Главные вызовы в управлении распределенной командой по маркетингу в 2021 году

Переход на удаленку стал настоящим испытанием для подавляющего большинства компаний. В силу своей специфики маркетинговые команды особенно остро ощутили все трудности смены режима.

Вадим Рубан, коуч и бизнес-тренер коммуникационных программ, ранее директор по персоналу в «Нидан Соки», «Росатом» и Coca-Cola, спикер курса «Директор по Digital-маркетингу» от Skillbox, рассказал об изменениях в выстраивании рабочих процессов в отрасли маркетинга, а также о способах справляться с самыми распространенными проблемами в 2021 году.

2020 VS 2021

Прошел год с момента массового перехода компаний в формат удаленной работы. Вернемся в весну 2020 года: мы думали, что домашний офис — краткосрочная мера. Поначалу было непонятно, как организовать себя, как выстроить день без потери эффективности работы, руководители не понимали, как контролировать выполнение задач. Все ждали скорого возвращения в офис. Со временем стало ясно, что эпидемическая ситуация диктует свои правила. Сегодня мы видим, что мир изменился и обратного пути уже нет.

Специфика работы команды по маркетингу

Удаленный формат работы для разных компаний и команд оказался уникальным опытом. Если говорить про маркетологов, то важно понимать, что в их рабочем процессе даже в офисном режиме есть своя специфика. Специалистов в команде по сравнению с другими отделами мало, а задач, напротив, много, и все они разноплановые. Только маркетинговый отдел тесно связан со всеми структурами компании: и с финансовым отделом, и с логистическим, и с производственным. Маркетинговый отдел — связующее звено всей организации.

Маркетолог — человек, который должен обладать широким спектром гибких навыков. Самая главная компетенция маркетолога — умение взаимодействовать с людьми. Кроме этого, важны умение работать с информацией и анализировать данные. В условиях удаленного формата эти навыки приходилось развивать и адаптировать под обстоятельства.

Основные трудности в управлении командой по маркетингу в 2021 году

С трудностями столкнулись как руководители, так и подчиненные. С позиции руководителя можно выделить следующие вызовы.

  • Отсутствие возможности контролировать занятость сотрудников в течение дня.

В офисе можно наблюдать за подчиненными и тем, что они делают. В условиях построения рабочего процесса онлайн многие руководители стали теряться и думать, что сотрудники делают недостаточно. Вследствие чего стали давать больше задач, которые невозможно выполнить за день. Решение этой проблемы простое: следить не за процессом выполнения задач, а за результатом. Сейчас все компании используют различные приложения для контроля текущих дел: Trello, Notion и прочие. Там же можно устанавливать дедлайны, чтобы сотрудники сами могли распоряжаться своим временем и силами для своевременного выполнения задач.

  • Низкая мотивация работать.

Человек — социальное существо. Только при прекращении плотного взаимодействия с коллегами люди осознали, что это крайне важно для эффективной работы. Логично, что при работе из дома командный дух стал угасать. Хороший вариант для руководителя: провести онлайн-встречу с командой и ознакомить сотрудников с контекстом задач, которые стоят перед всем отделом маркетинга. Подчиненные сами начнут формулировать пути достижения целей по своим направлениям. Такая тактика поможет вернуть сотрудникам ощущение нахождения в коллективе, повысить уровень вовлеченности всей команды, и сделать отдел еще эффективнее.

  • Личные причины сотрудников, вызывающие недопонимания.

Каждый человек можем столкнуться с личными проблемами, которые отразятся на его жизни, в том числе и на работе. В командах по маркетингу обычно много женщин, работающих мам. Исследование 2018 года показало, что работающие мамы — самая незащищенная категория сотрудников, они меньше остальных склонны делиться своими личными проблемами, влияющими на производительность труда. Речь идет об обязанностях, связанных с воспитанием и заботой и ребенке. Возможно, женщина не может начать рабочий день ровно в 9 утра, потому что в это время ей надо отвезти ребенка в школу. В условиях пандемии появилась еще одна проблема: уход за больными родственниками, который также отнимает время и силы. Все эти личные обстоятельства не принято обсуждать с коллегами. Но если вы чувствуете, что они влияют на вашу продуктивность, то это надо обсудить с работодателем. В свою очередь для каждого руководителя важно показать подчиненным, что он хочет их знать и готов входить в положение при необходимости. Это поможет выстраивать рабочий процесс эффективно и, главное, удобно для всех. Модель «начальник — подчиненный» в традиционном понимании теряет свою актуальность. Команда становится сильнее, когда все ее члены являются коллегами. Даже в удаленном формате работы можно проводить небольшие тимбилдинги. Например, выделять полчаса в неделю для общения с сотрудниками на любые темы, кроме рабочих.

Отдельно стоит отметить, что в 2020–2021 годах увеличилась текучка кадров. Это невыгодно и для руководителей, и для подчиненных. Компании не хотят терять ценных членов команды, а сотрудники увеличивают время своего карьерного роста. Проблему можно нейтрализовать, если приложить усилия по адаптации к новым реалиям.

Трудности, с которыми столкнулись сотрудники маркетинговых команд при удаленном формате работы

Для подчиненных переход компаний в онлайн тоже оказался стрессовым.

  • Выстраивание личных границ.

Проблема, которая оказалось актуальной и для руководителей, и для подчиненных. Разница лишь в том, что когда руководитель уважает свои личные границы, сотрудники копируют его модель поведения. На удаленке временные рамки рабочего дня стерлись из-за отсутствия смены обстановки дом — офис и непрерывного нахождения у компьютера. Но надо понимать, что есть фиксированный рабочий день, и беспокоить коллег в другое время просто непродуктивно. Не удивляйтесь, если на сообщение, отправленное в 22:00, вы получите ответ только в 9 утра следующего дня — вы общаетесь с человеком, уважающим свои личные границы. Также не стоит забывать, например, про обеденные перерывы, которые присутствовали в офисные времена. Сотрудники находятся дома, и могут обедать за компьютером, но могут и устроить себе небольшой перерыв, чтобы восстановить силы. К этому надо относиться с пониманием и не закидывать коллегу сообщениями, если он пропал со связи на 15 минут. Команда становится сильнее за счет продуктивных и отдохнувших сотрудников, поэтому подобные инициативы должны идти со стороны руководства. Когда правила озвучиваются со стороны работодателя, отношение к ним становится серьезнее.

  • Ощущение оторванности и невозможности себя проявить.

Ситуация аналогична проблеме руководителей, не знающих, чем сотрудники занимаются весь день. Только у сотрудников появляется чувство, что их старания никто не замечает, кроме сотрудников своего отдела или команды. Решение следующее: по возможности устраивать личные встречи с более высоким руководством, чтобы человек мог сам презентовать плоды своих трудов. Главное — не делать встречу чересчур официальной, иначе она не принесет никаких плодов, кроме стресса.

Оптимизация рабочих процессов в командах по маркетингу

Как уже было сказано ранее, маркетинговые команды являются многозадачными и разнопрофильными. В 2021 году наблюдается тенденция оптимизации рядовых задач. На встречи и звонки теперь приглашают только тех сотрудников, присутствие которых необходимо. Сами встречи проходят максимально быстро и четко, без лишних обсуждений и промедлений.

Так как маркетинговые команды напрямую связаны с непрерывными коммуникациями с другими отделами, им стоит уделять особое внимание грамотности и эффективности этих коммуникаций. Хорошее отношение и умение искать компромиссы — условная валюта любого офиса, особенно когда речь идет об удаленке.

Перспективы маркетинговых команд и компаний в целом

Сейчас, когда жизнь возвращается в привычное русло, становится очевидным, что офисы себя изжили. Будущее за гибридным форматом работы по нескольким причинам. Первая — пандемия все еще не закончилась, работа из дома безопасный вариант для всех. Вторая — содержание офиса финансово невыгодно. Уже стало понятно, что при правильной организации удаленная работа не менее эффективна, чем офисная. Компаниям просто нет смысла тратить крупные суммы на аренду помещения.

1010
3 комментария

мне кажется, с проблемой личных границ столкнулись на удаленке все, не только маркетологи

Интересно взглянуть на процессы управления с позиции руководителя)

Материал интересный, спасибо.