[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Vladislava Rakhmanova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 73, "likes": 33, "favorites": 55, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "24849" }
Vladislava Rakhmanova
12 947

Инструкция: как уберечь компанию от штрафов по закону о персональных данных

Рекомендации от юриста, основателя сервиса по защите интернет-бизнеса E-docs Анара Костенко.

Поделиться

В избранное

В избранном

Роскомнадзор продолжает свою деятельность по «спасению» интернета, и на этот раз под прицелом оказались почти все владельцы сайтов. С 1 июля 2017 года в силу вступают новые изменения в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), которые ужесточат санкции по отношению ко всем лицам, собирающим персональные данные. Теперь штрафы будут достигать 295 тысяч рублей.

Чем это грозит владельцам сайтов

Начать стоит с разъяснения того, что такое персональные данные. В первую очередь под эту категорию попадают электронная почта, имя, фамилия и номер телефона. А с недавних пор Роскомнадзор начал относить к персональным данным адрес места жительства, IP и даже сведения, получаемые при помощи cookies.

Так, если ваш сайт собирает такую информацию, то Роскомнадзор автоматически относит вас к операторам персональных данных. То есть вы обязаны уведомить ведомство о наличии специальной документации, которая регламентирует вашу деятельность. А теперь подумайте, много ли осталось сайтов, в которых нет личного кабинета или формы сбора информации?

Неужели начнут штрафовать?

Штрафовали и раньше. Один из самых интересных кейсов произошел в октябре 2016 года, когда Тамбовская городская юридическая компания была оштрафована за сбор персональных данных. Уже тогда суд занял позицию Роскомнадзора, приравнял электронную почту и номер телефона к персональным данным и обязал компанию выплатить административный штраф в размере 1 тысячи рублей.

Да, всё верно, одна тысяча. И если раньше нарушители выплачивали не больше 10 тысяч, то с 1 июля штрафы смогут достигать 295 тысяч рублей для юридических лиц и 75 тысяч рублей — для физических лиц.

Что может послужить основанием для проверки сайта

Существуют два ключевых основания: жалоба и проведение плановых проверок. Согласно данным Роскомнадзора, по сравнению с 2013 годом количество жалоб выросло практически на 60% — c 10 016 обращений до 33 814. Стоит учитывать, что никто не застрахован от жалобы со стороны конкурентов. Растет и количество проводимых проверок: если в 2013 году их было 743, то в 2016 году — уже 2053.

Какие еще могут быть последствия

Помимо вышеупомянутых штрафов, сайт будет внесен в «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных», что грозит повышенным вниманием со стороны Роскомнадзора. Также следует приготовиться к проверкам документов о порядке обработки персональных данных, даже если вы внесены в «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».

Как защитить себя от штрафов

К счастью, если все персональные данные вы получаете через сайт, то можете защитить себя от большинства штрафов и претензий самостоятельно. Чтобы сделать сбор персональных данных полностью легальным, достаточно выполнить ряд действий:

  1. ​Если ваш сайт расположен на зарубежных серверах, то вам следует перевести его на сервера на территории РФ. Адрес нахождения вашего сервера, если он вам неизвестен, можно узнать у хостинг-провайдера.
  2. Составьте «Политику обработки персональных данных», соответствующую законодательству и подходящую для вашего сайта. Этот документ регламентирует и описывает все действия, осуществляемые с персональной информацией пользователей сайта.
  3. Составьте локальные акты, регулирующие действия с персональными данными. Этот пункт поможет избежать большинства штрафов в случае проведения проверок со стороны Роскомнадзора.
  4. Добавьте во все формы обратной связи на сайте кнопку или галочку с текстом «Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных». Подтверждение желательно сделать обязательным. Не стоит думать, что посетители перестанут оставлять свои данные — это только повысит доверие к сайту.
  5. Для полной защиты удостоверьтесь в том, что сайт собирает информацию посредством cookies только с разрешения посетителя (данные с IP и cookies Роскомнадзор также признает персональными).
  6. Предоставьте посетителям сайта возможности по распоряжению своими персональными данными через обращения по электронной почте. Для этого укажите email-адрес в «Политике обработки персональных данных» и опубликуйте его на сайте для общего доступа, чтобы каждый посетитель мог ознакомиться с правилами.
  7. Заполните и подайте уведомление в Роскомнадзор. Обязанность в уведомлении есть у многих владельцев сайтов и организаций (исключения описаны в п. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных» №152-ФЗ). Форма уведомления есть на сайте РКН. Особое внимание обратите на порядок подачи уведомления.

Как правильно составить политику конфиденциальности

  • Укажите термины. В политике обработки персональных данных нужно сразу обозначить понятия, которые вы будете использовать: администрация сайта, пользователь, персональные данные, обработка персональных данных, конфиденциальность персональных данных, cookies, IP-адрес.
  • Перечислите категории персональных данных, которые вы собираете и обрабатываете (имя, электронная почта, номер телефона и так далее). Учитывайте все категории персональных данных, которые будете собирать и использовать.
  • Укажите цели сбора персональных данных. Основная цель — выполнение условий договора с пользователем, а также предоставление доступа к функциональности сайта.
  • Установите условия обработки персональных данных. Укажите сроки обработки, порядок охраны и основные нормативные акты, на основе которых составлен режим обработки персональных данных.
  • Предоставьте пользователям возможность удалить свои персональные данные при обращении. Опишите порядок предоставления такой возможности и способ связи с оператором персональных данных.
  • Укажите меры по защите персональных данных. Это может быть шифрование, установка паролей, хранение в защищенных местах и другие способы защиты информации.
  • Добавьте дополнительную информацию. Например, порядок изменения условий политики и разрешения споров.

Ознакомиться с шаблоном политики можно здесь.

Как заполнить и подать уведомление в Роскомнадзор

Уведомление об обработке персональных данных направляется в территориальный орган Роскомнадзора в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом.

Перед отправкой уведомления советую проверить полноту и правильность его заполнения. Уведомление должно содержать следующую информацию:

  1. ​Наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора.
  2. Цель обработки персональных данных.
  3. Категории персональных данных.
  4. Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются.
  5. Правовое основание обработки персональных данных.
  6. Перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки.
  7. Описание мер, предусмотренных статьями Федерального закона «О персональных данных», в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств.
  8. Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты.
  9. Дата начала обработки персональных данных.
  10. Срок или условие прекращения обработки персональных данных.
  11. Сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки.
  12. Сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации.
  13. Сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Для подачи уведомления нужно:

  1. Перейти по ссылке на сайт Роскомнадзора и заполнить форму.
  2. После заполнения отправить форму, нажав на соответствующую кнопку на сайте. Одновременно с отправкой вы получите форму для печати.
  3. Распечатать форму в двух экземплярах. Формы должны быть подписаны руководителем организации.
  4. Отправить подписанный бумажный вариант формы в территориальный орган РКН по месту регистрации (по почте или лично).
  5. Дождаться ответа от Роскомнадзора по почте (как правило, занимает не больше месяца). Также можно узнать о статусе заявки по телефону или с помощью специального сервиса на сайте Роскомнадзора.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления