Миллиард на знаниях: как сервис Quora стал «единорогом»

Делая ставку на личный опыт пользователей и постоянно откладывая монетизацию проекта.

Сервис вопросов и ответов Quora в апреле привлёк $85 млн инвестиций, в ходе раунда оценка компании превысила $1 млрд. Обозреватель vc.ru рассказывает, как бывший технический директор Facebook за семь лет построил сервис, на котором ежемесячно почти 200 млн пользователей обмениваются опытом, но пока так и не развил каналы монетизации проекта.

Сооснователь и глава Quora Адам д'Анджело
Сооснователь и глава Quora Адам д'Анджело

В 2009 году в небольшом китайском ресторанчике возле офиса Facebook сидели два молодых сотрудника соцсети — технический директор Адам д'Анджело и Чарли Чивер. За обедом они обсуждали потенциально интересные ниши в интернете, где есть пространство для развития. Небольшое исследование показало, что эта ниша — сервисы вопросов и ответов (Q&A). Только сервис Yahoo Answers привлекал около 50 млн пользователей каждый месяц. Удручало лишь качество ответов: они либо были от людей, которые толком не понимали вопроса, либо их не было вовсе. д'Анджело и Чивер увидели в этом потенциал.

Спустя несколько месяцев они оставили хорошие должности в Facebook и сели за работу над собственным проектом, который в последствие получил название Quora. В одном из интервью д'Анджело говорил, что Facebook достаточно динамично развивался и особой необходимости дальше оставаться в компании не было. «Я понимал, что могу сделать больше, запустив что-то новое», — сказал он тогда.

На рынке уже были десятки Q&A-сервисов, «Википедия», а также тысячи сайтов, которые выдавали Google и другие поисковики. Поэтому основатели Quora поставили перед собой другую задачу: дать не просто ответ, а привлечь людей, которые сумеют поделиться собственным опытом и знаниями. Достижению этой цели способствовал широкий круг друзей среди руководителей крупных интернет-компаний.

Уже спустя несколько месяцев после запуска Quora стала популярна в Калифорнии, а затем и в США. Основная цель д'Анджело — вывести созданную ими модель за пределы США. На полученные в последнем раунде $85 млн он намерен запустить версии на других языках, а также активно развивать инструменты монетизации.

Наполнение сайта и первые инвестиции

В 2010 году, после нескольких месяцев разработки, сервис Quora вышел из закрытого бета-тестирования и стал доступен для всех пользователей. Среди первых вопросов, которые появились на площадке, был вопрос от пользователя под именем «Марк Цукерберг». Он спросил, какой стартап может быть интересным для поглощения. Среди ответов засветилась молодая компания Nextstop, которая занималась подборкой рекомендаций для путешествий на основе информации из социальных сетей. Позже на Quora начали обсуждать, сколько бы могла стоить сделка и как кому-то удалось угадать, что именно этот стартап поглотит Facebook.

Знакомство с ключевыми предпринимателями Кремниевой долины позволило основателям Quora сразу обратить на себя внимание прессы и пользователей. Внимание привлекала и история о том, что стартап запустили двое бывших сотрудников Facebook, один из которых покинул пост технического директора соцсети.

Громкие имена помогали, но молодой сервис нуждался в контенте: никто не придет искать ответы на площадку, где нет даже вопросов. Поэтому д'Анджело и Чивер сами написали более тысячи вопросов и ответов под разными именами. Они занимались этим до тех пор, пока площадка не набрала критическую массу пользователей для самостоятельного наполнения.

В первый же год публичной работы Quora получила до полумиллиона активных пользователей в месяц и $11 млн инвестиций. Лид-инвестором выступил фонд Benchmark Capital, а общая оценка сервиса составила $86 млн. д'Анджело тогда говорил, что деньги пойдут на привлечение новых сотрудников, которые необходимы для развития компании.

При этом у д'Анджело были и собственные средства, которые он накопил за время работы в Facebook. Он инвестировал не только в собственную компанию, но финансировал и другие проекты. Например, д'Анджело — один из первых инвесторов сервиса Asana: в 2009 году он вошёл в группу бизнес-ангелов, которые вложили в стартап $1,2 млн. А в 2011 году он участвовал в раунде А, в ходе которого Instagram привлёк $7 млн. Всего д'Анджело сделал 17 инвестиций. Одна из них — в собственную компанию.

Вероятно, инвестиция от Benchmark была необходима для проверки идеи Quora: экспертиза людей со стороны доказала, что сервис имеет право на жизнь.

Адам д'Анджело и Чарли Чивер
Адам д'Анджело и Чарли Чивер

О жизни 32-летнего д'Анджело практически ничего неизвестно. Он посещал частную школу «Академия Филлипса в Эксетере» (Phillips Exeter Academy). Именно там он познакомился с Марком Цукербергом. Парни подружились и вместе создали музыкальный плеер Synapse, который составлял плейлисты на основе предпочтений пользователя. Высшее образование д'Анджело получил в Калифорнийском институте технологий.

д'Анджело обладает глубокими познаниями в компьютерных технологиях и математике. В 2001 году он стал восьмым на USA Computing Olympiad, а в 2002 году участвовал во всемирной олимпиаде по информатике. Позже журнал Fortune поставит его на 22 место в списке самых умных людей в области технологий.

В 2005 году д'Анджелло пришёл в Facebook на должность инженера. В 2008 году он занял пост технического директора соцсети. В качестве бонуса за работу д'Анджело получил 0,8% акций Facebook, средства от которых затем были использованы для личных инвестиций и развития Quora.

С Чарли Чивером д'Анджелло познакомился в Facebook. До этого он работал в Amazon. Сейчас Чивер значится советником Quora: от активного управления компанией он отошел в 2012 году. Официальная причина ухода — желание отдохнуть.

Вместе с д'Анджело и Чивером делать Quora ушли еще несколько выходцев из Facebook. Ребека Кох, которая была одним из главных дизайнеров Facebook, перешла на ту же должность в Quora. Также компания привлекла Кевина Дера, еще одного инженера соцсети. По состоянию на начало 2011 года аудитория сервиса достигла 500 тысяч зарегистрированных пользователей, на тот момент в компании работали 18 сотрудников. Для дальнейшего развития снова потребовались деньги.

В 2012 году раунд В на $50 млн возглавил сооснователь PayPal Питер Тиль. Он вложил $30 млн личных денег, не используя средства фонда Founders Fund. «Тиль был одним из первых, кто поддержал Facebook. Тогда это нам очень помогло. Он понимает подобные компании», — рассказывал д'Анджело.

Сам руководитель Quora тогда вложил в компанию $20 млн личных средств. Оценка Quora выросла до $400 млн. Полученные средства компания планировала потратить на дальнейшие развитие и популяризацию сервиса.

Вопросы монетизации и первая реклама

Развивать Quora удавалось за счет уникального опыта пользователей. Так, к примеру, на вопрос «Соперничает ли Quora с "Википедией"» отвечал лично основатель «Википедии» Джимми Уэйлс: «Мне уже не один раз задавали этот вопрос. Нет, мы не соперники: "Википедия" и Quora разные продукты с разными целями». А на вопрос о сложностях работы с Элоном Маском отвечали не абстрактные люди, а сотрудники SpaceX. Темы, связанные с руководством и управлением, обсуждали руководители различных компаний, учёные становились активными участниками научных дискуссий.

Именно знания и личный опыт стал главным отличием Quora от других подобных проектов. Это помогало д'Анджело развить и популяризировать проект. Фактически Quora стала единственной -интернет-площадкой, в обсуждения на которой могли прийти руководители крупнейших ИТ-компаний, стартаперы и даже президент США Барак Обама.

Несмотря на активное развитие и рост трафика, у Quora оставалась одна большая проблема. Никто не думал о монетизации проекта. Сам д'Анджело говорил, что популярность площадки для него была важнее доходов, а инвестиции позволяли чувствовать себя уверено. К тому же в компании мало кто представлял, как правильно организовать монетизацию, чтобы не отпугнуть пользователей. Как результат, ни в 2013, ни в 2014 годах о монетизации Quora не было сказано ни слова.

В 2014 году д'Анджело закрывает еще один раунд — Quora привлекла $80 млн при оценке в $900 млн. Основатель Quora прямо заявил, что он еще не успел потратить деньги от прошлого раунда, но новые средства привлек для того, чтобы «сохранить независимость». Возможно, речь о независимости от размещения рекламы и других способов монетизации.

В то время на Quora заходили уже около млн пользователей в месяц. Команда из сотни человек работала над тем, чтобы сделать контент максимально удобным для потребления. Значительные силы ушли на облегчение поиска прошлых ответов и разработку алгоритма, который бы дал пользователям максимально релевантные вопросы и ответы при поиске.

Quora пытается учитывать все доступные данные о человеке, который задает вопрос, и о людях, которые на них отвечают. Например, на вопрос о необходимых навыках для руководителя компании система первыми предложит ответы от генеральных директоров, а не от менеджеров среднего звена. При этом, ответы самих руководителей будут ранжироваться в зависимости от того, насколько полезными были их предыдущие ответы. Столь сложная механика была необходима для того, чтобы Quora не превратилась в Yahoo Answers или другой подобный сервис.

О монетизации сервиса д'Анджело впервые заговорил только в 2015 году. Компания решила показывать пользователям таргетированную рекламу на основе данных о темах, которые их интересуют. Правда, первая такая реклама появилась лишь в 2016 году, поскольку руководство Quora продолжало делать ставку на трафик и рост пользователей, а не заработок.

Конкуренты и планы на будущее

Адам д'Анджело непубличный человек. Его страница в Facebook неактивна, профиля в Instagram у него нет. Единственный канал связи с миром — аккаунт в Twitter. В начале работы над Quora он активно раздавал интервью, но интерес к нему был вызван скорее не из-за нового стартапа, а уходом с перспективной должности: сегодня его доля в Facebook могла бы стоить несколько миллиардов долларов. Впрочем, назвать основателя Quora «обделенным» не получится: журнал Forbes оценивает его состояние в $600 млн, он занял 24 место в списке самых богатых американцев до 40 лет 2016 года.

Сейчас д'Анджело намного реже разговаривает с прессой. Но о новом раунде на $85 млн он рассказал в интервью изданию VentureBeat. По итогам сделки оценка Quora выросла до $1,8 млрд. За семь лет работы сервис стал «единорогом».

Сам д'Анджело намного охотнее говорит не о деньгах, а о дальнейших планах развития Quora. По его словам, за последний год аудитория сервиса выросла почти вдвое и достигла 190 млн пользователей в месяц.

Говорить о конкурентах д'Анджело не любит. Как и Уэйлс он прямо заявляет, что не соперничает с «Википедия», потому что это энциклопедия, тогда как Quora больше похожа на блог личных мнений. То же и с Twitter, который подходит для срочных новостей и общения, а не длинных обсуждений. По его словам, другая функция и у Reddit.

VentureBeat называет наиболее вероятным конкурентом Quora сервис Yahoo Answers. Несмотря на недостатки, которые д'Анджело выделил перед созданием Quora, проект Yahoo все также остается востребован — его аудитория превышает 300 млн пользователей в месяц.

В планах на будущее — дальнейшая популяризация сервиса за счет расширения языковой базы. В августе 2016 года Quora запустила версию сайта на испанском языке, в марте 2017 года стала доступна версия на французском. В будущем компания планирует добавить немецкий и итальянский языки.

1313
18 комментариев

Это тот сайт, где 90% пользователей - индусы?

8

Индусов там меньше 20% (по крайней мере именно столько пользователей из Индии)

http://www.rank2traffic.com/quora.com

Удивительно, как взлетают такие продукты? Завидую. Имхонет закрылся, Отзовик платил за отзывы, насолько помню. Гугло-мэйл ответы сами знаете. Почему люди готовы писать для одних проектов, а для
других нет? Правда, мне это кажется мистикой. Есть догадки? Очень интересно.

3

В статье об этом и говорится. Ценность мнения Марии Петровны (бухгалтер, 35 лет, разведена) на "Ответы Мейл.ру" и от Джимми Уэйлса (основатель Википедии, 50 лет, женат) на "Quora" немного разная.

5

>Только сервис Yahoo Answers привлекал около 50 млн пользователей каждый месяц. Удручало лишь качество ответов: они либо были от людей, которые толком не понимали вопроса, либо их не было вовсе.

В итоге Quora тоже к этому скатился, качество ответов резко упало, люди постят бесполезные ответы лишь бы себя пропиарить или какой-нибудь продукт.

2