Исследование выпускников Яндекс.Практикума: кто находит работу после обучения

Что хорошего в публичной проверке обещаний с лендинга и что теперь будет с рынком профессионального онлайн-образования

Привет, я Миша Янович, работаю в Яндекс.Практикуме. Мы пришли к команде Института образования «Высшей школы экономики» и попросили проверить, как складывается жизнь наших студентов после выпуска. Они провели исследование: выяснили, как долго выпускники Практикума ищут работу, какая у них зарплата, сколько вообще тех, кто смог трудоустроиться после наших программ. Мы публикуем первый в России публичный отчёт о мониторинге трудоустройства наших студентов и рассказываем, зачем нам всё это.

«Если не подтверждать результаты, вся отрасль воспринимается как сплошной обман»

Ключевая проблема профессионального онлайн-образования в России в том, что не очень понятен результат. Вот как это обычно выглядит в рекламе: людям обещают за месяц новую профессию и зарплату в 100 000. Это, конечно же, невозможно, но люди верят, платят за это обещание десятки и сотни тысяч рублей, а результат могут и не получить.

Данные о том, сколько выпускников действительно смогли найти работу после обучения, непрозрачны. А если кто-то и публикует такую информацию, то она, как правило, не верифицирована: бренд может рассказывать от своего имени про любые победы своих выпускников, у пользователя нет возможности всё это проверить.

Невозможно трудоустроить все 100% выпускников — это зависит не только от программы или команды, которая её делает, серьёзная мотивация нужна от самих студентов. Но непрозрачность результатов снижает доверие к отрасли в целом: люди видят отзывы разочарованных студентов и думают, что везде обман, никакого результата тут получить нельзя. Нам важно, чтобы профессиональное образование не скатилось в инфобиз в плохом смысле этого слова. Это когда эксплуатируют ошибку выжившего: берут один успешный кейс и делают его символом успешного успеха. Чтобы сделать рынок прозрачнее, нужны внешние эксперты, которые проверят обещания с лендинга.

Как мы решились на публичный мониторинг результатов наших выпускников

Посмотрели, как это устроено в Штатах: мы уже год обучаем студентов в Америке и видим, как подтверждают свои результаты американские компании. Например, в Калифорнии ты не можешь выйти на рынок с обещанием стопроцентного трудоустройства — закон запрещает такое, и за этим строго следят. Ещё в США есть внешние организации, которые разрабатывают методики для оценки результата. Компания проходит такой мониторинг и имеет право написать на своём сайте, что было такое-то исследование, а такая-то компания верифицировала результаты.

Штаты обожглись: там есть Феникс Юнивёрсити с лицензией высшего учебного заведения. В 2010 году этот университет получил 4,95 миллиарда долларов выручки в год, — это безумно много; для сравнения, у Курсеры 300 миллионов в 2020 году.

В Феникс Юнивёрсити набрали очень много студентов и не смогли их нормально выучить — эти люди заплатили за обучение, но не смогли найти работу. После этой истории государство стало регулировать сферу профессионального образования, появились законы и требования к проверке результатов. В 2009 году у Феникса было 450 000 студентов — из-за скандала это количество стало снижаться.

Практикум стал инициатором первого подобного исследования в России. Мы видели свои результаты и хотели сделать прозрачной эту информацию, подтвердить через внешнюю организацию. Поэтому пришли к Вышке, отдали им данные и стали ждать результатов. Команда Института образования при НИУ ВШЭ регулярно публикует статистику и аналитику про разные аспекты образования, у них есть методология и опыт — они эксперты в том, чтобы проводить такой мониторинг.

Что показало исследование

Выпускников спрашивали обо всём, что помогло бы собрать однозначную статистику. Выясняли, как долго они искали работу, что поменялось в их жизни — например, стали они зарабатывать больше или нет. Работа над методикой исследования, сами опросы, вся аналитика были на стороне Вышки.

Вот что выяснила команда Института образования Вышки: 71,1% выпускников получили работу по новой специальности. Ещё у нас есть внутренняя цифра: за год работы Практикума больше 1000 наших выпускников нашли работу. В исследовании участвовали не все из этой тысячи — эксперты Института образования опросили только тех, кто выпустился больше полугода назад, потому что примерно на такой срок мы ориентируемся в оценке трудоустройства студентов.

Тысяча трудоустроенных выпускников — это важная цифра. Сейчас мы помогаем получить работу более чем 150 выпускникам в месяц. Планируем, что к 2025 году у нас будет уже две тысячи человек в месяц, которые нашли работу после учёбы в Практикуме. Это наша цель для российского рынка.

Тезис про 71,1% трудоустроенных звучит красиво, но надо помнить про фильтры, через которые так или иначе проходят все наши студенты:

  • часть ребят отваливается в процессе — по нашим данным, до конца обучения доходят 69,3%;
  • вычитаем тех, кто и не хотел менять работу — например, маркетологи, которые учат аналитику, чтобы прокачаться в своей профессии;
  • вычитаем тех, кто хотел, но передумал — мы понимаем это, когда видим, что человек не откликнулся ни на одну вакансию.

Остаются те, кто действительно планирует искать работу. В исследовании видно, что большинство выпускников находят подходящие позиции за четыре месяца — так было у 79% опрошенных. Часть из этих ребят получили работу ещё во время обучения — это 16,3%.

Планируем проводить и публиковать такие исследования дважды в год, чтобы отслеживать результаты
Планируем проводить и публиковать такие исследования дважды в год, чтобы отслеживать результаты

Медианная зарплата — 66 000 рублей. Это значит, что половина трудоустроенных получает меньше, а ещё половина — больше этой суммы. Для сравнения, по подсчётам Росстата медианная зарплата в России в 2021 году составит 30 457 рублей.

Медианные зарплаты по каждому направлению можно сверить с общей медианой в исследовании
Медианные зарплаты по каждому направлению можно сверить с общей медианой в исследовании

Каким мы видим будущее рынка онлайн-образования

Одно исследование не поможет решить проблему недоверия к профессиональному онлайн-образованию. Чтобы справиться с этим, надо превратить нашу тысячу трудоустроившихся выпускников в десять тысяч, а потом и в пятьдесят. Но мы начинаем движение в сторону более прозрачного рынка.

Публичный мониторинг результатов упростит пользователю выбор. Нормальную программу сделать не так сложно: все понимают, чему надо учить. Самый главный вопрос — как будут учить, чтобы привести пользователя к ожидаемому результату. Поэтому, когда человек встанет перед выбором, он будет смотреть не на программу (все они примерно одинаковые), не на регалии преподавателей (это круто, но имеет мало отношения к качеству образовательного опыта). Теперь можно посмотреть на результат других студентов, который подтвердили сторонние эксперты.

Я уверен, на российском рынке есть игроки, которые и до этого честно рассказывали о результатах своих выпускников. Просто теперь они смогут делать это лучше — с верифицированной методикой, с единым подходом к исследованию. О таких образовательных результатах можно говорить открыто: смотрите, всё по-честному. Краш-тесты для автомобилей работают точно так же: мы покупаем машину и можем быть уверены, что она прошла все нужные испытания.

Исследование, которое Институт образования ВШЭ провёл для Практикума, — это наше приглашение рынку: присоединяйтесь, начинайте тоже верифицировать собственные результаты. Потому что теперь мы будем учить пользователя применять этот фильтр при выборе курса.

Через год—два такие исследования станут стандартом, и это изменит рынок: повысится ценность тех продуктов, где обещают трансформацию и действительно дают её.

Провести исследование не так уж сложно, главное — им должны заниматься внешние эксперты. Мы готовы помочь любой компании, которая тоже хочет верифицировать свои результаты: расскажем про свой опыт, познакомим с командой Вышки, которая проводила мониторинг трудоустройства среди наших выпускников. Вот почта для любых вопросов: media@praktikum.yandex.ru.

3939
2 комментария

Из 79%, которые находят работу в ИТ в течение 4 месяцев, нужно вычесть среднее количество тех, кто и так бы (без курсов) нашёл бы работу в ИТ в течение 4 месяцев. Учитывая, что на курсы записались самые активные и целеустремленные. И имеющие денежную подушку, позволяющую не размениваться на предложения в не-ИТ сферах... 

1
Ответить

Уважаемый, Михаил Янович, почему в исследовании выборка только по 5 направлениям обучения? В самом исследовании я так же не нашел обоснование такой выборки. Не является ли это натягиванием статистики за счет профессий с более высокими средними зарплатами?

Ответить