Как выбрать музыку для кафе, бара, ресторана, салона или магазина?

Многие предприниматели сталкиваются с проблемой подбора музыки для своего заведения. В результате владельцы бизнеса решают обратиться к стриминговому музыкальному сервису, который используют у себя в машине или дома, включают онлайн-радио, скачивают плейлисты из интернета.

Но в один прекрасный день все может пойти не по плану…

Под видом обычного посетителя в заведение приходит секретный агент. Он заказывает себе чашку кофе и садится за столик читать журнал. Через некоторое время этот человек подходит к руководству и просит договор с правообладателем музыки, которая играла в заведении. Музыкальные треки у агента записаны на видео. Руководство растерянно, потому что договора, конечно же, нет. Агент начинает заполнять бумаги и грозится штрафом до 300 тысяч рублей. Далее суд и серьезные денежные потери…

Ликбез по законодательству об авторских и смежных правах

Предприниматели, которые не вникают в нюансы, связанные с музыкой в их заведении, рискуют нарваться на серьезный штраф. Российское законодательство гласит: использование известных песен в публичном месте без заключения договора с правообладателем или организацией, представляющей его интересы, влечет за собой серьезные штрафы.

Who is an agent?

В ситуации, которая была представлена, секретный агент - человек, представляющий организацию по защите интеллектуальных прав песен, композиторов и издателей: РАО (Российское авторское общество) или ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности). По ст. 1278 ГК РФ ВОИС он имеет право осуществлять фото- и видеосъемку в целях судопроизводства.

Конечно, Eminem вряд ли узнает, что его незаконно скачанные из интернета треки играют в московском фитнес-клубе, поэтому агенты этих организаций помогают защищать его авторские права.

Что нельзя включать в заведении без договора?

Известные музыкальные стриминговые сервисы предназначены только для личного некоммерческого использования и ни в коем случае не для публичного. То же самое касается и радиостанций, так и телевизионных музыкальных передач.

Чтобы легально проигрывать музыку в общественных местах, необходимо платить отчисления правообладателям или в авторские общества (ст. 1324 и ст. 1252 ГК РФ).

Я хочу, чтоб в моем бизнесе все было законно!

Для того, чтобы использовать материалы, на которое распространяется авторское право, нужно заключить лицензионный договор с правообладателем или организацией, защищающей его интересы. Авторское право касается самого произведения, его владельца, имени, публикации и неприкосновенности. Музыкальные треки с текстом или без являются объектом авторских прав.

РАО занимается вопросами по авторскому праву, а ВОИС осуществляет правовую защиту по смежному. Смежное право - право на интеллектуальную собственность, фонограммы, вещание в эфир, а также на результаты этого использования.

На примере проще понять разницу между авторским и смежным правом. Василий Пупкин придумал мелодию и текст для музыкального произведения, он является автором музыки и слов. Он имеет авторское право. Анжелика Иванова исполнила песню Василия Пупкина, записала ее на студии “Нота”. Так как Анжелика исполнитель у нее есть смежное право на данное произведение, как и у студии звукозаписи (смежное право лейбла звукозаписи).

РАО и ВОИС активно реализуют свои полномочия в области охраны авторских прав. И с каждым годом становится все больше судебных решений по данному вопросу.

Когда не надо платить?

Платить за использование музыки для фона в заведении необходимо в любых случаях кроме тех, когда музыканты сами исполняют свои треки вживую и заранее отказались от защиты РАО и ВОИС.

Можно ли выиграть суд?

Организация может выиграть процесс при разбирательстве в области авторских прав, если запись, предоставленная суду, не позволяет точно определить место, откуда осуществляется воспроизведение музыки. Но лучше не надеяться на такой случай, а заранее оформить все нужные документы.

А как же тогда правомерно использовать фоновую музыку?

Есть несколько вариантов, как легально использовать известную музыку для бизнеса, не нарушая при этом авторское и смежное право.

1. Заключить лицензионный договор напрямую с правообладателем

Можно договориться с музыкантами и заключить с ними или с их лейблом договор. Часто авторское право на музыкальные произведения артистов принадлежат их лейблу.

Этот путь довольно затруднительный, если нет выходов на музыкантов (а как бы хотелось подружиться с Билли Айлиш…). Поэтому, по статье 1242 ГК РФ, можно заключить договор с организацией коллективного управления (ОКУ). Правообладатель имеет соглашение о передаче полномочий по управлению правами ОКУ. Таким образом, ОКУ получает вознаграждение и перечисляет их автору. Но об этом чуть позже.

Плюсы: это недорогой вариант, но в зависимости от музыканта и лейбла Минусы: поиск правообладателей - трудозатратный процесс; плейлист будет ограниченным.

2. Использовать треки с открытой лицензией

Лицензия Creative Commons (СС) подразумевает, что музыканты заранее отказались от права на вознаграждения, поэтому выкладывают свою музыку в открытый доступ. Есть несколько сайтов, где можно найти такую музыку для заведения, но необходимо внимательнее отнестись к их пометкам. Если, например, есть у мелодии пометка “Non commercial”, то включать ее в кафе или салоне красоты запрещено.

Источник: https://fonmix.ru/ru/avtorskie-otchislenija-v-rao-i-vois
Источник: https://fonmix.ru/ru/avtorskie-otchislenija-v-rao-i-vois

Плюсы: бесплатный способ
Минусы: сложно найти треки подходящие по всем пометкам; сомнительный стиль произведений.

3. Использовать старую музыку, на которую срок авторских и смежных прав истек

Каждое музыкальное произведение имеет авторское право, чаще всего еще и смежное, но срок действия прав может закончиться. Тогда произведение становится общественным достоянием. 70 лет со дня смерти автора должно пройти, чтобы авторское право перестало действовать. Срок для смежного права - 50 лет со дня создания записи.

Здесь нужно быть предельно осторожными, есть много подводных камней. Например, Анжелика Иванова исполнила произведение Василия Пупкина в 2007 году, а умер Василий в 1947. Срок авторского права истек, а смежного еще действует. Так что использование этого произведения в качестве фоновой музыки в заведении будет незаконно.

Плюсы: бесплатный способ
Минусы: стили классической и ретро музыки подходят далеко не для каждого заведения.

4. Заключить договор с РАО и ВОИС

Для того, чтобы это сделать, нужно обратиться к региональному представителю РАО и ВОИС. Там подсчитают сумму ежемесячных выплат и подготовят договор. Сумма формируется исходя из количества посадочных мест, площади, типа заведения и других параметров. На их сайтах есть вся подробная информация, в том числе и о действующем законодательстве в области смежных прав. РАО и ВОИС представляют интересы большинства музыкантов, поэтому у них огромная база музыки, которую можно использовать для бизнеса.

Плюсы: легальное использование музыки для бизнеса; полная защита от штрафов и судебных разбирательств.
Минусы: необходимо ежемесячно готовить отчеты об используемых треках (много бумажной волокиты).

5. Заключить договор с компанией посредником

Можно не заключать договор с РАО и ВОИС, а обратиться к частным дистрибьюторам легальной музыки. На рынке есть много сервисов, например, Fonmix, РадиоСпаркс, Музкафе и другие. При оформлении подписки, бизнес получает легальный контент, а правообладатели будут спокойны, что за проигрывание их произведений они получат выплаты.

Нужно быть предельно аккуратными при выборе сервиса. Сотрудники могут доказывать, что с помощью их сервиса российское законодательство не нарушается. В итоге может оказаться, что это не так, и предпринимателю придется самостоятельно доказывать свою правоту. Компания должна гарантировать легальное использование музыкального контента в соответствии с действующим законодательством.

Также при выборе сервиса необходимо обратить внимание на его интерфейс и функциональность. В ряде сервисов есть возможность только нажать на кнопки “play” и “stop”. Если же хочется самостоятельно составить подборку для заведения, можно воспользоваться, например, сервисом Fonmix.

У некоторых сервисов есть возможность ежемесячной автоматической отчетности. Это очень удобная функция избавит предпринимателей от лишней бумажной волокиты.

Плюсы: в некоторых сервисах отчетность в РАО и ВОИС автоматизирована; большая музыкальная медиатека.
Минусы: есть ряд сервисов, которые не гарантируют защиту от исков; у некоторых сервисов мало функций.

Итоги

Почему-то законодательство об авторских и смежных правах у россиян не особо на слуху. Люди упускают такие нюансы в своем бизнесе, а потом кусают локти на судебных разбирательствах. Есть несколько вариантов, как не нарушить законодательство: оформление договора с РАО и ВОИС или же с компанией посредником. Можно воспользоваться и бесплатными вариантами, но быть при этом предельно аккуратными и включать только треки, подходящие по параметрам.

Давайте уважать авторские и смежные права музыкантов, чьи произведения делают нашу жизнь чуточку лучше.

И не нарушать законодательство, чтобы бизнес в нашей стране только развивался и процветал.

Желаем удачи!

88
3 комментария

Угу, в итоге через посредника - самый адекватный способ.

Пытались мы как-то и бесплатные треки найти и договор напрямую заключить - всё фигня.
Сами сервисы-посредники обычно не так уж много денег берут за свои услуги, а головняк снимают конкретно.

Оглядываясь на свой опыт поиска альтернативных вариантов могу с уверенностью сказать здесь, что скупой платит дважды...

Почти во всех сервисах есть бесплатный тестовый доступ, так что лучше поюзайте, присмотритесь какой наиболее удобный и функциональный будет, а потом уже покупайте.

2
Ответить

А не подскажете какой сервис в итоге используете?

1
Ответить