КАК за 1.5 месяца взыскать с недобросовестного контрагента 4.5 миллиона рублей без судебных разбирательств?

Участники:

  • КЛИЕНТ – поставщик продукции (назовем его Артур), который обратился за юридическими услугами.
  • КОНТРАГЕНТ – крупная компания, с которой работал КЛИЕНТ.

Все имена и названия компаний были изменены.

В начале 2021 года к нам в BKL Consulting за юридической помощью обратился Клиент. Он является поставщиком продукции и работает со многими крупными фирмами.

Клиент более 5 лет работал с контрагентом ООО «Формакс». Между ним и ООО «Формакс» был заключен длительный договор, согласно которому, ООО «Формакс» еженедельно закупает продукцию у Клиента с отсрочкой платежа (отсрочка составляет 10 дней).

У ООО «Формакс» в постоянном режиме висит дебиторская задолженность (задолженность перед Клиентом, т.е. долги к получению: она возникает, когда товары реализованы, а денежные средства за них еще не получены).

Сама по себе дебиторская задолженность в целом – не хорошо и не плохо. Она возникает при нормальной хозяйственной деятельности компании вследствие заключения договоров, когда товар или услуга оплачивается не сразу. И в целом обе стороны это устраивало, и они работали в таком режиме несколько лет.

В начале 2021 года Клиент узнает, что ООО «Формакс» ушел от него к другому поставщику (итоговая разница в стоимости товара исчислялась буквально копейками). Они заплатили по последним документам и, без объяснения причин, ушли к другому поставщику.

Клиент был крайне удивлен, не готов к такой ситуации, учитывая вполне дружеские отношения и постоянный режим «дебиторской задолженности» .

То есть по факту, ООО «Формакс» оплатили сумму по договору, но не позаботились об оплате пени- неустойки, исчисляемой непрерывно, нарастающим итогом в процентах за каждый день просрочки. В жизни, чтобы правильно выстроить процесс взыскания такой задолженности, необходимо учитывать ряд правовых аспектов, которые помогут быстро получить деньги. И справиться одному с этим очень проблематично.

Клиент понимал, что он прав, но не понимал, как это доказать и, что вообще с этим можно сделать. Именно поэтому он обратился ко мне, чтобы проконсультироваться у юриста , может ли он предъявить какие-либо требования к ООО «Формакс» и что для этого нужно сделать.

После выяснения всех нюансов мы начинаем глобальную работу: я запрашиваю у Клиента все документы. На этом этапе важно проанализировать все необходимые документы, которые подтвердят факт наличия дебиторской задолженности (договор, счета-фактуры, акты выполненных работ или услуг и иная документация).

В цифрах это выглядело так:

  • 3 привлеченных специалиста;
  • около 45 дней анализа документов;
  • более 1000 платежных поручений;
  • более 2000 товарно-транспортных накладных (далее – ТТН);
  • более 200 страниц расчетов;
  • 3 года архивной документации (так бы собрали за весь срок, но срок исковой давности вносит свои коррективы).

В процессе анализа, было выявлено, что схема работы была следующая: каждые 7 дней ООО «Формакс» получал товар, имея 10-ти дневную отсрочку, и приехав во вторые 7 дней, он мог не погасить еще прошлую задолженность, но взять вторую партию товара.

В результате произошло колоссальное наслоение. Оплата была с постоянной отсрочкой, а так как процесс был непрерывный на протяжении нескольких лет, и никто особо за этим не следил. И возникла ситуация, когда сроки взыскания дебиторской задолженности просто пропускались. Отдельно хотелось бы отметить что КЛИЕНТ регулярно опаздывал с своевременной оплатой.

А здесь, ВНИМАНИЕ, самое главное, в ходе нашего аудита и расчётов выяснилось, что суммарная задолженность невыплаты неустойки Клиенту от ООО «Формакс» составляет более 9 млн рублей . И речь идет даже не о задолженность в чистом виде, а только о пене. Вы бы видели лицо Клиента в тот момент!

Мне кажется, он думал, что я шучу, озвучивая эту цифру. Но все было очень серьёзно и основательно. Такая сумма произошла из-за того, что то фактическая задолженность была погашена, но вот все остальное…. В договоре было указано, что оплата производится либо с указанием ТТН, по которой она производится либо, если не указано какая оплата, то поставщик имеет право зачесть эти деньги за предыдущие периоды.

Следующим этапом было оформление официальной претензии в адрес ООО «Формакс» (она получилась на 200 листах, включая все расчеты по задолженности). Это было нашим первым шагом на возможности получения долг без суда.

На связь ООО «Формакс» вышли через полтора часа после получения претензии в электронном виде. Был телефонный звонок Клиенту, в ходе которого было решено встретиться очно и провести переговоры.

Этот вариант нас вполне устроил: когда есть понимание, что контрагент не утратил способность погасить долг, а стороны в состоянии вести диалог, то есть возможность пойти на компромисс. Также, при удачном раскладе это исключает лишние расходы и иные неприятные последствия, связанные с принудительным исполнением.

На очной встрече присутствовали юристы с обеих сторон, я представлял интересы Клиента. Со стороны ООО «Формакс», кроме юриста были генеральный директор и его заместитель позже Клиент признался, что если бы не обратился за помощью к юристу , то он психологически не выдержал бы противостояния с тремя людьми.

Нам встречной стороной была представлена контраргументация на 8 листах и с суммой на 3 миллиона , отличающаяся в меньшую сторону.

Было очень интересно наблюдать их расчеты, учитывая, что у нас это заняло 1,5 месяца, а у них – 3 дня.

Переговоры были непростыми и напряженными. Ранее Клиент не принимал участие в них, и поэтому он волновался. Но то, что его тоже сопровождал юрист – подбадривало и придавало уверенности: ведь психологический фактор может сыграть в любой момент, а здесь он знал, что я не дам допустить такую ситуацию.

Наличие рядом с собой юриста - это не просто хороший тон, но и гарант правильности действий в будущем. Просто внимательно прослушав диалог сторон, я уже видел схему будущей возможной сделки.

Спустя несколько часов на основе тщательного анализа соотношения интересов сторон было принято обоюдное решение: Клиент предоставляет ООО Формакс, 50% скидку от суммы, которую назвала наша сторона, а ООО Формакс в свою очередь закрывают долг единым платежом.

Этот вариант абсолютно устроил обе стороны процесса.

В результате – даже не понадобилось судебное разбирательство . Все решилось по обоюдному согласию и на первых переговорах.

Как итог – довольный клиент, у которого на счете 4,5 млн рублей , на которые он совсем не рассчитывал. Даже не хочется думать о том, что было бы, если бы он не обратился за качественной юридической помощью .

Если вы оказались в похожей ситуации, или у вас есть сомнения по другим вопросам, где необходима помощь юриста , вы можете связаться со мной любым удобным для вас способом. Иногда одно, правильно принятое решение, влияет на значительное количество событий в вашей жизни.

11
1 комментарий

И чем же контрагент "недобросовестный"? Если смотреть с точки зрения деловых взаимоотношений, он просто закрыл все свои обязательства и ушёл к другому поставщику (рыночное решение), а вот ваш клиент решил отомстить и начать прогибать его на том, что раньше было "джентльменским соглашением".