Как разработчик из Беларуси оказался сначала в ОАЭ, а потом в Эстонии

Многие герои наших историй уехали на ПМЖ в конкретную страну и осели там. Но есть и другая категория инженеров, которые в целом относятся к другим странам иначе. Для них в работе за границей важен не столько сам переезд, сколько интересные проекты: часто на одном месте они не задерживаются и нередко возвращаются на родину.

Свою историю нам рассказал как раз такой разработчик, Василий Ванчук. Он жил и работал в Беларуси, уехал в ОАЭ, перебрался в Эстонию, потом поработал из Беларуси удаленно и сейчас снова вернулся в Таллин. Василий поделится своим опытом жизни и работы в разных странах, а еще расскажет, чего от инженера-иностранца ждут в зарубежных компаниях.

Как разработчик из Беларуси оказался сначала в ОАЭ, а потом в Эстонии

Как я оказался в Эмиратах и как мне там жилось

Я JavaScript-разработчик с опытом больше 10 лет. Образование непрофильное — я учился работе со станками ЧПУ и занимался программированием как хобби. Сначала трудился по профессии и немного работал программистом-фрилансером, но в 2010 году решил полностью переключиться на разработку. С тех пор работал в Минске, и меня никуда особо не тянуло. В Беларуси мне нравилось настолько, что я даже в отпуск никуда не ездил — впервые за пределы страны выбрался где-то в 2016 году.

Через пару лет я закончил в Минске один из проектов, и со мной на связь вышли рекрутеры из Арабских Эмиратов. Они предложили удаленную работу, но для начала нужно было на месяц приехать в ОАЭ, чтобы познакомиться с заказчиком и оформить документы. Я подумал: «а почему бы и да», и полетел в Эмираты.

На месте оказалось, что все не так просто — это никакая не удаленка, а по факту жизнь в командировках. То есть я буду жить в Эмиратах месяц-два, ненадолго возвращаться в Минск — и потом опять лететь в Эмираты. Но я решил попробовать — это был необычный опыт, необычная обстановка и хорошие деньги.

В Эмиратах я не совсем жил — это была именно командировка. То есть фирма снимала мне отель, компенсировала текущие расходы, поэтому о тратах я не слишком задумывался. Но осознавал, что на такой же уровень жизни, как в Минске, зарплаты бы не хватило — многое тут стоит очень дорого.

Не скажу, что выделил в этой стране какие-то четкие плюсы и минусы — я все-таки воспринимал ее как «временное пристанище», а не как место для ПМЖ. Но кое-какие особенности у этой страны конечно есть:

Очень жаркий климат. Летом тут может быть и +60 °С, кондиционеры есть везде, даже на автобусных остановках. Это не такая жара, как у нас на югах, или даже как в каком-нибудь Египте или Турции, переносить ее некоторым тяжело. Зато солнечно круглый год, кажется, что светло даже ночью.

Строгая иерархия. Это сложно объяснить со стороны, но здесь ты не просто выше или ниже по должности, а именно выше или ниже в социальной лестнице. Инженеры далеко не наверху, но и не внизу. Например, я был удивлен, когда мне на работе принесли кофе. А еще есть иерархия по национальности — на одной и той же должности иммигрант с Филиппин будет получать меньше европейца. Мы, приезжие из стран СНГ, где-то посередине.

Отсутствие местных. Точнее они есть, но их совсем мало и это какие-нибудь шейхи, которых ты практически не видишь. В основном общаешься с такими же иностранцами — у меня в команде почти все были русскоговорящие: я даже не чувствовал каких-то культурных изменений.

Кстати, для меня это стало минусом. Я надеялся подтянуть в ОАЭ английский, но в итоге почти все время общался на русском.

Как меня занесло в Эстонию, что мне там понравилось, а от чего чуть не случилась депрессия

В ОАЭ я проработал примерно полтора года, и пришла усталость. Начальство давило, много переработок, я начал выгорать, а еще нас хотели перевести с командировок на фул-тайм. А это значило, что не будет командировочных и жилья от компании — жить станет уже непросто.

Как раз примерно в этот момент мне пришло приглашение в эстонский стартап Bolt. Вообще каждый раз в моей жизни интересная работа прилетала из неожиданных мест, поэтому я стараюсь рассматривать любые предложения, готов по ним пообщаться и послушать, что предлагают.

Так мы пообщались с Bolt — и оказалось, что проект интересный. Плюс я нашел в интернете историю Андрея Верещаки, который переехал как раз в этот стартап. Мне все понравилось, и я согласился пройти интервью.

Через пару месяцев сделали оффер, и я пошел с ним к руководству в ОАЭ. Но мы внедряли новый функционал, и мне предложили сначала доделать то, что я начал, а потом уходить. Я вернулся в Bolt и сказал, что готов снова пообщаться с ними через полгода, но был приятно удивилен — они сразу подписали контракт и согласились меня ждать.

Перед отлетом из Эмиратов работал до двух ночи, и с облегчением думал «ну наконец-то»: полтора года на чемоданах и обстановка в старом проекте меня вымотали. Я немного отдохнул в Минске, быстро оформил все документы и в ноябре 2019 улетел работать в Эстонию.

Моим переездом занималась специальная компания: меня консультировали по всем вопросам, помогали оформлять бумаги, а в Таллине практически водили за ручку: на машине довезли до банка, помогали искать квартиру. Это было приятно, потому что я ожидал, что придется все делать самому.

Если говорить о жизни в Эстонии, то тут тоже есть несколько моментов, как положительных, так и отрицательных:

Мало солнца. В целом эстонский климат похож на белорусский. Но я-то приехал из Эмиратов, где солнце светит круглый год, в мрачный европейский ноябрь. В итоге на фоне интеграции в новую команду, да еще и без солнца, сначала загрустил, а потом у меня даже началась сезонная депрессия. Правда, вопрос быстро решился витамином D, чтобы компенсировать недостаток солнечного света. Испытательный срок кончился, я интегрировался, и ближе к февралю все стало хорошо.

Сильная схожесть в Беларусью. В Таллине я живу в типичной хрущевке, и у моей бабушки дома в Минске точно такая же. Проблемы с языком тоже нет — половина населения разговаривает по-русски. И даже среди моих коллег много русскоязычных. В общем, страна близкая и понятная, и переезд сюда — не слишком сильный стресс в плане смены обстановки.

Красивая европейская архитектура. Здесь очень большой Старый город. Исторический центр красивый, в нем много памятников, и можно здорово погулять и в целом интересно провести время. Есть на что полюбоваться.

Как разработчик из Беларуси оказался сначала в ОАЭ, а потом в Эстонии

На выходные все вымирает. Тут почти как во всей Европе — в субботу и воскресенье все или закрываются, или работают полдня. То есть нельзя даже отнести одежду в ремонт. Причем в будние дни все тоже работают часов до 6–7 вечера, то есть нельзя после работы зайти и решить бытовые вопросы. Приходится продумывать график. Плюс Таллин раза в три меньше Минска, так что здесь многого нет, например, большого рынка.

Хоть у чаек нет выходных
Хоть у чаек нет выходных

Много зеленых зон. Я живу «далековато» от офиса — 40 минут идти пешком. Для Минска это скорее близко, а вот для Таллина считается уже далеко. Зато в 10 минутах ходьбы море с пляжем, а в 5 минутах — лес, где видел зайца, лису и что-то похожее на оленя. Я считаю, это здорово.

Как разработчик из Беларуси оказался сначала в ОАЭ, а потом в Эстонии

Тотальная любовь к спорту. Столько бегающих людей, сколько здесь, я еще не видел. Для этого есть все условия, делать это удобно, и всегда найдется компания.

Зарплаты ниже белорусских. Уровень до налогов примерно такой же, но вот если вычесть налоги, то получают здесь инженеры меньше, чем в Минске. То есть ехать сюда на заработки смысла нет — та же Украина будет лучше.

А уровень цен здесь даже повыше, чем в Беларуси. Например, квартира стоит в среднем 400–1000 евро — в Минске цены минимум раза в полтора ниже. За продукты, коммуналку и прочее я тоже отдаю примерно в два-три раза больше.

Почему в пандемию вернулся жить в Беларусь

В Таллине и в Bolt все оказалось отлично: понятные процессы, интересный проект, приятные коллеги. Когда ударила пандемия, нас перевели на удаленную работу, и я подумал — почему бы пока не вернуться в Беларусь и не поработать оттуда? Минск в целом очень люблю, и решил использовать шанс побыть дома. В Bolt это одобрили, и я поехал.

В Беларусь вернулся на последнем автобусе — прямо следом за мной границы закрыли. Я еще мог вернуться, но зачем — все равно в Таллине пришлось бы также сидеть по домам. В итоге примерно 4,5 месяца проработал из Минска.

В конце июля вернулся в Эстонию. Все по-прежнему работали из дома, зато Bolt выделил бюджет на обустройство домашнего рабочего места — стало гораздо удобнее. Сейчас мы по-прежнему на удаленке, посещаем офис редко, по острой необходимости.

Я не планирую оставаться в Bolt навсегда. Проект закончится, и я, может быть, уйду куда-нибудь еще. Если предложат — за границу, не предложат — вернусь в Беларусь. Специально искать ничего не буду, потому что у меня нет цели куда-то уехать. Для меня важнее проект, а что-то интересное можно найти и в Минске.

Вывод: Что по моему опыту ждут от разработчика-иностранца за границей

Просто плыть по инерции, наращивать чисто технические скиллы и работать по ТЗ не выйдет. Нужно быть общительным, искать что-то новое, не сидеть на месте. Мне кажется это не навыки, а скорее особый склад характера. И у тех, кто решил ехать за границу, обычно уже все это есть — нужно только осознавать, насколько это важно.

По статистике g-mate, минимум 30–50% работодателей готовы рассматривать удаленку, а релокейт среди локаций на второй месте по популярности. И надоевший всем коронавирус — не препятствие: за время пандемии и в России, и за рубежом наём ускорился в 3 раза. Регистрируйтесь в @g_jobbot, подходящие вам вакансии с релокейтом будут приходить в Телеграм.

1414
3 комментария

Из Эмиратов в Эстонию  — вот этот маршрутик) 

1
Ответить

Талеко лли до Таллииннааа

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить