Как умирает дресс-код: чего ждать от офисного стиля после пандемии

Исследователь моды Тим Ильясов рассказывает, как изменился офисный дресс-код за последние 20 лет, и как на него повлияла пандемия.

офис "Газпромбанка"<br />
офис "Газпромбанка"

Немного о себе

Меня зовут Тим Ильясов. Я исследователь моды, журналист и телеведущий. «Газпромбанк» попросил меня рассказать о том, как эволюционирует офисная мода. Ну что ж, поехали!

Тим Ильясов

История

Офисный дресс-код начал активно меняться не сегодня, а более 20 лет назад, что было связано с IT-революцией и развитием на рынке крупных IT-компаний, в которых уже не было необходимости выстраивать вертикальную иерархию. В таких компаниях сотрудники получили максимальную свободу самовыражения, что мотивировало к развитию креативности, инициативности и большей продуктивности. Кроме того необходимости айтишнику, программисту, специалисту по онлайн-технологиям одеваться в костюм и галстук просто не было.

кадр из сериала "Офис"
кадр из сериала "Офис"

Собственно, уже в 2000-х офисная визуальная культура с мужчинами в пиджаках и женщинами в юбках и на каблуках начала разваливаться. Кризис 2008 года и последовавшая за ним короткая, но плодотворная хипстерская эпоха с ее коворкингами и мягким нон-конформизмом этот процесс укорили. Кризис показал несостоятельность идеально выстроенной корпоративной культуры. Многие люди, строившие карьеры, лишились ее в момент. Они разочаровались в том, что казалось незыблемым. Огромное количество молодых людей, которые готовились к тому, чтобы войти во взрослую жизнь, учились в университетах на экономистов, юристов, маркетологов и менеджеров, вдруг поняли, что это путь в никуда. На рубеже нулевых и начала десятых годов хипстерская эпоха показала, что можно строить бизнес, карьеру и корпоративные отношения вне стеклянных башен и пиджаков.

Именно кризис 2008 года и последовавшие за ним увольнения и сокращения показали, что человек может вполне существовать вне офисной культуры и быть успешным, развивая свой творческий потенциал. Становится понятным, что главное для этого пост-кризисного поколения — это творческая самореализация, а не строительство карьеры. А значит, все элементы, которые заявляют статус и фиксируют высоту карьеры (такие, как дорогой костюм, галстук, правильный портфель и обувь) оказываются невозможными или даже неуместными.

Как умирает дресс-код: чего ждать от офисного стиля после пандемии

К концу 2010-х в деловое пространство начинает медленно, но верно врываться поколение Z, пока еще совсем юных молодых людей. Однако, несмотря на юность, за каких-то несколько лет «зумеры» и их герои существенным образом повлияли на культуру во всех ее проявлениях: от способов подачи информации до моды. «Зумеры» отрицают границы и стереотипы во всем: размываются границы гендера, отменяются стереотипы внешнего вида, для героев поколения Z нет мужского и женского, вечернего и дневного, делового и повседневного — не существует как категории. Естественно, примириться с ограничениями во внешнем виде, которые предполагает дресс-код, они не могут.

Сегодня то понятие, которые мы по привычке называем офисным дресс-кодом, крайне размыто, а тот усредненный деловой стиль с пиджаками, галстуками, женскими комплектами с жакетами и юбками, с туфлями лодочками на каблуках или классическими мужскими оксфордами— исчезает, но не везде.

Дресс-код умер, да здравствует дресс-код

Но давайте не будем категорично заявлять, что дресс-код умер и что его больше нет. Это не так.

На дворе 2020 год, пандемия, случается переход компаний на «удаленку», когда даже работавшие в классических офисах сотрудники вдруг оказываются запертыми у себя в домах. Они работают чаще всего в домашней одежде и лишь иногда выходят на конференции в Zoom, где нужно найти какой-то баланс между деловым гардеробом (потому что вроде как я на работе, пусть и онлайн) и домом, потому что у меня на фоне домашний шкаф, кухня или гостиная.

Сидеть на собственной кухне в галстуке, белой рубашке и пиджаке как-то странно. Участники zoom-конференции так или иначе понимают, что даже если на тебе галстук и рубашка на ногах все равно будут надеты джинсы или вообще шорты.

Zoom Blog<br />
Zoom Blog

Так, появляется новая форма делового стиля. С одной стороны это вещи исключительно casual формата: джемпера, простые рубашки или даже футболки, с другой стороны вырабатывается определенная сдержанная цветовая палитра, появляется понимание, что уместно, а что нет в рамках онлайн-совещания.

Пойти на zoom-встречу в блестящей футболке с уточками странно, а в нейтральной голубой рубашке или в однотонном синем джемпере — вполне возможно. Может быть для работы в офисе образ с джинсами и синим свитером был бы слишком кэжуален, но для домашнего офиса это отличный вариант. Главный принцип делового стиля — не раздражать, не возбуждать и не давать контрагентам лишней информации. Таким образом даже в домашнем офисе цвета будут нейтральными, а яркие характерные принты и рисунки на одежде нежелательны.

Любопытно, что сейчас раннее совершенно неформальные вещи приобретают формальные свойства. Те предметы одежды, которые казались нам кэжуальными (футболки, мягкие фланелевые рубашки, джинсы и треники) постепенно включаются в деловое пространство и формализуются. Появляются новые правила сочетания вещей, и вот уже какая-то мягкая рубашка, джинсы и нейтрального оттенка джемпер кажутся нам если не деловыми, то вполне уместными в офисном пространстве.

manofmany.com
manofmany.com

После пандемии офисы уже не вернутся к тому режиму, в котором они существовали раннее, ведь многие компании (в том числе и в России) переходят на гибридную систему работы. Вместе с новым режимом работы, появляется и новый, гибридный режим офисного стиля. Костюмы и галстуки (дресс-коды Business best и Business traditional) как необходимость сохранятся только для сотрудников, выходящих на встречи с представителями государственных структур и встречи протокольного уровня. Для сотрудников, в чей круг обязанностей посещение таких встреч не входит, подойдет мягкий вариант дресс-кода smart casual, то есть набор комфортных кэжуальных вещей, которые, тем не менее, вписываются в пространство деловой этики и не нарушают главное правило внешнего вида делового человека — «не бесить!».

Дресс-коды не исчезают, но становятся мягче, а гласные и прописанные правила заменяются негласными. Причем, негласные, незафиксированные дресс-коды внутри компании не менее важны и эффективны. В айти-компаниях ведь тоже есть своеобразный дресс-код, который является негласным. Если вы придете работать в офис такой компании в пиджаке, галстуке, рубашке, в оксфордах с глассажем, в нейтральных очках с тонкой оправой, это будет выглядеть слишком строго и не соответствовать общей атмосфере офиса. На вас будут смотреть косо: почему ты так нарядился, почему ты так выглядишь? Это очень странно, здесь все в футболках, в худи, в свитерах, здесь никто не носит пиджаки. А это ведь тоже своеобразный негласный дресс-код, и вы понимаете, что в такой «расслабленный» офис лучше прийти в джемпере, а не в пиджаке.

Или наоборот, когда вы идете на встречу с министром или начальником одного из мунициальных департаментов, вы оказываетесь в пространстве гласного, официального дресс-кода и одеваетесь в соответствии с ним.

В какие компаниях пиджак все еще нужен

В общем и целом, сейчас полностью консервативных в смысле дресс-кода сфер осталось немного. В России консервативного и строгого дресс-кода придерживаются компании, связанные с государством — например, нефтегазовые компании, все государственные ведомства, муниципальные и федеральные органы, а также строго дресс-кода придерживаются гражданские сотрудники силовых структур.

Необходимость носить одежду строгого делового стиля в рамках двух верхних дресс-кодов сохраняется только на уровне государственного управления, дипломатических и других кросс-культурных коммуникаций на верхнем уровне. Соответственно, только компании работающие в пространстве международных отношений и государственных ведомств, сохраняют дресс-код для своих сотрудников. Все остальные компании и даже банки, которые долгое время были оплотом консервативного делового стиля от формальных дресс-кодов отказываются. Представьте себе современный офис банка: уже никто не ходит в пиджаках и галстуках. Там идет процесс отмены консервативных норм и замены их новыми, более мягкими.

офис "Газпромбанка"<br />
офис "Газпромбанка"

Наиболее строгий дресс-код, существующий сейчас — Business Best, он применяется на протокольном уровне. Например, на сессиях Петербургского экономического форума или саммита в Давосе принято быть одетым Business Best.

Business best для мужчины — это белая рубашка, синий или серый костюм, черная и только черная обувь (скорее всего оксфорды на тонкой подошве), это синий или серый галстук. И в общем-то все. Для женщин это тоже темный (синий, серый или черный) костюм, в котором непременно будет жакет или пиджак, сочетающийся с юбкой, брюками или платьем. Обувь тоже будет достаточно строгой: или темные туфли-лодочки на невысоком каблуке, или полуботинки с небольшим подъемом.

Блиц

Мы не смогли отпустить Тима, не задав еще несколько вопросов напоследок.

— Можно ли себе представить, что через десять лет топ-менеджеры будут приходить на переговоры в модных кроссовках?

— Давайте будем откровенны, нам не нужно ждать 10 лет: топ-менеджеры и так ходят на переговоры в кроссовках далеко не первый год. Мы видим, как спортивный стиль, соединяясь с деловым стилем, становится новой версией делового. Существует даже разделение на спортивные и городские кроссовки. Так что кеды или кроссовки с костюмом — это новая норма.

Ну и, конечно, все зависит от того, о каком офисе идет речь. Впрочем, образ руководителя в костюмов и в кроссовках уже давно никого не шокирует. Особенно если мы говорим про западное пространство.

Другое дело, что президентов в кроссовках мы не увидим ни в ближайшие пять, ни в ближайшие десять лет, ибо протокол есть протокол, у него свои функции и свои правила.

— Будут ли сегодняшние зумеры в будущем поддерживать традиционные пиджаки или они придумают что-то своё?

— Классический пиджак не умрет. Не умрет, потому что есть большая группа людей, которые их любят! Это мужчины-денди, которым нравится одеваться в костюмы и галстуки, потому что это их стиль, их идентичность. Татуировки на лице — это одна идентичность, мужчины в рюшах — другая. Синие волосы, кожаные куртки, винтаж, классические костюмы или смешение всего со всем, — это все разные варианты стиля, на каждый из которых найдется свой покупатель. Для разных вариантов стиля есть разные магазины, разные пространства, разные инфлюенсеры. Внутри костюмного мира есть свои герои, свои журналы, свои ценности и мужчин, исповедующих эти ценности, немало. Поэтому костюм никуда не денется, но да, массово мужчины в пиджаках и галстуках, как это было в 1950-х, ходить уже, конечно, не будут.

Мир сейчас достаточно диверсифицирован. Мы живем в эпоху разнообразия, где каждый может выбрать для себя, кем он хочет быть, каким он хочет быть и что хочет носить. Для одних — пиджаки, для других — худи. Каждый выбирает по душе.

— Мода как будто быстрее стала устаревать. Как выжить в мире постоянно меняющихся тенденций, и может ли случиться так, что мода станет меняться еще быстрее?

Цикл моды за последние три десятилетия действительно сильно ускорился. К 2010-м годам модный цикл сократился до 3 лет. Однако, нагонять этот бешеный ритм и далее было уже невозможно. Темп моды стал истеричным, сумбурным, и работать в таком режиме индустрия уже не могла.

Пандемия показала, что мода вполне может замедлиться и вернуться к более длительным циклам. Замедлившись, мы будем наблюдать чуть-чуть более плавное изменение стилей. Тем не менее, мы живем в динамичную эпоху, в сверх-цифровую эпоху, в которой все крайне быстро, информация распространяется мгновенно, но есть надежда, что трехлетний цикл удлинится до четырех-пяти лет.

Мода, пусть даже офисная, скоротечна и изменчива, а гибридная удаленка в «Газпромбанке» — похоже, стабильно и надолго. В нашем большом банке работают больше двадцати тысяч человек, которых не смущает внешний вид друг друга: по нашим офисам ходят как любители классики, так и те, кто любит покататься на скейтбордах и одеты соответствующе — в худи и широких штанах. Ну а если вы дома, обычно коллеги не заставляют включать камеру на совещаниях — мало ли, какого стиля вы там придерживаетесь.

Но если серьезно, мы рады всем. Особенно тем, кто ищет работу: для них мы предлагаем интересные задачи, достойные зарплаты, отличный соцпакет и возможности. Переходите по ссылке, чтобы посмотреть наши вакансии.

1010
20 комментариев

Зоибись наверное кодить с чавканьем и стуком ложки о контейнер за спиной

11
Ответить

На этот счёт Мне очень нравится диалог с одним из продавцов в одном из магазинов Night City из Киберпанка 2077 -  так вот,   он говорит вот что   "когда-то я был известным модельером и составлял корпоративные луки для лучших менеджеров Милитеха и Арасаки - А теперь меня заменил какой-то новый искусственный интеллект который генерирует не только одежду но планирует все офисные здания и расстановку в них для офисного планктона  - потом они еще удивляются почему так много развелось киберпсихов!  А как можно работать в тесном опенспейсе в тесной трендовой одежде когда за спиной у вас роботы "сцут" своим маслом в маслоотстойник на ряду с сербающей очередью возле вендингового кофе-аппарата с искусственным интелектом и одинаковыми шутками для клиентов -  и звуки "Ави" через резонирующую стеклянную крышу сводят вас с сума!  Так что я теперь перебрался в Пасифику, рай бомжей и наркоманов, зато они меня ценят как личность и им удобно ходить  толкать свой товар в моей просторной комфортной одежде...." 

Не знаю кто писал это диалог для игры но он божественно ложиться в эту статью !

5
Ответить

Это кофе-поинт. Контейнеры с едой обычно достают на кухне, в этом офисе она есть на каждом этаже

Ответить

У меня висит пару костюмов итальянских за бешеные деньги купленные- за эти бабки и даже сегодня можно купить офигенный БУ внедорожник. Эти костюмы это пережиток моей работы на крупную компанию. Желание быть в тренде корпоративного лука обернулось не пониманим главного в жизни. Что можно сказать больше в жизни не куплю себе никаких костюмов только футболки кастомные  джинсы или Eni и шорты 👖 кастомные, лонгслимы и свитшоты и брюхатыми кингурушками и только кроссовки иногда с кедами. 
Теперь меня разбирает смех когда я вижу любого бройлера в костюме. Когда-то я был таким же идиотом.  Да И это тоже касается компаний в которых опенспейс - не то что работать у них никогда нельзя! А максимальная свести к формальному общению на расстоянии. 

7
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

лонгслимы

А в качестве обуви — слипкноты

2
Ответить

Левисы, поло, конверсы. С весны по осень они задают мой внешний вид. Ну а зимой - привет, ближайший военторг) 

3
Ответить