Как грамотно оформить стартап?

Когда «не слишком рано» и «уже не поздно» юридически оформить стартап, как выбрать форму собственности, систему налогообложения.

Привет, меня зовут Аня, и я работаю в консалтинговой компании Audit Expert.

Мы часто сталкиваемся с вопросами от основателей компаний по оптимальному юридическому оформлению: когда «не слишком рано» и «уже не поздно» юридически оформить стартап, как выбрать форму собственности, систему налогообложения и тд.

В этой статье мы поделимся основными принципами, на которые следует обратить внимание при создании своего стартапа:

  1. Зачем нужно юридически оформлять стартап?
  2. Когда нужно юридически оформлять стартап?
  3. Как выбрать организационно-правовую форму?
  4. Как выбрать форму налогообложения?

Часть 1. Зачем нужно юридически оформлять стартап?

Казалось бы, вопрос очевидный. Нужно и все. Но при понимании целей, намного проще выбрать верный инструмент. Поэтому перечислим наши цели при регистрации стартапа:

  • Необходимо юридически закрепить договоренности между основателями по отношению к распределению долей и голосов
  • Необходимо принимать и производить платежи
  • Необходимо юридически закрепить отношения с контрагентами и заключать договоры
  • И, конечно, чтобы не было проблем с надзорными органами: )

Часть 2. Когда нужно юридически оформлять стартап?

Раз-два-три, выдыхаем. Не нужно сразу на этапе идеи бежать и срочно открывать ИП. Чтобы всем потом говорить: «Я бизнесмен-ипэшник».

Игорь, Генеральный директор Audit Expert

Во-первых, это не очень выгодно: если вы поторопитесь, откроете ИП, и у вас там не будет ни одной операции, то все равно придется заплатить страховые взносы в размере 32 448 рублей на ОПС и 8426 на ОМС. А идеей вы можете и перегореть (тогда оплачивать взносы еще больнее, проверено на личном опыте).

Во-вторых, вы не знаете, кто будет участвовать в бизнесе и в какой роли. Вдруг к вам присоединится технический специалист, который будет готов работать без оплаты, но за долю. А вы ИП. Придется регистрировать ООО или АО, а налоги на ИП все капают.

Чтобы не было таких неприятных ситуаций, все нужно делать правильно и вовремя. Давайте определимся, когда стоит начинать ломать голову над юр лицом и системой налогообложения.

Если ориентироваться на циклы создания стартапа, то можно выделить следующие этапы:

  • Идея
  • Поиск и оценка потенциального рынка сбыта
  • Планирование бизнес-модели
  • Прототипирование
  • Проверка прототипа на потенциальной ЦА
  • Выбор и создание функционала MVP (тут пора регистрировать, если у вас несколько кофаундеров и MVP представляет из себя дорогостоящую разработку)
  • Запуск MVP
  • Привлечение первых клиентов и получение стабильных оплат (тут точно пора регистрировать стартап. Причем обратите внимание, что оплаты стабильные и в данном случае важен не их объем, а частота)
  • Масштабирование проекта

*На любом из этапов возможно прекращение деятельности или пивот*

Итак, наступило время, когда у бизнеса появились первые операционные признаки существования. Значит, пора бы его уже официально зарегистрировать, чтобы потом не было проблем.

Вы уверены в количестве учредителей, чтобы можно было правильно распределить доли между участниками.

Вы определились с бизнес-моделью (как и на чем будете зарабатывать), чтобы можно было правильно выбрать форму собственности.

Часть 3. Как выбрать форму организационно-правовую форму?

Существуют следующие формы организации собственности:

  • Самозанятый
  • Индивидуальный предприниматель (ИП)
  • Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
  • Акционерное общество открытого типа
  • Акционерное общество закрытого типа

Но что из этого подходит именно вам? На что обратить внимание?

  • Количество основателей

Если основатель один человек:
Можно начать с самозанятого или ИП. Если проект предполагает расширение команды (найм сотрудников), заключение договоров с СМБ или обороты более 2,4 млн в год, то лучше сразу открывать ИП. К тому же в деловой среде статус индивидуального предпринимателя выше статуса самозанятого.

Но если хотите выглядеть совсем «солидно», то примите на заметку: крупные компании предпочитают работать с юридическими лицами. Еще хорошо, если юрлицо открыто не вчера, а имеет какую-то историю. Итоги: Если основатель один — можно начать и с ИП. ИП может нанимать сотрудников в отличие от самозанятого, так что на первое время хватит для масштабирования команды.

Если на носу уже контракт с крупным заказчиком, то лучше отдать предпочтение ООО, уточнив у контрагента заранее, готовы ли они работать с ИП. Если нет, открываем юрлицо.

Если основателей несколько:

Самозанятых и ИП мы сразу отметаем, в этих организационных формах невозможно поделить доли между основателями. Остаются варианты: ООО, ПАО, НАО.

В плане распределения долей варианты равнозначны. В случае с ООО учредители вносят уставный капитал пропорционально своей доле в бизнесе. В акционерных обществах акционеры выкупают доли в бизнесе через ценные бумаги (акции). При этом акционерное общество больше подходит для крупного бизнеса. Например, если вы планируете привлекать инвестиции в свой проект от многих акционеров.

Отчетность и требования к ней проще у ООО, чем у акционерных обществ. К тому же АО нужно раз в год проводит обязательную аудиторскую проверку, которая тоже стоит денег.

Итоги:

Если основателей несколько и инвестиции планируете привлекать через личные взносы, от ограниченного количества инвесторов, то выбирайте ООО. Будет проще. Можно получить статус МСБ, льготы, поддержка МСБ. В обществе может состоять до 50 участников. Возможна электронная регистрация (без пошлины и затрат на нотариуса). Ответственность по обязательствам ограничена размером вклада.

Если мыслить на перспективу, то ООО продается и покупается. Зайдите в раздел продажи готового бизнеса одного известного агрегатора.

Если же проект очень масштабный и сразу нужно установить сложную организационную структуру, то ваш вариант — АО. У вас будет неограниченное число учредителей. Собрать нужную сумму для реализации бизнес-плана получится гораздо быстрее. А при эмиссии еще и отсутствует уплата подоходного сбора.

  • Желаемое распределение долей

Очень часто основатели приходят с запросом, что хотят поделить голоса (доли) поровну. И все бы ничего, но когда основателя два и доли делятся 50/50 — запомните, это путь в никуда.

Представьте первый конфликт интересов между учредителями (да-да, когда-то он неизбежен). Каждый будет бесконечно доказывать свою правоту, а финальное решение так и не будет принято. Итог: бизнес катится по наклонной, в аналогичном направлении движутся и теплые личные отношения горе-предпринимателей.

  • Риски, ответственность

Конечно, тонкостей еще много, но про них стоит написать отдельную статью. Чем мы как раз скоро и займемся : )

Часть 4. Как выбрать форму налогообложения?

Когда вы уже поняли, какой юридический тип предприятия вам ближе всего, перейдем к наиболее тонкой теме — налоги. Сейчас типы налогообложения сильно диверсифицированы, поэтому зачастую начинаешь теряться и, недостаточно разобравшись в вопросе, выбираешь не самый подходящий вариант для своего бизнеса. Так, спокойно! Сейчас все объясню.

Если вы работаете в качестве самозанятого:

Как грамотно оформить стартап?

Если вы открываете ИП:

Как грамотно оформить стартап?

Если вы открываете другой тип ЮЛ:

Как грамотно оформить стартап?

Это лишь малая часть информации, которую стоит учитывать при юридическом оформлении стартапа. Но вам не нужно знать про каждую тонкость, потому что далеко не все из них будут относиться к вашему виду деятельности. Задача консультанта — выявить ваши требования и стратегию продукта, чтобы подобрать оптимальный вариант с самого начала деятельности и избавить учредителей от головной боли в дальнейшем.

Если вы планируете открывать стартап и хотите сделать это сразу грамотно с заделом на его дальнейшее легкое развитие и масштабирование, то пишите нам. Мы поможем : )

Контакты:

Почта: info@auditexpert.pro

Telegram: @anna_kladchenko

1717
10 комментариев

Приятного читать. Грамотная подача. Чувствуется уровень. 

4

Большое спасибо :)

1

Спасибо большое за статью, полезно!

3

Спасибо :) Рада, что было полезно

1

Очень полезная информация, спасибо за статью! 

2

Для ООО какие есть ограничения при переходе от одной системы налогообложения к другой (как часто,  есть ли затраты и т.д.)?

1