[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Alyona Sukharevskaya", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","facebook","google","\u043a\u0440\u0435\u043c\u043d\u0438\u0435\u0432\u0430\u044f_\u0434\u043e\u043b\u0438\u043d\u0430","\u043f\u0435\u0440\u0435\u0435\u0437\u0434"], "comments": 23, "likes": 61, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "23664", "is_wide": "" }
Alyona Sukharevskaya
14 701

«Цель в том, чтобы продать всё это Google или Facebook»

Гендиректор сервиса Liked Russia Павел Кузнецов о минусах и плюсах пребывания в Кремниевой долине.

Поделиться

В избранное

В избранном

Много рассказывать о Кремниевой долине смысла нет, потому что само слово «долина» в этом словосочетании очень условно. Есть технологические компании, которые сосредоточились в Сан-Франциско, Сан-Хосе и на площади между двумя этими городами.

Разумеется, этим мир высоких технологий не ограничивается, даже в самой Долине много говорят о стартапах, находящихся за её пределами, но культовую популярность приобрело именно это место.

Что действительно дает Долина: три весомых плюса

Начнём с трех основных плюсов, так как именно за ними едут толпы жадных до успеха интернет-предпринимателей.

Плюс первый — погода

Я приехал в Долину в начале февраля. После заснеженного штата Нью-Йорк погода была просто сказочной: температура около 20°С, зеленые газоны и деревья, постоянное солнце. Хоть это и Калифорния, фактически Сан-Франциско продувается освежающим холодным воздухом с Тихого океана, благодаря чему температура зимой и летом меняется не слишком кардинально.

Когда приближается лето, температура в среднем растет максимум на 3-5 градусов, очень жарко не становится всё по тем же причинам, и вы, можно сказать, круглый год живете под солнцем с комфортной погодой. Конечно, близость океана иногда вызывает некие погодные колебания: сегодня вы можете ходить в шортах, а завтра уже придется утеплиться, но это больше относится к зиме, чем к летним месяцам.

Лично я не очень люблю постоянное солнце, это непривычно для человека из Санкт-Петербурга, так что после полугода в Долине я просто радовался петербургским облакам, хотя многим такое поведение покажется странным.

Большим и жирным плюсом могу отметить самый лучший в мире климат из тех стран и мест, где я был и когда-либо жил.

Плюс второй — тусовка

Если вы ищете единомышленников, повернутых на успехе и технологическом бизнесе, то в Долине найдете таких с избытком. Каждый день здесь проходят различные «meet up», конференции, встречи и тому подобное, так что скучать не придется.

При этом вы должны понимать, что здесь требуется достаточно приличный уровень английского языка. Конечно, вы можете общаться только с русскоговорящими, но это сильно ограничит возможности для налаживания связей, нетворкинга и свободного времяпрепровождения.

В Долине есть даже группы людей, которые таскаются на всякие встречи из-за халявной еды и напитков, фактически тусовки им не нужны, они просто хотят чем-то заниматься и что-то есть.

Плюс третий — поиск инвестиций и советов

Если вы ищете деньги на свой стартап, то Долина отлично подходит для подобной деятельности. Здесь я много раз знакомился с людьми, которые поднимали деньги достаточно быстро, кто-то даже умудрялся сделать это за сравнительно короткую поездку.

Когда видишь, на какие проекты люди поднимают деньги, то начинаешь осознавать, что гениальную мысль иметь совсем необязательно. Есть огромное количество критериев для получения инвестиций помимо удачной идеи.

Так что поиск инвестора в Кремниевой долине вполне уместное занятие, которое может быть успешным.

Почему я уехал и не пожалел об этом: пять значительных минусов Долины

Минус первый — цены

Прекрасная атмосфера Кремниевой долины несколько омрачается теми условиями, в которых живут интернет-предприниматели.

Дело в том, что $1000 за койку в комнате с 3-4 людьми — вполне обычная цена для этого места. Если в вас есть жилка хиппи, и храпящие и неприятно пахнущие люди (такое бывает) вас устраивают, то вы сможете как-то прожить.

Если же вы не хотите быть в числе «дауншифтеров», то готовьте от $2500 за более или менее приличную квартиру в не самом лучшем районе.

Что касается еды, не назову её уж очень дорогой, но Долина и здесь потребует определенных затрат. Хотя я не раз отмечал более низкие цены на продукты, чем, например, у нас в Санкт-Петербурге. Часто что-то дешевое можно найти в китайских магазинах.

Минус второй — если у вас неудачный стартап, Долина не сделает его успешным

Я начинал как все: тусовки, знакомства и так называемый нетворкинг. Обычно все разговоры завязываются довольно стандартно: «Приветствие, имя, откуда, что за проект». В процессе всей этой деятельности я понял, что люди привозят в Долину совершенно бредовые проекты с мутными перспективами.

Самым запоминающимся человеком для меня был представитель Индии, который сходу сказал, что он сделал «Google для людей», имея, видимо, в виду, что текущий Google, который мы все знаем, недостаточно хорош, а его решение «для людей».

Он сразу стал мне показывать, что из себя представляет его проект. В результате обнаружилось, что «индийский Google» — это чат, разбитый по темам, и, собственно, все. Как он будет его продавать, и кому такое решение понадобится, было совершенно непонятно. Но свои опасения я ему высказывать не стал: уж очень он был воодушевлен небывалыми перспективами своего проекта.

Основные проблемы проектов здесь выглядят так: кому продавать, где взять аудиторию и как не зависеть от чужой технологии (которая сегодня работает, а что завтра — непонятно).

Минус третий — в Долине нет будущих пользователей вашего продукта

Казалось бы, есть простая истина: в Долине множество предпринимателей, но покупатели находятся за её пределами. Если вы не собираетесь прямо сейчас продавать свой проект, а ищете пользователей, чтобы увидеть и показать рост, то совершенно необязательно делать это на территории Кремниевой долины, где на создание проектов вы потратите в разы больше, чем вне её.

И всё равно, хоть истина проста, я встречал очень много умных людей, которые, поднимая инвестиции в Долине, тут же их и спускали, не получая какого-либо ощутимого результата.

Например, посевная инвестиция — это $100 тысяч, что для Долины достаточно смешные деньги. Это расходы на аренду офиса, сборы на команду плюс личные затраты в течение 4-6 месяцев работы, потом деньги заканчиваются, а уже нужно показать рост инвесторам.

За пределами Долины на эти деньги можно было сделать в 3-5 раз больше, но нет, люди упорно хотят быть именно здесь, а успех проекта ставят на второе место.

Минус четвертый — в Долине много новичков, которые пытаются повторять за другими, надеясь на аналогичный успех

Основная мысль таких людей, которых, кстати, в Долине большинство: «Для того чтобы быть успешным, надо быть здесь». И вот начинается бесконечная гонка за образом успешного стартапера.

А что делают успешные стартаперы? Они тусуются, сидят в хороших офисах, имеют много сотрудников и так далее. Давай-ка мы будем делать также, видимо, это и есть путь к успеху.

В итоге большинство людей, которые поднимают деньги в Долине, пытаются скопировать внешние признаки успешной компании, не имея внутри роста самого проекта.

В результате люди с грустными лицами рассказывают истории, как они все правильно делали, но по неведомым причинам у них ничего не получилось.

Минус пятый — ваше время и деньги никто не вернет

Как предприниматель, выросший на российском рынке, я привык выживать и развиваться на свои средства. Для меня была дикостью и вызвала большое удивление та система, которая процветает в Долине. Я кратко расскажу об этом.

У вас есть идея или первый прототип проекта, и вы понимаете, что надо искать инвестора. Почему его надо искать, не совсем понимаете, но так делают все, поэтому делаете и вы.

Допустим, ваша идея не совсем «шлак», и инвестор из Долины всё же нашелся. Он покупает у вас долю в 10% за $100 тысяч, тем самым оценивая вашу компанию в миллион. Этот этап называется pre-seed — посевная инвестиция.

Вы рады и довольны, ведь у вас уже есть миллион, ой, хотя уже $900 тысяч, ну да ладно, для начала уже хорошо. Если все идёт нормально, и вы развиваете проект, то надо искать следующего инвестора, так как деньги заканчиваются.

Следующий раунд — seed. Ваша задача — собрать больше, чем дал предыдущий инвестор за следующие свои 10% , тем самым увеличив оценку вашей компании. Тут и начинается самое интересное.

Инвесторов мало интересует прибыль вашей компании, им важны следующие раунды и рост капитализации, рост стоимости их доли, соответственно. Ваш бизнес играет вторичную роль, его задача просто обеспечивать бумажный рост так, чтобы деньги Долины текли в проект. Затраты при этом тоже растут, так как всё в Долине дорого.

Цель в том, чтобы продать потом всё это какой-то крупной компании типа Google или Facebook, потому что в этом случае все инвесторы зарабатывают столько, что с лихвой перекрывает неудачные инвестиции, сделанные ими ранее.

Даже если вам повезёт, к этому времени ваша доля не будет превышать 10-25% , конечно, это уже сделает вас очень богатым человеком, но такие случаи настолько редки, что вероятность успеха можно назвать призрачной.

Когда я пытался понять, зачем крупным компаниям скупать проекты, то просто проанализировал ситуации стартаперов, которые были поглощены ранее. Обычный сценарий: стартап растворяется в каком-либо гиганте, люди переходят в отделы компаний, бренд перестает существовать. Хотя бывают исключения, например, очки виртуальной реальности Oculus Rift — это вполне самостоятельная компания, хотя была куплена Facebook.

Зачем же тогда гиганты покупают эти компании за сумасшедшие деньги? Все просто: убираем конкурентов, покупаем состоявшиеся таланты, используем их наработки и технологии для улучшения собственных процессов.

Моралью я хотел бы выделить следующее. Вы сами можете сделать вывод из вышесказанного, мой выбор — строить свой бренд для долгого пути собственного развития. Я вижу себя в Долине только тогда, когда мой бизнес можно будет назвать успешным, и я не буду зависеть от законов Кремниевой долины, потому что, находясь там, ты должен отдать все и даже больше.

#Колонка #Facebook #Google #кремниевая_долина #переезд

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления