«Обычные автокомпании оцениваются рынком слишком дорого»

Инвестор Стив Бланк о том, почему компания Tesla стоит дороже других автопроизводителей.

«Обычные автокомпании оцениваются рынком слишком дорого»

Неправильно сравнивать Tesla с другими автопроизводителями. С начала двадцатого века структура транспорта оставалась неизменной — люди продолжали находиться в салоне (кареты или автомобиля), только первая приводилась в движение лошадьми, а второй — двигателем внутреннего сгорания. Теперь карету можно найти только в музее, возможно, такая участь ожидает и современный автомобиль. Tesla меняет саму суть транспортировки.

Электрические автомобили меньше загрязняют атмосферу, имеют меньше движущихся частей, двигаются тише, чем существующие автомобили. Транспортной отрасли необходима технологическая революция, и она может стать причиной того, что беспилотные электромобили станут доминирующей формой транспорта к середине века.

Это плохая новость для существующих автомобильных компаний. Во-первых, они имеют огромный опыт в разработке и создании двигателей внутреннего сгорания — навык, который при переходе на производство электромобилей станет бесполезен. Через несколько лет от традиционных автомобилей останутся только стены и крыша.

Во-вторых, несмотря на масштабы автомобильной промышленности, за плечами у Tesla больше опыта и вложений в экосистему электромобилей, чем у кого-либо. Инвестиции Tesla в литиево-ионную аккумуляторную фабрику Gigafactory, дизайн электропривода и производство превышают инвестиции остальных автопроизводителей вместе взятых.

В-третьих, будущее электротранспорта связано с беспилотным вождением. В зависимости от доли участия человека в управлении выделяют несколько уровней:

  • Уровень 0. Вождение в обычном режиме — водитель самостоятельно регулирует ситуацию на дороге, руки всегда на руле, нога на педали.
  • Уровень 1. Вспомогательные функции автомобиля — интеллектуальные функции повышают уровень безопасности и комфорта. Водитель нужен для разрешения всех чрезвычайных ситуаций.
  • Уровень 2. Частичная автоматизация — часть задач может быть автоматизирована, однако пока контролируется водителем, который остается, в большинстве случаев, вовлечен в процесс вождения.
  • Уровень 3. Условная автоматизация — автомобиль управляет большинством важных для безопасности функций, водитель берет на себя управление только при сложных сценариях.
  • Уровень 4. Высокая автоматизация — самостоятельное движение возможно в большинстве дорожных условий без вмешательства человека. Водитель становится пассажиром.
  • Уровень 5. Полная автономия — полностью автоматизированное вождение в любых условиях без водителя-человека.

Каждый уровень автономии требует экспоненциального роста объема разработки программного обеспечения и инноваций. Автомобили постепенно превращаются в компьютеры на колесах.

«Обычные автокомпании оцениваются рынком слишком дорого»

В-четвертых, крупные компании работают по заданной заранее бизнес-модели и имеют установленные показатели эффективности. Но когда происходят технологические сбои, изменить бизнес-модель бывает сложно. Очень немногим компаниям удается без потерь перейти от одной модели к другой. И хотя Tesla идет в авангарде новой технической революции в транспорте, нет никакой гарантии, что она станет конечным лидером.

Вопрос не в том, почему Tesla так высоко оценивается рынком, а в том, почему существующие автомобильные компании не оцениваются, как раньше оценивались лошадиные повозки. Урок усвоен — немногие лидеры рынка в меняющейся отрасли оказываются способны подчиниться новым правилам. Активы, опыт и менталитет, которые делали их лидерами в прошлом, мешают видеть будущее.

77
18 комментариев
Комментарий удалён модератором

Ну так это часть экономики будущего, где электростанций на мазуте не будет, будет только зелёная энергетика.

И про нацию вы зря. Вы видимо считаете, что мы дофига умеем в физику, но это почему не помогает на создавать хорошие продукты.

4
Ответить

Панда, лезь обратно на бамбук.
У ДВС КПД сколько?
а у электродвигателя?
а у ТЭЦ на твоем мазуте?
Ты хочешь сказать, что электрокар с динамикой ~2,5 до сотни ест условного топлива больше бензиновых аналогов (которые при тапке в пол жрут по полведра)?
Я не говорю уже о спокойном режиме вождения.

И да, ничего что электроэнергия может браться не только из мазута? Солнечные батареи, ветряки, АЭС, ГЭС, геотермальные электростанции для тебя по-прежнему не существуют?

Прежде чем нацию обвинять на себя посмотри.

Статья, конечно не без изъяна. Стив Бланк мог бы обмолвиться, что рыночная стоимость зависит не только от того, что это суперкрутой суперновый продукт но и еще от ожиданий пользователей/потребителей. А эти ожидания весьма эффектно подогреваются харизматичной фигурой Маска.

5
Ответить

тоже задавался вопросом таким, было мнение, что хотя бы вредные выбросы при производстве батарей больше сконцентрированы за пределами города) Нежели при обычных движках вс.

Ответить

Готовься жрать ягель, лишнехромосомный мазуто-электрик, представитель нации лепил петухов из гавна.

Ответить

Правило первое - защищай свои инвестиции.

6
Ответить