[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Сергей Разумов", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 36, "likes": 31, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "25080" }
Сергей Разумов
11 312

Личный опыт: MBA в топовой бизнес-школе

Управляющий директор Delivery Club Андрей Лукашевич об опыте обучения в INSEAD и о том, кому и зачем оно может пригодиться.

Поделиться

В избранное

В избранном

Андрей Лукашевич, управляющий директор Delivery Club

Впервые я серьезно задумался об MBA, уже поработав в консалтинге Ward Howell, уйдя затем в предпринимательство и за три года построив бизнес с нуля. В 27 лет я продал долю в своей фирме и выбирал, что делать с деньгами: купить новую машину или вложить их в учёбу.

Взвесив «за» и «против», я остановился на MBA. Хотелось получить фундаментальные знания в сфере консалтинга: факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ дал мне хорошую техническую базу, но экономику и бизнес я там не изучал — их приходилось осваивать самому. При этом я много работал и общался с людьми из сферы консалтинга, для которых хорошая школа MBA была чем-то базовым.

Я рассматривал только топовые мировые программы: INSEAD, London Business School, Columbia Business School, Harvard Business School, Stanford и Wharton. Получение MBA в других было бы просто тратой собственных денег, которые хотелось вложить с максимальной отдачей.

В итоге я выбрал INSEAD. Тогда в рейтинге бизнес-школ по версии Financial Times она была четвертой, а последние два года держится на первом месте. Решающим аргументом в её пользу стало то, что именно INSEAD оканчивали многие знакомые из сферы консалтинга; кроме того, курс там длится год (во многих других бизнес-школах — два года).

Про подготовку

Знание английского языка на высоком уровне обязательно, иначе 80% обучения будет скомкано и пройдёт впустую. Как ни парадоксально, поступать на MBA проще лингвистам, потому что математика там, по нашим меркам, простая, а английский язык достаточно сложный.

Даже для тех, кто живет в Москве и считает, что знает язык, вербальная часть вступительного General Management Admission Test (GMAT) может показаться непростой: в ней много заданий на логику, порядок слов, избыточность предложений. TOEFL и IELTS гораздо проще: достаточно уровня Upper Intermediate и нескольких недель подготовки, чтобы пройти тест на 100 и более баллов.

Курсы по подготовке к GMAT и TOEFL заняли у меня два месяца. Сдал хорошо: GMAT с результатом 720 баллов, TOEFL — 109. Подал документы, пообщался сразу с несколькими группами интервьюеров и выпускников, меня приняли.

Про деньги

На обучение я потратил около €80 тысяч. Тогда стоимость курса в INSEAD составляла €64 тысяч (сейчас INSEAD поднялся в рейтинге, выросла и цена). Американские школы дороже — там обучение может стоить $150 тысяч за два года. На проживание я потратил около €20 тысяч при довольно скромном бюджете (билеты, жилье, еда без особых излишеств).

Существуют организации, которые выдают займы студентам хороших бизнес-школ. Идеальный вариант — взять займ в международном банке: там его можно получить под 3-6%, если у вас есть поручитель. У меня поручителя не было, поэтому деньги я брал в английском фонде Prodigy Finance под 9%. Российский банк даст кредит под 15%, но в рублях: если курс резко подскочит, заёмщика это не затронет.

Про учебный процесс

Курс INSEAD состоит из пяти модулей, каждый из которых длится около полутора месяцев. Первые два модуля представляют собой фундаментальное образование, ориентированное на то, чтобы заполнить пробелы в знаниях. Очень похоже на университет: классические лекции, домашняя работа, в конце модуля — экзамены.

Третий, четвертый и пятый модуль рассчитаны на специализацию: к этому времени студент уже должен выбрать, какие сферы он хочет изучить подробнее (стратегия, инвестиции, маркетинг). Каждому учащемуся выдается некоторое количество баллов, которые он может использовать на свое усмотрение.

Баллы можно потратить на курсы (чем популярнее курс и чем «круче» преподаватель, тем больше он будет «стоить»), а также на то, чтобы пройти модуль в другом кампусе (у INSEAD есть кампусы во Франции и в Сингапуре) или другой бизнес-школе, с которой есть программа обмена.

Эти три модуля в большей степени ориентированы на новые контакты, знакомства и общение с успешными предпринимателями или выпускниками, с востребованными преподавателями.

Про «X книг вместо MBA»

К сожалению, самостоятельное обучение не может заменить личного присутствия в бизнес-школе. Человек не любит выходить из зоны комфорта, напрягаться и во что-то вникать. Сходить на лекцию или прочитать книгу — лишь развлечение. Проблема в том, что этого недостаточно: чтобы усвоить прочитанное или услышанное, нужно практиковаться, решать много задач, готовиться к экзаменам, не спать ночами, бояться отчисления. Заниматься этим самостоятельно человек не станет.

Очень многие проходят программу MBA в онлайне, но практически никто из них не сдает экзамены, потому что это неприятно и болезненно. Ценность классического института образования в том, что есть люди, которые заставляют тебя решать задачи и сдавать экзамены, спрашивают о тонкостях, говорят, что всё неправильно, и требуют переделать. Именно за это многие и отдают такие деньги.

А ещё — за возможности совместной работы. Тебя окружают люди, которые, как и ты, смогли пройти отбор, и преподаватели-профессионалы. В такой среде гораздо быстрее приходит понимание отдельных процессов бизнеса, индустрии, культуры и так далее.

Это даёт и возможности обмена опытом, расширения кругозора, получения дополнительных инсайтов. Можно прочесть огромное количество книг по маркетингу, но в школе маркетинг-директор научит тебя всему этому за несколько недель.

Про выбор школы

Любая бизнес-школа из первой десятки рейтинга предложит достойный уровень обучения финансам или стратегии, но есть две ключевые вещи, на которые нужно ориентироваться при выборе.

Первое: исходи из своих задач. У каждой школы есть свои особенности. Финансистам, которые любят ходить в костюме с галстуком, будет комфортнее в LBS или в Wharton. Гикам-стартаперам, которые хотят заботиться о планете и отправлять миссии на Луну, — в Стэнфорде. Если ты из состоятельной семьи, тебе в Гарвард.

Второй момент: выбирай, где нравится жить. Скажем, если хочешь сделать карьеру в Америке, рассматривать нужно только американские школы. Если колеблешься между Нью-Йорком, Сан-Франциско и Лондоном, посети каждое из этих трех мест, погуляй по кампусу, проведи пару дней в городе и пойми, где тебе комфортнее всего.

Получая MBA, ты на год или два выпадаешь из привычной среды, погружаешься в культуру, которая очень сильно отличается от российской. Это чрезвычайно сильно влияет на человека и его амбиции и может определить всю дальнейшую жизнь.

Про цели

Очень многие поступают на MBA, чтобы найти себя, открыть для себя новые возможности, перспективы: «В своей карьере я уткнулся в потолок и не знаю, куда деться».

На самом деле, чтобы получить максимальную пользу от бизнес-образования, нужно чётко знать, чего ты хочешь, ехать с определенной целью и заводить полезные знакомства, которые смогут приблизить тебя к достижению этой цели. Идеальный вариант: за год до учебы начинать читать правильную литературу, а уже во время обучения — знакомиться и общаться с теми, кто имеет полезный бэкграунд и может порекомендовать или представить тебя нужным людям.

Это важный момент: MBA в хорошей школе даёт пропуск в те круги общения, до которых раньше было не дотянуться. Ты можешь познакомиться с предпринимателем из твоей сферы, который раньше казался небожителем, — если у тебя есть мозги и идеи, это знакомство послужит трамплином на карьерной лестнице. Так же можно найти и инвесторов.

Я люблю сравнивать опыт в консалтинге и учебу в бизнес-школе. Первое — актив в твоем портфолио, набор навыков и достижений, который однозначно повышает твою «ценовую планку». А MBA это необязательно актив, а скорее возможность завести знакомства, связи.

Не говоря уже о том, что общение с людьми из других стран, с другим бэкграундом очень расширяет кругозор. Приезжая в школу, ты понимаешь, насколько привык жить в своей парадигме: даже поработав в России в международных корпорациях, фактически ты всё ещё «оттуда», просто с налётом «международности». А учёба в бизнес-школе раздвигает эти границы.

Конечно, обучение в топовой бизнес-школе — это ещё и строчка в резюме, которая делает тебя интереснее и привлекательнее для международных компаний. Это вовсе не гарантия того, что тебя возьмут, но скорее пропуск за переговорный стол. Дальше всё зависит от твоего опыта и ума.

Кому стоит получать MBA

  • Сотрудникам международных банков, финансовых институтов. Они хотят вывести свою карьеру на международный уровень, пойти в инвестиции или сменить страну проживания.

  • Тем, кто работает в консалтинге. После обучения они либо возвращаются в Россию на более высокую должность, либо переходят из российского офиса в зарубежный, либо уходят в европейский бизнес — в стартап или тот же ecommerce.

  • Стартаперам. Им MBA пригодится для выхода на инвесторов. Большая проблема наших предпринимателей в том, что в России деньги по большей части сосредоточены во вполне конкретных руках, а зарубежных инвесторов привлечь сюда крайне непросто. Если за твоей спиной не стоит компания или фонд, готовые тебя финансировать, то ходить по венчурам и искать деньги на стартап — лишь лёгкий способ испортить себе жизнь.

    Чтобы начать своё дело за пределами страны, бизнес-школа — очень хороший выход. Попав в правильную компанию, можно сразу начать заниматься серьезными проектами, потому что появится доступ к финансированию. Кроме того, обучение в зарубежной бизнес-школе автоматически делает тебя международным специалистом — после этого будет гораздо проще привлекать иностранных инвесторов.

  • Руководителям. MBA даёт возможность подтянуть базовые знания о бизнесе. Скорее всего, самому заниматься финансовым моделированием, программированием и подобными вещами не придётся, но появится понимание, умение адекватно оценить и дать конструктивную критику. Для руководителей это ценно.​

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления