Как создаются Hardware стартапы: История выпускника венчурного акселератора

Первый прототип
Первый прототип

Антон Непахарев - основатель стартапа ЖарПончик и выпускник акселерационной программы Techno Skolkovo Community. Он развивает свой проект на протяжении 7 лет и за это время прошел огромный путь - от страха кражи идеи до воплощения задуманного в реальность. Получилось наглядное пособие проб и ошибок для основателей железных стартапов. Своим опытом Антон поделился с Венчурным Акселератором.

История моего проекта началась в 2006 году. Тогда я впервые задумался о том, куда пропали пончиковые с наших улиц. Раньше часто встречались кафетерии с любимым лакомством, а ныне всё исчезло. Я обдумывал вопрос и начал строить первую модель бизнеса. Хотел организовать процесс замеса теста в прицепах типа “Тонар”. Ведь приготовить пончик просто - добавь воды и всё. Почти. Я крутил финансовую модель вдоль и поперек, проводил опросы через форумы, читал бизнес-планы. Но всё было напрасно. Тогда не сошлась аренда и зарплата сотрудников. Я понял основную, как мне казалось, проблему и отложил проект на 7 лет.

Это мои первые чертежи
Это мои первые чертежи

Страх, что украдут чертежи и идею

Вернуться к идее меня заставил сон. Однажды мне приснился мой аппарат, точнее, его жаровня. Я в три утра вскочил с постели и нарисовал увиденное во сне на листе бумаги. К слову – я ни разу не инженер, а экономист. Но у меня получился чертеж от руки. На следующий день были сделаны эскизы в Power Point.

А дальше случилось то, что происходит практически с каждым начинающим предпринимателем. Я думал - как быть с моей идеей, её же могут украсть, что мне с этим делать и кому показать? Вспоминать это сейчас очень забавно. Поверьте моему опыту - не бойтесь показывать свои наброски экспертам. Во-первых, с вами поделятся советом и даже расскажут всё, что знают по этой тематике. И обязательно дадут совет, с кем еще можно проконсультироваться. А во-вторых, воровать идею на этапе “каракули” просто нет смысла, ведь это еще не работающее изделие. В эскизе нечего воровать. В него необходимо еще вкладывать и вкладывать. В него верите только вы.

Визуализируем идею

Конечно, одного чертежа недостаточно. Необходимо нарисовать эскизы и описать принцип действия. Можно создать мультик в Power Point. Это сконцентрирует ваши мысли и даст опорную картинку. И очень важно дать имя вашему детищу и всему проекту. Я назвал аппарат "ФК-900", а проект "Жар-Пончик". Название аппарата потом поменялось, а вот название проекта прижилось. Хотя все его считают неудачным. И периодически начинают креативить.

Где взять экспертов

Эксперты вокруг вас. Важно понимание, что вы своей идеей не изобрели ничего гениального, а просто посмотрели на проблему с другого ракурса и технического уровня. Получается, мы имеем что-то, с чем общество уже может быть хорошо знакомо. Я искал инженерные кадры именно из этой области. Мне повезло выйти на компанию производителя пончиковых аппаратов и переговорить с её хозяином и изобретателем пончикового оборудования. От него я подробнейшим образом узнал, как готовятся пончики. Я ему настолько благодарен, что даже здесь скажу - спасибо вам, Владимир Ильич хозяин компании "Изобретатель".

Не бойтесь идти и спрашивать профессионалов, они не страшные, а отзывчивые люди. Можно выйти на НИИ вашего профиля, это реально поможет войти в профессиональную среду и познакомиться с экспертами. Эксперты есть на сайтах фрилансеров. С экспертом в области электроники я познакомился задав вопрос продавцу в магазине электроники "Амперкот". Привет тебе мой боевой товарищ Макс. Он сделал мне все контролеры.

Проверяем гипотезу

На этом этапе нужны деньги. И это ваши деньги, либо деньги частных инвесторов. Для проверки гипотезы hardware стартапа в бою не нужны конструкторы и сложные технологии. Вам может понадобитсяобычный картон, фанера, движки и контролеры. Даже если нужно изделие из металла, можно взять черный металл в пункте вторсырья. Сварщик по вашим эскизам сварит всё, что вам нужно. Так было у меня. А вырезать из фанеры можно в специальной мастерской с лазерным станком. Контроллер и программирование можно сделать даже в детском техническом кружке. Например "Авиацмит"

Запомните - Мысль “Потом придумаю, как это сделать по месту” НЕ РАБОТАЕТ. Не придумаете, не прикрепите, не просверлите - проверенно. Но не выверяйте всё до миллиметра, делайте как можно больше регулируемых деталей. Вот их по месту как раз и подрегулируем. Старайтесь все снимать на видео и делать фотографии процессов. Заведите папку в облаке куда складывайте всё в хронологическом порядка и пишите как можно больше отчетов. Даже малейшее ощущение, которое у вас сложилось, может дать правильный ход мысли. Через какое то время вы их прочитаете и может что то найдете. Когда прототип заработает надо снять видео и начинать поиск инвестора. Всё шутки кончились.

Это мой патент. Получен после строительства прототипа. Это уже второй, так как построив прототип по первому патенту мы поняли что вот не работает изделие.
Это мой патент. Получен после строительства прототипа. Это уже второй, так как построив прототип по первому патенту мы поняли что вот не работает изделие.

Патент

Патент - это очень важный этап. Патентовать надо только после постройки минимального прототипа и проверки гипотезы. Сейчас рассмотрение занимает примерно 6 месяцев - что на изобретение, что на полезную модель. Ищите надежного патентного поверенного. Надежность поверенного это количество прошедших патентование и не прошедших патентование идей.

Делаем чертежи

Допустим, вы подтвердили, что идея вашего стартапа железно рабочая. Пришло время сделать чертежи. Не советую заказывать их в конструкторских бюро. Лучше найдите конструктора - им может быть ваш эксперт или тот, кого он посоветует. Но этот специалист станет теперь полноценным участником вашей команды. Именно он будет ездить на производство и контролировать изготовление прототипа, вносить изменения, делать новые чертежи и биться с заводом. От него зависит, сколько денег будет стоить изделие, сколько прототипов придется построить и как быстро. Как понимаете, этот человек будет привязан к вашему изделию и его не так легко поменять.

Я рекомендую пройти курсы по работе в чертежных программах и разобраться в конструировании. Это нужно для безопасности проекта. Я освоил SOLIDWORKS за 2 месяца по видео-урокам и сделал прототип. Уверяю, это не сложнее игры в Майнкрафт. Конечно, ошибок было очень много. Но они были исправлены и первый прототип заработал. Этим я сэкономил на начальном этапе.

Посмотрите, какие специалисты вам необходимы еще. Их можно нанять дополнительно на фрилансе. Тут нужно очень четкое ТЗ. В этом вам поможет ваш конструктор.

Принцип строительства прототипа

Пока идея не опробована, поэтому её надо разбить на составные части и строить по частям, испытывая всё постепенно. Это позволит избежать затрат на внесение изменений и перестройку всего изделия. И это не важно, что общая гипотеза подтверждена прототипом “на коленке”. Строить и пробовать нужно по узлам.

Выбираем завод

Как бы странно это не звучало, но я рекомендую искать “опытный завод” при каком-нибудь НИИ. У них есть всё необходимое оборудование, плюс квалифицированные рабочие и грамотные инженеры. Обычно такие заводы сосредотачивают у себя производства по максимуму, а уровень загрузки у них примерно 60-70%. Они изначально заточены под опытные образцы, штучное и мелкосерийное производство. Я делал прототип на опытном заводе Роскосмоса.

Да, к ним просто так не зайдешь. Но Президент поставил задачу - к 2026 году иметь 30% гражданской продукции. И на очень многих заводах появились специальные люди, которые ищут именно вас. Я лично знаю 2-х, с удовольствием поделюсь контактами.

Развею миф о дороговизне. На местах сидят адекватные люди, готовые работать за разумные деньги. Так что кофеварка по цене баллистической ракеты вам не светит. Вы приносите чертежи, вам выдают смету и ориентировочные сроки. Далее вносите предоплату и поставляете сырьё. Снабжение сырьём - это очень важно. На этих предприятиях всё сырьё проходит через обязательный тендер, и обычный лист стали вы будете ждать месяц.

И вперед, теперь всё зависит только от уровня ваших чертежей и наличия в них ошибок.

Это наш опытный образец и его мы испытываем уже почти 6 месяцев. Обнаружили кучу недочетов. Следующая модель будет уже исправленная. Это прототип 4.2 потому что в результате испытаний пришлось переделывать.
Это наш опытный образец и его мы испытываем уже почти 6 месяцев. Обнаружили кучу недочетов. Следующая модель будет уже исправленная. Это прототип 4.2 потому что в результате испытаний пришлось переделывать.

Что было задумано и что получилось

На выходе ваше изделие будет отличаться от задумки, как карусель от качелей. Работа внесет свои коррективы - что-то отпадет, а что-то прибавится. Главное, чтобы изделие решало поставленную проблему и не выходило за параметры сметы серийного производства. Всего мной было изготовлено прототипов и изменений к ним. 1.0; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 3.1; 3.2; 3.3; 4.1; 4.2. - Последний можно считать опытным образцом. Нам предстоит еще 1 предсерийный образец и скорее всего всё.

Деньги

Вы должны знать серийную цену изделия. Её надо рассчитать и под неё стараться подвести эту стоимость. Себестоимость изделия должна быть примерно в 2 раза ниже цены, по которой вы собираетесь его продавать. Важно количество изделий, которое вы планируете выпустить. Любой завод нацелен на объемы. И об этом нужно сказать заводу.

На каждом этапе важно считать деньги. Разработки очень дороги. Обычно первоначальная смета на первый прототип совпадает. Второй прототип будет стоить на 40-50% дороже сметы. Третий и последующие - в 2 раза больше сметы. Обязательно закладывайте расходы на транспорт и сторонних консультантов, переделку узлов, перепрограммирование, сгоревшие детали. Покупайте больше материалов - сталь, пластик фанера и т.д. примерно на 50%. Гарантирую, пригодятся.

Записывайте всех поставщиков в отдельный лист и храните его в облаке. Обязательно пишите контактных лиц, их телефоны что покупали и цены. Поставьте условие в своей почте что бы письма от каждого поставщика падали в определенную папку. Так реально легче искать. Заведите себе отдельную почту для проекта. Личный опыт очень не удобно в своей личной это всё искать.

Удачи вам, однополчане!!!!!!!

Это более расширенная версия статьи

66
реклама
разместить
3 комментария

Задумывал как духовку для пончиков, а на выходе получился чистый спирт! 

1

Задумывал как вендинговый аппарат изначально. А оказалось что это нужно и для кафе. А дальше планы 40 футовый контейнер полностью автономный с горячей выпечкой вот на дороге выбрасываем, кнопку нажимаем и он 2-4 дня на загруженных ингредиентах трудится потом приезжает машинка и добивает расходники.

1

Молодцы, за автоматизацией будущее. Если не в этом проекте, но мысли точно в правильном направлении.