Современные технологии или дизайн газет и журналов разных эпох

Это длинная статья. Запаситесь терпением или бросьте меня прям здесь, я вас задерживаю.

С детства, лет с 4-х, как научился читать, я стал помешан на печатных изданиях, журналами и газетами был усыпан каждый свободный угол. Благо, на закате СССР (в годах 89-91), подписка была доступной, выписывали все что можно, да и советская пропаганда к тому времени уже не имела такой силы. Появлялись новые издания. Ленина стало меньше, в основном на орденах и медалях в шапке изданий.

Я ловил кайф от каждого журнала, от каждой газеты, будь то ежемесячное издание или ежедневное. Сортировал их по номерам, раскладывал по наименованиям. И сравнивал. Возможно, это и открыло мне путь к свободе в творчестве и дизайне (буду травить картинками, чтоб было веселее):

- Когда ты замечаешь что сегодня шапка газеты расположена наверху, а в завтрашнем выпуске над шапкой куча крупного текста и вобще эта шапка сидит в центре первой полосы издания формата а2.

обычная шапка с инета
обычная шапка с инета
шапка ниже. не нашел более яркий пример с инета
шапка ниже. не нашел более яркий пример с инета

- Когда сегодня Пионерка в красном цвете, а в четверг в зеленом, я искал в этом некий ход, делал из этого сюрприз, и пытался понять, с чем связан выбор основной краски на этот номер.

зелень с инета
зелень с инета
синева с инета
синева с инета

- Когда обложку журналу рисует один художник, а для следующего номера другой, но сама композиция не страдает (тут без примеров).

- Или более радикальные вещи, которые происходили уже в России, в годах 92-93-х, когда цены на бумагу и печать резко шагнули в космос, и вместо ежемесячного журнала, ты получаешь сдвоенный, строенный выпуск. Или даже счетвёренный)) Или четверной. Не знаю, есть ли вообще такое слово

пример "четверного" номера (12-16 страниц, Карл) фотка с картинок яндекса
пример "четверного" номера (12-16 страниц, Карл) фотка с картинок яндекса

- А еще я помню 1993 год, когда часть газет, точнее первые полосы вышли без текста, только логотип газеты, и пустая полоса. Не помню, с чем связано, вроде как был политический кризис, белый дом, пожар, ай яй яй.

Итак, введение вы дочитали, теперь попробую углубиться в суть статьи.

С возрастом, я начал копать глубже, благо отцовские архивы позволили воочию увидеть, потрогать, прочитать прессу, которая старше меня. Да и путешествия по России помогли ознакомиться с локальными изданиями тех лет.

Начну с примера. Газета "Вечерняя Пермь"

Да, бывал я в Перми в 90-х, мой дед, зная мой интерес всегда покупал эту газету. Там еще была популярная газета, то ли звезда какая-то , но я влюбился в именно в "вечерку". Посмотрите, какой шрифт, какой заголовок, и романтичное название "Вечерняя Пермь"

Вечерняя Пермь днем с женщиной в руках) фотка с инета
Вечерняя Пермь днем с женщиной в руках) фотка с инета

Далее я не был в Перми и вряд ли уже буду, но знаю, газета закрылась, смена владельцев, политика... Вникать не стану. НО, вот пример, та же газета 2000 года. Красивый логотип. И современная по тем годам верстка.

верстка говно, логотип - каефный с инета
верстка говно, логотип - каефный с инета

Честно, обидно. В Перми родилась такая газета "Фенька". Пришглось на мое детство. Это был такой сказочный квест в виде газеты, с новой историей и художественным оформлением, который было невообразимо интересно читать и икать в киосках. Это вам не погуглить или скачать за пару секунд с торрента))

Иду далее.

Я являюсь основателем одного литературного проекта и планирую выпустить первый альманах с произведениями современных авторов. В связи с этим, я обратил внимание на современные литературные журналы. Газеты не трогал, там их пара штук, и литературой мало пахнет.

Ну как обратил внимание. Думаю, понятно, что в детстве, у меня уже были все эти Авроры, Юности, Новые миры, Подъемы, Роман-Газеты и прочие издания. Да раньше и книги были на вес золота если что. Да и печатали не всё. Впрочем как всегда.

Итак, возвращаясь к теме статьи. Современные технологии - это прекрасно. Новые двери к новым возможностям. Я ни разу не управлял ракетой, вы доверите мне управление? А ведь кому-то доверили. Вот я и думал, когда на переходе веков я наблюдал, как меняется оформление практически всех изданий, это конец?

"Наука и жизнь", ну вот правда, спасибо, что ты на все начхала и осталась какая ты есть.

А вот пример журнала "Юный Натуралист":

старые выпуски журнала из инета
старые выпуски журнала из инета
более современные выпуски журнала из инета
более современные выпуски журнала из инета

Дизайнер решил, что нужно обязательно использовать фотошоповские тенюшки, градиенты и менять шрифты от номера к номеру.

вот вообще, о божечки какой современный дизайн. 2020 год. из инета
вот вообще, о божечки какой современный дизайн. 2020 год. из инета

Приведу еще один пример:

Известный и популярный журнал "Веселые картинки".

ВК за апрель 2019. Что за ужасный шрифт в номере журнала
ВК за апрель 2019. Что за ужасный шрифт в номере журнала

или вот

ВК апрель 1990
ВК апрель 1990

Журнал, который некогда был одним из популярнейших, в нынешней редакции предлагает в подписку ужасного качества продукцию в виде репринтов старых материалов и рекламы, и совсем не работает с художниками, писателями. Да и стоимость такого издания по подписке нереально дорогая, хотя качество печати вызывает смех. Да, я ради интереса был подписан несколько месяцев на этот журнал. Ничего нового кроме рекламы, я в нем не увидел. Все материалы взяты из архивных выпусков. Проще сходить в библиотеку или скачать старые номера журналов и рспечатать своим детям. Будет дешевле и правильнее.

Да и черно-белый логотип на мой дизайнерский взгляд явно лучше крашеного.

А теперь к теме литературных изданий, о которых говорил выше:

Журнал Юность.

Молодцы. Сделали правильный ход, реанимировали старый дизайн в новом шрифте. И ведь стало все прекрасно.

О чем я? Смотрите:

А вот дизайн Юности после распада СССр. в 90-е и 2000-е года.

А вот то ли редакция что-то поняла, то ли рекламщики посоветовали, Юность последних лет:

Такой журнал явно приятнее держать в руках.

Друзья! У меня еще миллионы примеров. Я готов даже по каждому личному вашему совету написать обзор, разбор, напинать и обласкать по справедливости любое издание, о котором вы попросите.

Но, чтобы вы не уснули, я на этом закончу.

Мораль всего поста такова - современные технологии любых времен - это хорошо, но у дизайнера должна быть голова. Делай так, чтобы потом тебя привели в пример. Деньги - это хорошо, но делай красиво!

4747
25 комментариев

Спасибо.
Новый логотип и оформление "Юности" — супер-топ.

8

Здорово, интересно, особенно «Вечерняя Пермь» хорошая находка. Было бы ещё лучше, если бы было больше анализа и интерпретаций.
И с моралью (как итогом) тоже не очень согласна, поскольку напрашивается какой-то такой вывод из поста: привычки визуального восприятия в целом сохраняют свои каноны, но затраты некоторых изданий на дизайн и вёрстку им не соответствуют и на дизайн влияют различные окружающие факторы.
Поскольку когда я смотрю на обложку нынешнего «Юного натуралиста», я вижу там не вину дизайнера, который вдохновлялся WordArtом, но проблему всего издания, которое по каким-то причинам экономит на кадрах. Возможно, это они взяли друга шабашника-дизайнера, может, им без разницы, как выглядит журнал, а может, это их осмысленный выбор. Здесь возможно расследование - а кто этот гений WordArtа в 2020 году? Я думаю, они указывают дизайнера в журнале или на сайте, так что можно его найти и попытаться понять, по что он добавил тени.

4

вероятнее всего, там нет никакого дизайнера, а его обязанности выполняет верстальщик. А чё сложного-та - картинки рисовать? Любой дурак могёт. 

2

Я с вами полностью согласен. Причин может быть множество. Мой поверхностный вывод эти причины не рассматривает. Для такой конкретики можно писать статьи по каждому изданию конкретно. Благо примеров достаточно, и вот тут уже можно проанализировать и порасследовать.

Как-нибудь сяду, напишу. 

1

Дизайнер решил, что нужно обязательно использовать фотошоповские тенюшки, градиенты и менять шрифты от номера к номеру

Я открою конечно ужасный секрет, но все эти тенюшки градиенты и шрифты в 99,9% случаев "заслуга" главного редактора (обычно женского пола). Сопротивление со стороны дизайнера возможно, но бесполезно, потому что "я начальник ты дурак".

Помню как то в юности моему главному редактору (очаровательной женщине которая раньше управляла овощебазой) не понравилось фото с сельского конкурса доярок. Ну вы представляете какие там на селе конкурсы - по колено в грязи тощие обсиженные мухами коровы и неохватные доярки в резиновых сапогах; вместо грязи было приказано зафотошопить зеленый луг с цветами, мух с коровы и доярок убрать, на морде коровы нарисовать какое нибудь белое пятно чтобы выглядела повеселее. Времени на все было около 20 минут потому что типография уже ждала макетов. Результат вызывал у всех (включая меня) гомерический хохот, но главный редактор была очень горда и потом бегала по администрации воодушевленно показывая эту красоту.

2

Думаю, пол всё-таки не важен. Склонность к Wordart’у - это, скорее, общечеловеческая черта.
Хотя я представила дизайнера-шабашника, с пузиком и в джинсовом костюме. Но, скорее, это действительно делает какой-то верстальщик или другой сотрудник редакции, который и жнец, и на дуде игрец.

1