Мышление будущего в действии: как превратить исследования в востребованные продукты
Alfa Research Center учит компании достигать бизнес-целей с помощью аналитики и технологий.
Почему у одних компаний продукты и сервисы пользуются спросом клиентов, а у других — остаются невостребованными? Ответ на этот вопрос знают специалисты Alfa Research Center. Уже четыре года они помогают Альфа-Банку лучше понимать пользователей и предугадывать их желания. Теперь ARC не просто изучает клиентский опыт, но и делится этими знаниями с партнёрами и всем рынком: ARC предлагает образовательные программы, которые полностью адаптированы под конкретные бизнес-задачи заказчика.
Высокое качество таких программ подтверждает НИУ ВШЭ, где 6 ноября стартует полноценный курс «Продуктовые исследования. Мышление будущего» для студентов HR Tech магистратуры Альфа-Банка. Рассказываем, как образовательные проекты ARC помогают среднему и крупному бизнесу создавать привлекательные для пользователей продукты и сервисы.
Как Alfa Research Center превратил внутренние исследования в образовательный продукт
Центр исследований клиентского опыта Alfa Research Center занимается образовательными проектами с 2021 года. ARC начинал с двухдневных интенсивов для продуктовых команд Альфа-Банка и постепенно масштабировал их до внутреннего продуктового акселератора. Минимальная цель заключалась в том, чтобы научить коллег смотреть на мир глазами клиентов и формировать более конкретные запросы на дальнейшие продуктовые исследования. Цель максимум — научить команды создавать продукты, отталкиваясь от клиента и его потребностей.
Внутренние инициативы показали положительный эффект, и тогда сотрудники ARC поняли, что могут передавать свой опыт и методологию внешним командам. Поэтому, когда в 2023 году в Альфа-Банк обратился один из региональных российских банков с просьбой помочь построить внутри исследовательские процессы, ему предложили новый формат сотрудничества — в виде образовательной программы по продуктовым исследованиям и дизайн-мышлению. Что получил заказчик:
- Двухдневный воркшоп на территории технологичной площадки Alfa Research Center. С него и начался процесс обучения. Три команды регионального банка смогли разобрать особенности продуктовой разработки на примере собственного бизнес-кейса.
Доступ к новейшим технологиям, которые использует ARC в своих исследованиях. Центр оснащен панорамными экшн-камерами для проведения фокус-групп и устройствами для отслеживания взгляда (например, умными очками Tobii Pro Glasses 3), чтобы понимать, на что пользователь обращает внимание в первую очередь. Есть даже сканер эмоций, то есть система нейросетей, распознающая базовые эмоции человека.
Двухмесячный акселератор в онлайн-формате, во время которого представители регионального банка прошли все этапы от подготовки к исследованию до создания и тестирования прототипов. Процесс строился не на абстрактных примерах, а на актуальных задачах заказчика.
- Стратегическую сессию для топ-менеджмента, которая позволила лучше интегрировать полученные знания в бизнес-процессы. Ведь когда ценность приобретенных навыков и необходимость их применения понимают не только рядовые сотрудники команд, но и руководители, это позволяет модернизировать саму рабочую среду.
По итогам первого образовательного курса для внешнего клиента Альфа-Банк получил положительные отзывы, — это лишь подтвердило ценность такого формата сотрудничества. Одним из важнейших показателей успеха стало то, что спустя два года этот заказчик вернулся, чтобы обучить своих новых сотрудников.
«Современная культура создания продуктов опирается на глубокое понимание своей аудитории — это необходимая основа для успешного бизнеса. Поэтому мы строим образовательный процесс вокруг исследовательских механизмов, которые служат рабочим инструментом для достижения бизнес-целей. В ходе обучения участники также знакомятся с современными технологиями анализа поведения и эмоционального отклика клиентов, чтобы в дальнейшем применять их в своей практике».
Почему образовательный курс ARC включили в университетскую программу
Качество образовательных программ ARC отметили и в Высшей школе экономики. Уже в этом месяце курс «Продуктовые исследования. Мышление будущего» станет обязательным для всех студентов HR Tech магистратуры на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ от Альфа-Банка.
Преподавать на курсе будут исследователи ARC — в вузе отдельно оценили их высокую квалификацию. Все они обладают глубоким знанием методологии и одновременно являются действующими практиками, которые опираются на прикладной опыт в бизнесе. Преподаватели сами ежедневно видят, как исследования влияют на развитие продуктов и могут поделиться своими знаниями в понятной доступной форме.
Курс рассчитан на 108 академических часов и будет идти восемь месяцев. Все занятия пройдут на территории Alfa Research Center, где студенты смогут изучать то, как создаются человекоцентричные продукты. Только в отличие от образовательных программ для коммерческих партнеров, здесь обучение будет проходить на примере бизнес-кейсов Альфа-Банка и самой Вышки.
«Под каждого корпоративного клиента мы кастомизируем программу обучения, но основные принципы, скелет, методология остаются неизменными. В зависимости от конкретной бизнес-задачи нашего заказчика мы можем её пересобирать, но классический набор инструментов передаём в полном объеме. Процесс продуктовой разработки в Альфа-Банке, основанный на исследованиях, показал свою эффективность, и мы готовы делиться своим опытом как с российскими компаниями, так и со студентами».
Составители программы отталкивались от структуры производственного процесса Альфа-Банка, основанного на классической модели Double Diamond. Первый этап — стратегический — посвящен поиску и валидации большой идеи с высоким потенциалом для трансформации бизнеса. Этот процесс лежит в основе создания любого продукта или решения. Те идеи, которые в итоге будут выбраны, смогут перейти на следующий этап, где получат более глубокую проработку. Этому посвящена вторая часть курса — продуктовая.
В марте 2025 года ARC уже опробовал программу в рамках пилотного курса, и она получила самый высокий NPS (индекс лояльности, отражающий, насколько продукт готовы рекомендовать другим) среди всех курсов НИУ ВШЭ. Студентами стали уже состоявшиеся профессионалы, сотрудники различных компаний с реальным практическим опытом и пониманием потребностей бизнеса. Они отмечали, что материал преподносится в максимально доступной и понятной форме, а сама программа помогает увидеть, как механизмы исследований работают «вживую». Всё это вдохновляет применить полученные знания в работе, создавая собственные проекты.
Ценность курса заключается ещё и в том, что полученным знаниям можно найти практическое применение в любой сфере, будь то HR, финтех, девелопмент или нефтяная промышленность, и любом направлении — например, в комьюнити-менеджменте.
«Самый классный момент, когда теоретическая часть превращается в твой собственный опыт. В нашей компании мы используем комьюнити именно как инструмент решения конкретных бизнес-задач. Поэтому подход к нему во многом совпадает с логикой продуктовых исследований: мы формулируем гипотезы, проверяем их, проводим исследования не только на старте, но и по мере развития — чтобы понимать, чего не хватает людям и как на это реагировать».
Что ARC может предложить бизнесу для создания прибыльных продуктов и сервисов
После успешного запуска пилотного курса в НИУ ВШЭ стало очевидно, что потенциал у образовательного направления ARC гораздо шире. Всё больше компаний видят в исследовательском подходе не просто инструмент анализа, а способ развивать продуктовые команды и бизнес в целом.
На текущий момент сформировались три ключевых направления, в которых Alfa Research Center развивает свои корпоративные образовательные продукты.
- Исследования для продуктовых команд, где участники учатся понимать логику исследовательского процесса и превращать результаты исследований в реальные продуктовые решения.
- Обучение исследователей и целых исследовательских команд других компаний. Здесь Альфа-Банк помогает им выйти на новый профессиональный уровень. Особенно это ценно для специалистов из агентств, у которых раньше не было опыта работы внутри продуктовой среды.
- Образовательные программы для топ-менеджеров, которые помогают эффективнее внедрить новые или усовершенствовать уже существующие исследовательские процессы в своих компаниях. По итогам таких стратегических сессий у участников появляется четкий план по интеграции новых функций, а также обновленная, понятная и эффективная организационная структура с четко прописанными ролями для сотрудников.
Корпоративные образовательные программы Alfa Research Center уже привлекли внимание множества других партнёров от среднего и крупного бизнеса, в том числе за пределами банковского сектора. Они интересуют представителей самых разных отраслей: от ритейла и девелопмента до управляющих компаний. Исследовательский подход перестал быть инструментом только для IT или финтеха: ARC доказывает, что продуктовые исследования помогают компаниям любого масштаба создавать сервисы, которые действительно нужны людям.