Психологические ловушки собственников, тормозящие бизнес

Компания и ее основатели постоянно бросают вызов сами себе для улучшения компании изнутри и принимают внешние вызовы от рынка и государства. Это объективные сложности с которыми бизнес сталкивается каждый день. Если преодолевает, то развивается.

Параллельно с этими вызовами существует партизанская подрывная деятельность идущая из головы. Это наши паттерны и установки, которые срабатывают на автомате и совсем не так, как нам хочется. Проблема работы с этой группой - ее некому выявить. Бороться с поеданием сладкого, может только сам сладкоежка, но что если он не считает себя таковым?

Наше агентство плотно работает с бизнесом, в том числе с собственниками и в этой статье я расскажу о самых частых видах саботажа развития бизнеса.

Страх роста

Один из моих партнеров как-то саботировал продажи, потому что боялся, что мы не сможем вывезти объем и из-за этого в итоге пострадает репутация.

Методы тут используются самые разные:

  • Затягивание подписание договоров уже с решившими купить;
  • Недожимание тех кто в раздумьях;
  • И даже завышение цены, для того, что бы отпугнуть на старте.

Разумеется, у него для каждого из этих действий были свои "разумные" объяснения. Но по факту, в речи всегда было слышно:

А как же мы выполним работы по этому клиенту? А что будет, если мы возьмем новых?

Партнер не понимал, что чтобы расшириться нужны новые сотрудники, а их надо брать, когда есть нагрузка, или им будет просто скучно и они уйдут. После того, как мы это проговорили - отношение к продажам у партнера сильно изменилось.

Однажды я даже видела, как собственник, который не любил продажи, но вынужден был закрывать крупных клиентов, собирал слабую команду. Она генерировала ему немало проблем, и на продажи времени просто не оставалось) Но как только ты замечаешь этот механизм и уделяешь ему внимание - он тут же перестает работать и ты начинаешь двигаться с ускорением.

Не хочу-не буду!

Мотивация для старта бизнеса у всех своя, но в целом есть жгучее желание заниматься тем, чем хочется, а не тем, что скажут. Проблема в том, что это возможно только, если у тебя есть сильный партнер с мощными компетенциями, которые перекрывают твои слабые места. Если такого партнера нет и есть области, которые тебе хочется скинуть на сотрудников, не разбираясь - эти места и будут в итоге тебя тормозить. Потому что сотрудник, который сможет взять на себя ответственность и без указаний настроить процессы с нуля - экземпляр редкий и часто дорогой. Многие молодые предприниматели терпеть не могут документооборот и учет дебиторки. В какой-то момент оказывается, что есть огромные задолженности у клиентов, но как их взыскать, если подписанных документов нет? Или приходит запрос из налоговой и ситуация аналогичная.

В действительности многие процессы которые нам не нравятся, просто кажутся нам сложными из-за того, что мы и не пытались с ними разобраться. Слона нужно есть по частям.

Настраивай процессы, которые тебя раздражают в первую очередь.

Стоит однажды навести там порядок - поддерживать его станет легко, а предметная область перестанет тебя бесить. Дышать станет легче. Вопрос перестанет генерить проблемы и загрузку твоей операционки и все начнет двигаться быстрее.

Все это про то, что там, где тесно, некомфортно и хочется умотать - твоя точка роста.

Из моих личных установок: я продолжительное время работала в сероватом бизнесе. С такими кейсами на конференции не позовут, да и мне самой сфера гордости не добавляла. Когда я вернулась в белые направления появилась необходимость сделать нашу работу публичной, это явная точка роста - продавать становится проще и быстрее. Но я продолжала "не отсвечивать" по привычке - причин, чтобы отложить были десятки.

Как только я словила себя на этом - работа над контентом пошла ускоренными темпами.

"Это не я сделал на отвали, это обстоятельства"

На собеседовании я прошу вспомнить какую-то неудачу и потом объяснить мне причины провала. В 4 из 5 случаев я слышу ответ типа: "Так вышло". У предпринимателей это встречается реже, но у каждого второго точно.

Объяснять неудачи в конкретном месте завалом, тупыми сотрудниками и прочими обобщениями - дорога в никуда. Так вы никогда не сделаете работу над ошибками. Да, у вас завал, но вы приступили к выполнению задачи и ваши неверные решения - результат вашей деятельности. А если не приступили к решению - это же тоже ваш выбор. Вы можете или исправить это, или оставить как есть с заявлением: "Так сложилось". Примите тот факт, что это вы так сложили и тогда, вы сможете найти, что и где было не так - избежать повторной ошибки в будущем.

Есть отличный инструмент - ретроспективы. Я начала использовать сначала для себя, потом внедрили и в компанию. Об использовании его в команде можно почитать тут.

Невозможность(Нежелание) делегировать

В основании этой ошибки лежит установка типа: "Никто не сделает лучше меня".

Может, ты действительно суперпрофессионал, но уж точно не во всем сразу. В 90% вопросов высокая экспертность и не нужна. Ты спокойно мог бы отдать выполнение сотрудникам, НО уже пробовал и сделали тебе все не так, как надо и все равно ты переделывал.

История стара как мир. Когда узнаешь как была поставлена задача - все встает на свои места.

Делегирование - мощный инструмент, которым еще нужно научиться пользоваться.

Прими как факт, что оно работает, иначе не было бы крупных компаний. Рост строится на декомпозиции задач и их делегировании.

И если у тебя это не работает, то тут варианта 2:

  • Ты зачем-то нанял дурака - в это вериться с трудом
  • Или ты не умеешь это делать. Надиктовать в WhatsApp задачу, без вводных, без критериев качества, не согласовав, что будет хорошим результатом - это не делегирование, это добровольное согласие на провал с преднамеренным снятием с себя ответственности.

Залипание в операционке

Ежедневно ты сталкиваешься с десятками насущных задач, в которых требуется твое участие. В этом случае есть 2 основных линии поведения: или ты начинаешь как водяная мельница загребать все, что под руку попадет и разруливать, или тебя все это демотивирует и мозг отправится на поиски дешевого дофамина в соцсети, мессенджеры и ютубы.

Операционка важна, но в этом режиме ты не способен видеть возможности и находить решения стратегических задач. Как только это произошло, считай ты застрял!

Необходимо обязательно выделять хотя бы день для работы над вопросами стратегии развития.

Большое видится на расстоянии.

О важности взгляда на бизнес издалека: https://vc.ru/growth/116668-zoom-in-zoom-out-kak-inogda-vazhno-byt-slepym-v-razvitii-produkta

Бери и делай!

Это девиз любого тренинга по мотивации. Даже если ты - тот редкий предприниматель, который не видел мотивационных видео с подобными прокламациями - ты точно это слышал от своих друзей.

В реальности в бизнес идут люди с аналитическом скиллом. Это может сильно вредить, ведь кроме возможностей ты видишь миллион подводных камней. В поиске идеальной точки входа, ты останавливаешься и даже не замечаешь, что уже полгода компания не развивается. Ты не пробуешь новое, потому что во всех вариантах что-то мутно, не точно и много рисков,

Если тебе захочется сказать: "Что за ....! Вот я знаю ребят, которые не дружат с цифрами и у них классные компании", - воздержитесь. Я не говорю про конкретную аналитику цифр! Речь идет об анализе, т.е. умении разбить целое на части, увидеть связи. Без этого скилла ты просто не поймешь клиента и не увидишь, с каким продуктом будет круто выйти на рынок.

Вместо заключения:

Самая большая глупость – это делать то же самое и надеяться на другой результат

Не уверена, что это сказал Эйнштейн, но эта фраза драйвит меня очень сильно.

Я конкретизировала ее для себя:

Делая одно и то же, тем же способом – глупо ожидать другой результат.

Не проваливайся в автоматический режим, отслеживай реакции себя и команды!

И да прибудет с вами сила осознанности!

33
8 комментариев

Делая одно и то же, тем же способом – глупо ожидать другой результат. 
Вот это ооочень откликается, надо регулярно произносить себе эту фразу)

1
Ответить

Понравилась статья, спасибо! Как раз с данной проблемой столкнулся 

1
Ответить

Надеюсь будет полезна)

Ответить

Спасибо за статью! Со всем согласен, вот только делегировать на самом деле сложно, через огромную текучку находится 1 более менее сотрудник, на которого можно положиться, да и то он может отлететь т.к. есть конкуренция компаний на таких сотрудников и их зп, если ты стартапер, то не сможешь выделить столько, чтобы закрыть потребность сотрудника как в крупных компаниях. В итоге крутишься:
1. Не хватает времени на стратегию (а это и даст доп. бюджет на специалистов, которые повысят доход и дадут тебе время на стратегию, которая  опять же и может повысить бюджет) 
2. Нет времени обучать (т.к. погружен в работу сам)
В итоге в этой круговерти предприятия закрывается в 90% случаев
Собственник не должен погружаться в кручении винтиков и шпунтиков), а должен видеть весь механизм для корректной работы компании и ее роста

Ответить

Немного не уловил для какой аудитории статья - мне видится какой то производственный кооператив, где партнеры сами при этом выполняют определенную работу на операционных позициях.

Видимо, это микро бизнес, где сами основатели работают и для их это первый бизнес.

Потому что для бизнеса с наёмной командой половина пунктов нерелевантна.

Ответить

Вопрос отличный. Это имеет место и в малом бизнесе и в среднем где собственник участвует в процессе, например в виде ген дира, а не просто инвестора.
В крупном, конечно, другая история.

Ответить