Современные технологии или дизайн газет и журналов разных эпох
Это длинная статья. Запаситесь терпением или бросьте меня прям здесь, я вас задерживаю.
С детства, лет с 4-х, как научился читать, я стал помешан на печатных изданиях, журналами и газетами был усыпан каждый свободный угол. Благо, на закате СССР (в годах 89-91), подписка была доступной, выписывали все что можно, да и советская пропаганда к тому времени уже не имела такой силы. Появлялись новые издания. Ленина стало меньше, в основном на орденах и медалях в шапке изданий.
Я ловил кайф от каждого журнала, от каждой газеты, будь то ежемесячное издание или ежедневное. Сортировал их по номерам, раскладывал по наименованиям. И сравнивал. Возможно, это и открыло мне путь к свободе в творчестве и дизайне (буду травить картинками, чтоб было веселее):
- Когда ты замечаешь что сегодня шапка газеты расположена наверху, а в завтрашнем выпуске над шапкой куча крупного текста и вобще эта шапка сидит в центре первой полосы издания формата а2.
- Когда сегодня Пионерка в красном цвете, а в четверг в зеленом, я искал в этом некий ход, делал из этого сюрприз, и пытался понять, с чем связан выбор основной краски на этот номер.
- Когда обложку журналу рисует один художник, а для следующего номера другой, но сама композиция не страдает (тут без примеров).
- Или более радикальные вещи, которые происходили уже в России, в годах 92-93-х, когда цены на бумагу и печать резко шагнули в космос, и вместо ежемесячного журнала, ты получаешь сдвоенный, строенный выпуск. Или даже счетвёренный)) Или четверной. Не знаю, есть ли вообще такое слово
- А еще я помню 1993 год, когда часть газет, точнее первые полосы вышли без текста, только логотип газеты, и пустая полоса. Не помню, с чем связано, вроде как был политический кризис, белый дом, пожар, ай яй яй.
Итак, введение вы дочитали, теперь попробую углубиться в суть статьи.
С возрастом, я начал копать глубже, благо отцовские архивы позволили воочию увидеть, потрогать, прочитать прессу, которая старше меня. Да и путешествия по России помогли ознакомиться с локальными изданиями тех лет.
Начну с примера. Газета "Вечерняя Пермь"
Да, бывал я в Перми в 90-х, мой дед, зная мой интерес всегда покупал эту газету. Там еще была популярная газета, то ли звезда какая-то , но я влюбился в именно в "вечерку". Посмотрите, какой шрифт, какой заголовок, и романтичное название "Вечерняя Пермь"
Далее я не был в Перми и вряд ли уже буду, но знаю, газета закрылась, смена владельцев, политика... Вникать не стану. НО, вот пример, та же газета 2000 года. Красивый логотип. И современная по тем годам верстка.
Честно, обидно. В Перми родилась такая газета "Фенька". Пришглось на мое детство. Это был такой сказочный квест в виде газеты, с новой историей и художественным оформлением, который было невообразимо интересно читать и икать в киосках. Это вам не погуглить или скачать за пару секунд с торрента))
Иду далее.
Я являюсь основателем одного литературного проекта и планирую выпустить первый альманах с произведениями современных авторов. В связи с этим, я обратил внимание на современные литературные журналы. Газеты не трогал, там их пара штук, и литературой мало пахнет.
Ну как обратил внимание. Думаю, понятно, что в детстве, у меня уже были все эти Авроры, Юности, Новые миры, Подъемы, Роман-Газеты и прочие издания. Да раньше и книги были на вес золота если что. Да и печатали не всё. Впрочем как всегда.
Итак, возвращаясь к теме статьи. Современные технологии - это прекрасно. Новые двери к новым возможностям. Я ни разу не управлял ракетой, вы доверите мне управление? А ведь кому-то доверили. Вот я и думал, когда на переходе веков я наблюдал, как меняется оформление практически всех изданий, это конец?
"Наука и жизнь", ну вот правда, спасибо, что ты на все начхала и осталась какая ты есть.
А вот пример журнала "Юный Натуралист":
Дизайнер решил, что нужно обязательно использовать фотошоповские тенюшки, градиенты и менять шрифты от номера к номеру.
Приведу еще один пример:
Известный и популярный журнал "Веселые картинки".
или вот
Журнал, который некогда был одним из популярнейших, в нынешней редакции предлагает в подписку ужасного качества продукцию в виде репринтов старых материалов и рекламы, и совсем не работает с художниками, писателями. Да и стоимость такого издания по подписке нереально дорогая, хотя качество печати вызывает смех. Да, я ради интереса был подписан несколько месяцев на этот журнал. Ничего нового кроме рекламы, я в нем не увидел. Все материалы взяты из архивных выпусков. Проще сходить в библиотеку или скачать старые номера журналов и рспечатать своим детям. Будет дешевле и правильнее.
Да и черно-белый логотип на мой дизайнерский взгляд явно лучше крашеного.
А теперь к теме литературных изданий, о которых говорил выше:
Журнал Юность.
Молодцы. Сделали правильный ход, реанимировали старый дизайн в новом шрифте. И ведь стало все прекрасно.
О чем я? Смотрите:
А вот дизайн Юности после распада СССр. в 90-е и 2000-е года.
А вот то ли редакция что-то поняла, то ли рекламщики посоветовали, Юность последних лет:
Такой журнал явно приятнее держать в руках.
Друзья! У меня еще миллионы примеров. Я готов даже по каждому личному вашему совету написать обзор, разбор, напинать и обласкать по справедливости любое издание, о котором вы попросите.
Но, чтобы вы не уснули, я на этом закончу.
Мораль всего поста такова - современные технологии любых времен - это хорошо, но у дизайнера должна быть голова. Делай так, чтобы потом тебя привели в пример. Деньги - это хорошо, но делай красиво!
Спасибо.
Новый логотип и оформление "Юности" — супер-топ.
Здорово, интересно, особенно «Вечерняя Пермь» хорошая находка. Было бы ещё лучше, если бы было больше анализа и интерпретаций.
И с моралью (как итогом) тоже не очень согласна, поскольку напрашивается какой-то такой вывод из поста: привычки визуального восприятия в целом сохраняют свои каноны, но затраты некоторых изданий на дизайн и вёрстку им не соответствуют и на дизайн влияют различные окружающие факторы.
Поскольку когда я смотрю на обложку нынешнего «Юного натуралиста», я вижу там не вину дизайнера, который вдохновлялся WordArtом, но проблему всего издания, которое по каким-то причинам экономит на кадрах. Возможно, это они взяли друга шабашника-дизайнера, может, им без разницы, как выглядит журнал, а может, это их осмысленный выбор. Здесь возможно расследование - а кто этот гений WordArtа в 2020 году? Я думаю, они указывают дизайнера в журнале или на сайте, так что можно его найти и попытаться понять, по что он добавил тени.
вероятнее всего, там нет никакого дизайнера, а его обязанности выполняет верстальщик. А чё сложного-та - картинки рисовать? Любой дурак могёт.
Я с вами полностью согласен. Причин может быть множество. Мой поверхностный вывод эти причины не рассматривает. Для такой конкретики можно писать статьи по каждому изданию конкретно. Благо примеров достаточно, и вот тут уже можно проанализировать и порасследовать.
Как-нибудь сяду, напишу.
Дизайнер решил, что нужно обязательно использовать фотошоповские тенюшки, градиенты и менять шрифты от номера к номеру
Я открою конечно ужасный секрет, но все эти тенюшки градиенты и шрифты в 99,9% случаев "заслуга" главного редактора (обычно женского пола). Сопротивление со стороны дизайнера возможно, но бесполезно, потому что "я начальник ты дурак".
Помню как то в юности моему главному редактору (очаровательной женщине которая раньше управляла овощебазой) не понравилось фото с сельского конкурса доярок. Ну вы представляете какие там на селе конкурсы - по колено в грязи тощие обсиженные мухами коровы и неохватные доярки в резиновых сапогах; вместо грязи было приказано зафотошопить зеленый луг с цветами, мух с коровы и доярок убрать, на морде коровы нарисовать какое нибудь белое пятно чтобы выглядела повеселее. Времени на все было около 20 минут потому что типография уже ждала макетов. Результат вызывал у всех (включая меня) гомерический хохот, но главный редактор была очень горда и потом бегала по администрации воодушевленно показывая эту красоту.
Думаю, пол всё-таки не важен. Склонность к Wordart’у - это, скорее, общечеловеческая черта.
Хотя я представила дизайнера-шабашника, с пузиком и в джинсовом костюме. Но, скорее, это действительно делает какой-то верстальщик или другой сотрудник редакции, который и жнец, и на дуде игрец.
Интересно, спасибо.