений на длинной дистанции;
- не выгореть, закопавшись в текучке, которой нет конца.
Стоимость бизнеса отражает реальную ценность тех усилий, которые прикладывает предприниматель, и не позволяет бросить всё под натиском новых вызовов.
Вместо вывода скажу только: не позволяйте годам усилий обесцениться! Ведите учет и относитесь к бизнесу, как к активу, а иначе — зачем это всё?