Как удержать внимание 4 тысяч сотрудников на онлайн-обучении
Проблема вовлечения сотрудников знакома каждому бизнесу: компании массово запускают дистанционные курсы, но до их финала доходит в лучшем случае половина слушателей. У кого-то не хватает времени, кому-то становится скучно, а кто-то просто отваливается без объяснения причин.
Мы с командой были в похожей ситуации, но перед нами стояла амбициозная задача — обучить более 4000 страховых агентов. И, в идеале, сделать так, чтобы они не просто прослушали курс, а реально разобрались в продукте и смогли применять новые навыки на практике, уверенно консультируя клиентов.
При этом мы понимали, что при таком масштабе очень легко скатиться в формат «потоковой лекции», чего нам крайне не хотелось. Нам было важно, чтобы каждый участник почувствовал себя неотъемлемой частью процесса. Поэтому мы с командой разработали универсальную формулу вовлеченности, легко масштабируемую на любую сферу корпоративного обучения.
Формула вовлеченности в пяти шагах
Индивидуальная концепция
Для каждого потока обучения разрабатывается индивидуальная концепция, учитывающая особенности тематики и целевой аудитории.
Так, например, для Мастерской по автострахованию мы использовали концепцию автомобильного маршрута, проложенного через всю страну. Участники двигались от одной темы к другой, как путешественники, переезжающие из города в город. В соответствии с этой идеей были созданы все материалы и активности.
Анонсы учебной программы тренеры сняли как мини-экскурсии по городам России. Участники заранее получали приглашения на обучение не в виде сухой рассылки, а в формате видео, где тренер-наставник рассказывал о достопримечательностях своего города и приглашал присоединиться к Мастерской. Это выглядело как приглашение в гости, появлялся интерес и предвкушение встречи.
График обучения мы также визуализировали в стиле дорожной карты, что сразу придавало определённую динамику и поддерживало основную идею Мастерской.
Для прямых эфиров мы создали визуализацию, воспроизводящую салон автомобиля той или иной марки. Наставники рассказывали о правилах страхования или процессе урегулирования убытков, сидя в водительском кресле Порше или Нивы.
Возможно, это мелочь, но эти небольшие фрагменты работы помогли позиционировать Мастерскую как эксклюзивный формат обучения и поддерживать интерес участников.
Повторяющиеся приглашения
Для каждой Мастерской мы рассылаем приглашения несколько раз по нескольким каналам коммуникации. Используем для информирования официальные корпоративные каналы, публикуем видеопосты в профильных агентских группах в соцсетях, снимаем ролики-тизеры и размещаем их в локальных чатах филиалов. Все тренеры команды обучения при проведении любого вебинара или тренинга приглашают в Мастерскую и предлагают сразу перейти по ссылке в учебный канал. В результате мы создаём своеобразное «эхо» приглашений к обучению.
Предварительное вовлечение и создание сообщества
Команда тренеров и методологов создаёт общий чат для участников и начинает общение, формируя комьюнити еще до официального старта программы. Комьюнити становится дополнительной ценностью участия в программе: здесь можно задавать вопросы, проверять свои гипотезы и шаги, быстро найти нужный регламент или форму документа.
Поддержка и чувство причастности к большому профессиональному сообществу дают участникам уверенность и удовлетворённость. Так мы формируем среду, куда хочется возвращаться.
Рекламная кампания
В первую очередь важно «продать» обучение сотрудникам, чтобы повысить интерес к проекту. Это можно сделать, например, через вовлекающие посты или короткие видеоролики.
Мы ведём профильную группу в ВК и регулярно публикуем в ней короткие уроки на различные темы. Анонсы Мастерских видят 6,5 тыс. подписчиков группы.
Кроме того, мы находим «амбассадоров» обучения в каждом филиале. Как правило, это менеджеры агентских групп или территориальные директора, постоянно работающие с агентской сетью и понимающие важность качественной профессиональной подготовки продавцов. Они помогают проинформировать агентов о старте обучения, вступить в группу и разобраться с базой знаний.
Интерактив
Удержать фокус внимания только на образовательных лекциях практически невозможно, поэтому в контент-план включают полезные публикации, обсуждения, конкурсы, викторины, запрос обратной связи и другие активности.
Так в чате Мастерской по автострахованию проводятся серьёзные и шуточные опросы, публикуются «кружки» с приветствиями тренеров, мемы. В день прямого эфира участники получают напоминание и ссылку для быстрого подключения.
Также мы регулярно публикуем видеоуроки, снятые специально для учебной программы. Например, о том, как проводить предстраховой осмотр транспортного средства или как справляться с переживаниями, когда клиент отказывается от страхования.
Конкурсы и баттлы мы используем, чтобы повысить активность и интерес участников. Участники соревнуются в заключении сделок, получая в награду, например, корпоративный мерч. Элементы игры помогают удерживать интерес и активность большой аудитории.
Что у нас в итоге получилось
Так родилась первая «Мастерская 242» — программа углублённого обучения страхованию имущества, и результаты не заставили себя долго ждать.
Почти 5000 человек прошли курс от начала и до конца. При этом вовлеченность стабильно держалась на уровне выше 70%, что очень (и очень!) хорошо для онлайн-форматов.
А из обычного рабочего чата выросло живое сообщество на 10 тыс. участников. Коллеги до сих пор обсуждают кейсы, делятся опытом и лайфхаками друг с другом.
Сегодня у нас работают 3 профильные Мастерские, в которых обучаются продавцы разных категорий и опыта. В группе по имущественному страхованию почти 5000 участников, в Мастерской по автострахованию — около 3000, в Мастерской по личному страхованию — 2800. В каждой Мастерской мы наблюдаем органический рост и неизменно высокий уровень вовлечённости.
Мы убедились, что удерживать внимание аудитории 4000+ участников при реализации долгосрочного обучения можно, если:
- Понимаешь потребность своей аудитории и даёшь нужный ей контент;
- Скрупулёзно выверяешь методологию учебного процесса, используешь правильные приёмы и инструменты, чтобы обучаться было всегда интересно;
- Экспериментируешь с форматами и анализируешь отклик.
Нужно признать факт, что эра скучных вебинаров прошла, и пора осваивать новые стратегии корпоративного обучения.