Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»

Дизайнер Владимир Лифанов из агентства «Супрематика» о создании айдентики ресторана Grut — работы, вошедшей в шорт-лист «Каннских львов».

Как и многие дизайнеры, я ждал «проект мечты». В моем случае это была айдентика для ресторана. За годы работы у меня так и не было возможности попробовать себя в этой сфере, не считая «Хардкорбара», который уже много лет ожидает своего заказчика.

Прелесть айдентики любого ресторана в том, что тут нет привязки к чему-либо. Можно работать на чистой эмоции, рисовать что угодно.

Летом прошлого года такой заказ ко мне пришел. Это был ресторан Grut с брутальным интерьером, расположенный на самом юге Москвы. Первый вопрос, возникающий в голове, — зачем вообще мог появиться ресторан подобного уровня у метро Домодедовская? Это почти на краю вселенной.

На первой встрече руководство Grut деликатно заметило, что они сделали не только лучший, но и еще и единственный ресторан в округе. В наследство от закрывшегося пивного бара ресторану досталась пивоварня, расположенная прямо внутри заведения, и уже придуманный характерный интерьер с текстурами сухого дерева. Лампы, висящие над столами в виде сухих длинных коряг. Старый логотип был в виде шишки хмеля.

Отдельно озвучили условие: не использовать иллюстраций на основе текстуры сухого дерева. Его и так много в интерьере, вдобавок подобные текстуры уже использовали все, кто мог.

До открытия оставалось полтора месяца.

Часто видение проекта дизайнеры формируют сразу же, еще на первой встрече. В моем случае было примерно так же. Я вывел для себя три важных ощущения:

  1. ​ Надпись Grut должна быть вертикальной. Я не знал почему, но чувствовал это.
  2. Символ должен быть круглым. Это точно.
  3. Текстуры дерева использовать всё-таки надо. Это внутренний протест дизайнера против оков брифа, фигурально выражаясь.

Первые три знака я сделал, переосмыляя старый логотип. Это никуда не годилось. Пусть даже шишка-стакан очаровательна. Не годилась и надпись: я же решил, что она будет вертикальной.

Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»

Следующим этапом я предположил, что паттерны из дерева можно складывать в иллюстрации — и получать пейзажи.

В итоге получился совсем холодный лунный ландшафт. Боль, печаль, грусть и одиночество. Не то место, где я бы хотел скоротать вечер в обществе приятной дамы.

Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»

Но то, что деревянные текстуры могут быть чем-то большим, показалось интересным.

Тогда пришло время птички Грют. Если взять стандартный распил дерева, расколоть его пополам и сместить, получится птичка.

Сейчас, конечно, у меня самого бы возникли вопросы: например, а при чем тут птица? Но тогда мне важно было не найти объяснение, а изящно применить деревянную текстуру.

Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»

Предполагалось, что все носители стиля будут вручную заштампованы этими кругляшами в чернилах. Кроме птицы стали появляются другие интересные образы.

Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
​

На встрече концепт был принят, мягко говоря, прохладно. Точнее, вообще был не понят. Закрученную вокруг бутылки палку не оценил никто. Заказчик предложил не привязываться к деревянным текстурам.

До открытия оставалась неделя. Мы отправили отдельно надпись GRUT, чтобы хотя бы приклеить название на дверь, и стали искать дальше.

Вертикальная надпись, деревянные текстуры. И черт с ним, с круглым знаком. Пусть тогда сквозь надпись проглядывает дерево.

Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»

Этот вариант встретил ледяную стену отторжения. Хотя казалось бы, ну вот же — красота.

Ресторан открылся. Айдентики не было. Оставалось одно — пропадать. Или отказываться от своих принципов. Окей, пусть надпись будет горизонтальная.

Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»

Так и быть, не будет деревянной текстуры. Но круглый знак будет. И появилась монограмма G — странное, незамкнутое кольцо.

Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»

Где-то знак стал ручкой пакета, а где-то — скобкой на меню. Думаю, это хороший образ того отчаяния, куда я медленно опустился.

Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»

В то лето я жил в загородном доме, по дачной традиции обитом деревом. В какой-то момент я стал замечать, что могу минутами стоять, просто уставившись в стену, пытаясь найти решение. Я решил вернуться к тому, с чего начал полтора месяца назад.

Тогда я подумал, что тот самый мертвенный лунный пейзаж из второй презентации должно что-то оживить. Например, коровы или горные козлы, которые будут пастись в этом пейзаже.

И внезапно все заиграло. Появились горы, склоны, речки, овраги, равнины. Текстура может стать чем угодно, надо лишь добавить туда животных. И они добавлялись и добавлялись.

Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»
Письмо в редакцию: «Ресторан открылся, а фирменного стиля всё не было»

Получился весьма философский проект. Надо было просто дождаться, пока кончатся плохие варианты, и начнутся хорошие. И заодно осуществился проект мечты, который набрал (и еще наберет) массу фестивальных наград.

1717
14 комментариев

на 3:04 тема раскрыта.

12
Ответить

Отдельно озвучили условие: не использовать иллюстраций на основе текстуры сухого дерева.

Послушал, сделал наоборот, profit!

4
Ответить

Полтора месяца убил, ниочём.
Пока дочитывал думал, что за шлак)
и в последнюю минуты вытащил всё-таки зайца из шляпы, реально прикольно:thumbsup_tone3:

2
Ответить

Хороший финал.
Удачи!

Ответить

Молодец Владимир, восхищён!

Ответить